Медиа Пульс » Главные новости » Фидель Кастро, последний революционный романтик XX века

Фидель Кастро, последний революционный романтик XX века

27 ноября 2016
27.11.2016 - 3:30
Фидель Кастро, последний революционный романтик XX века

В истории было не так много людей, которых запоминают не по фамилии, титулу или прозвищу, а по имени.
Людей-эпох, людей-символов.
В XX веке такими «иконами» стали Элвис, Коко, Арнольд.
Ну и, конечно, Фидель.
«Символ целой эпохи в новейшей мировой истории» — именно так назвал почившего 90-летнего лидера кубинской революции Владимир Путин.
Да, символ противоречивый — для одних он ассоциируется со свободой, для других — с тиранией или на крайний случай авторитаризмом.
Однако Фидель был, безусловно, последним революционным романтиком XX века, и останется в памяти людей как великий человек, чья харизма изменила целый регион, чье обаяние и воля оказались сильнее, чем американская армия и американские доллары. По крайней мере, на какое-то время.
Наследники подвели
Казалось, Фидель и его борода вечны. Команданте пережил строительство и разрушение Берлинской стены, гибель и возрождение российского имперского проекта, взлет США на пьедестал мирового лидера и падение оттуда, восход и закат идеи Единой Европы, сегрегацию в США и приход в Белый дом черного президента.
К сожалению для Кастро, он пережил и собственную эпоху. Левая идея в Америке вырождается и умирает. Сказался не столько фактор неудачных исполнителей, сколько неподходящая для эффективного социализма латиноамериканская модель государства.
Чавес, Моралес, Ортега и другие социалистические лидеры пытались построить социализм, опираясь на беднейшие слои населения. Своего рода государство бедных и для бедных, а не среднего класса для среднего класса.
Неудивительно, что в левых режимах Латинской Америки (за некоторым исключением) процветала уравниловка, неуважение частной собственности и инвестиций, приоритет справедливости и равенства над экономическим ростом.
Собственно, латиноамериканский социализм смог так долго продержаться на трех ножках: абсолютной дискредитации правых режимов (которые вели драконовскую монетаристскую политику и строили скорее государство богатых для богатых), деньгах Уго Чавеса и революционной романтике Фиделя.
Сейчас же три кита фактически умерли. О правых режимах в той же Венесуэле практически забыли (скорее сейчас наследники этих правых позиционируются как защитники среднего класса от сошедших с ума от жажды власти левых сил), а в Аргентине они уже вернулись к власти исправлять все экономические перегибы правительства Кристины де Киршнер.
Приток венесуэльских нефтедолларов резко сократился из-за падения цены на нефть и серьезного экономического кризиса в Венесуэле, связанного в том числе и с неадекватной государственной политикой.
Отчасти в этом виноват и сам Кастро.
Так, именно благодаря Гаване наследником Чавеса стал не либерал-чавист, а упертый, но надежный аппаратчик Николас Мадуро. Об этом выборе уже пожалела и Венесуэла, и рискующаяся лишиться венесуэльских денег Куба. Собственно, когда местным правым удастся сковырнуть Мадуро из президентского дворца Мирафлорес (именно не «если», а «когда» — против Мадуро выступает сейчас даже значительная часть бедноты), спонсорская помощь левым режимам прекратится совсем.
Ну и сейчас рухнула ножка харизмы Фиделя. И, что самое грустное для левых, идейного наследника Команданте хотя бы уровня Уго Чавеса сейчас в Латинской Америке нет.
Время великих лидеров прошло, и не только в Латинской Америке — им на смену пришли конформисты-популисты, из-за чего мир и рухнул в пучину кризиса.
Неудивительно, сейчас что наибольшей популярностью среди населения пользуются «олдскульные» главы государств, такие как Путин и Трамп.
Куба тоже хочет кушать
Самым же большим разочарованием для умирающего Фиделя было, по всей видимости, наблюдать начавшуюся гибель кубинской революции. Остров свободы отказывается от свободы ради повышения уровня жизни.
За время своего правления Фиделю Кастро удалось выстроить на Кубе настоящее социалистическое общество тропического типа.
Люди жили небогато, но относительно счастливо — солнце, море, пальмы, воздух. И, самое главное, чувство собственного достоинства.
Как верно отметил президент Франции Франсуа Олланд (он иногда тоже говорит правильные вещи), Фидель «дал кубинцам возможность гордиться отторжением иностранного господства».
Кубинцы были довольны тем, что являлись раздражителем для могущественного западного соседа, которому они утерли нос в «Заливе свиней» и живучестью Фиделя (пережившего множество покушений).
Однако экономика не строится на иллюзиях, и кубинский социалистический рай существовал во многом благодаря многомиллиардной советской экономической помощи.
Когда Союз рухнул, и Москве стало не то что не до Кубы, но даже не до Украины, на острове начался серьезный экономический кризис.
К счастью, с начала нулевых у Острова Свободы появился новый спонсор в лице купившего себе звание любимого ученика Фиделя Уго Чавеса — венесуэльский лидер снабжал остров нефтепродуктами и подкидывал деньжат. Однако Чавеса нет уже несколько лет, как и денег у Венесуэлы.
В этой ситуации Рауль Кастро — брат Фиделя, который уже несколько лет руководит Кубой — сделал трудный, но правильный выбор.
Он не хотел, чтобы в умах кубинцев холодильник победил телевизор, а заодно и сверг неэффективный режим. Поэтому он развернул корабль кубинской государственности от социализма к капитализму. Кастро-младший начал программу экономических реформ, политику по привлечению иностранных инвестиций, а также запустил процесс нормализации отношений с Соединенными Штатами (от которых, собственно, и ждет инвестиций).
© РИА Новости
Фидель Кастро умер в возрасте 90 лет. Кадры с кубинским революционером
Возвращение к большому брату
Рауль Кастро проводит реформы «без спешки и тем более без импровизаций, которые только приведут к краху».
Однако итог этих реформ очевиден. Неважно через сколько — пять, десять или пятнадцать лет — они приведут к попаданию Острова свободы под власть американских корпораций. Куба вернется к тому состоянию, в котором она была до Фиделя — сельскохозяйственную страну, являющуюся туристическим раем для американских граждан.
Собственно, благодаря смерти Команданте у США есть возможность ускорить процесс возврата Острова свободы под свое крыло.
В 2016 году Барак Обама уже совершил исторический визит на Кубу, и теперь, возможно, нужно съездить еще раз, уже на похороны Команданте. Обама уже отметился сожалением, заявив об «огромном влиянии этой особой фигуры на людей и мир вокруг него». Теоретически можно командировать Джона Керри (чем еще заниматься госсекретарю в ситуации, когда вся нынешняя внешняя политика США будет кардинально меняться при Трампе), однако эффект будет не таким ярким.
Возможно, поехать нужно не только Обаме, но и Дональду Трампу.
На момент написания этой статьи реакция избранного президента состояла лишь из фразы в его твиттере «Фидель Кастро мертв». Однако именно Трампу после ухода Обамы нужно будет продолжать процесс возвращение США на Кубу и в Латинскую Америку, поэтому такие возможности он упускать не имеет права.
Хотя бы познакомится со многими региональными и мировыми лидерами, которые, безусловно, прибудут попрощаться с человеком-эпохой.
Геворг Мирзаян, доцент Департамента политологии Финансового Университета при Правительстве РФ
Фидель Кастро, последний революционный романтик XX века

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 583
Распечатать
Комментировать