Медиа Пульс » Главные новости » Поэт в клобуке: как уроженец Киевщины стал духовным наставником русского народа

Поэт в клобуке: как уроженец Киевщины стал духовным наставником русского народа

1 января 1970
Поэт в клобуке: как уроженец Киевщины стал духовным наставником русского народа

ГЛУШЕНКОВ Григорий
С его именем связаны три города: Макаров (районный центр Киевской области), Ростов Великий и Ростов-на-Дону. В каждом из этих городов стоят его памятники, формируя своеобразный сакральный треугольник, олицетворяющий духовное единство западной, северной и южной Руси. Речь идёт о Дмитрии Ростовском (в миру Данииле Саввиче Туптало), церковное почитание которого приходится на 10 ноября.
Академик Дмитрий Лихачёв называл святителя Дмитрия выдающимся писателем и поэтом, «имевшим огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Дмитрий Ростовский развивал литературную традицию православной цивилизации, и как знать, если бы не мощнейшее западное влияние в эпоху петровских реформ (а жизнь святителя оборвалась как раз в то время, в 1709 году) — может быть, шедевры в стиле Фёдора Достоевского и Ивана Шмелёва появились бы в русской словесности гораздо раньше.
Кроме большого количества стихов и песен, популярных в народной среде восемнадцатого века, Дмитрий Ростовский создал ряд православных театральных постановок, среди которых особенно известны «Успенская драма» и «Ростовское действо», образно описывающие события евангельской истории.

Но самым грандиозным вкладом святителя Дмитрия в развитие русской культуры стало создание четырёх томов житий, получивших известность под названием «Четьи-Минеи». Он начал писать их в 1680-е годы, когда ещё служил под Киевом, а закончил в 1705 году, на митрополичьей ростовской кафедре. «Четьи-Минеи» — вершина русской агиографии, тщательно отобранный и художественно переданный свод знаний обо всех подвижниках православной веры, начиная с первомучеников и кончая духовными вождями Русской Церкви.
Вплоть до начала двадцатого века «Четьи-Минеи» были важнейшим источником культурной жизни русского народа. Даже малограмотные крестьяне выучивали их наизусть, пересказывая своим детям и внукам, гостям и дорожным спутникам. Устный пересказ житий, вышедших из-под пера Дмитрия Ростовского,- эмоциональный, образный, нередко театрализованный,- стал неотъемлемым элементом народного искусства, украшая праздники и свободные вечера крестьянского общества.
«Четьи-Минеи», лично подаренные святителем Дмитрием молодым государям Ивану и Петру, были одной из востребованных книг царской библиотеки. Агиографическими сюжетами из творений митрополита Ростовского вдохновлялся Александр Пушкин: когда создавал образ юродивого в поэме «Борис Годунов» и когда задумывал незаконченное произведение «Монах».
Дмитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период, в 1757 году. В его честь наречены церковь и крепость в низовьях Дона, впоследствии давшие имя крупнейшему и славному центру Всевеликого войска Донского.

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 370
Распечатать
Комментировать