Медиа Пульс » Главные новости » Мужество или мученичество? Как влияет христианская вера на воинский дух

Мужество или мученичество? Как влияет христианская вера на воинский дух

23 марта 2018
Мужество или мученичество? Как влияет христианская вера на воинский дух

ГЛУШЕНКОВ Григорий
Двадцать второго марта в русских деревнях издавна отмечали «Сороки» — так в крестьянской культуре преломилось название религиозного праздника сорока мучеников Севастийских.
Сюжет события хорошо известен. В начале четвёртого века, при римском императоре Ликинии развернулось очередное гонение на христиан. На восточной границе империи, в городе Севастия (ныне это Сивас в Турции) сорок элитных воинов, отказавшихся приносить жертвы языческим богам, были подвергнуты изощрённой пытке — стоять в зимнюю ночь по грудь в ледяной воде озера. Несмотря на тяжесть страдания, лишь единственный осуждённый не выдержал, отрёкся от Христа и попросился на берег. Тогда один из стражников, потрясённый мужеством остальных мучеников, занял место малодушного в строю и принял смерть вместе с верными.
Вокруг истории Севастийских мучеников не утихают мировоззренческие споры. Часто звучит вопрос: почему опытные воины, прославившиеся в боях, составлявшие цвет римской гвардии, не оказали вооружённого сопротивления мучителям, не подняли мятеж и покорно пошли на смерть? Не есть ли это признак слабости христиан? Не размягчает ли христианство волю нации? Не снижает ли способность защищать свою независимость и свои интересы?
Существуют два полярных взгляда на эту проблему. Они тесно связаны с точкой отсчёта, с той «печкой», от которой «танцует» отвечающий. Трудно отрицать, что в плане личного самоутверждения христианство снижает боевую энергию человека. Настоящий, искренне верующий христианин гораздо больше склонен к примирению, чем к столкновению. Когда затронуты его корыстные интересы, он предпочтёт терпеть, нежели «качать права». Но если смотреть с точки зрения национального, коллективного успеха, всё выглядит совершенно по-иному.
Севастийские мученики, как и подобает настоящим христианам, невысоко ценили свою личную жизнь и потому не боялись смерти. В боях они прославились как отважные воины. Их боевые заслуги признавали даже их мучители, из уважения к ратным подвигам не посмевшие надеть на осуждённых оковы. Это значит, что христианство ничуть не отнимает мужества, если речь идёт не о драке за собственные желания, а о сражении за интересы Отечества. Скорее наоборот, характерное для христиан осуждение эгоизма является дополнительным источником мужества.
Тот же самый мотив, подчинение своего эгоистичного «я» коллективному «мы», привёл севастийских мучеников к отказу от вооружённого сопротивления. Всякий бунт, ведущий у гражданской войне, ослабляет государство изнутри, что отражено в словах Священного Писания «не устоит царство, разделившееся в себе». Кроме того, бунт в римской армии, да ещё в приграничной провинции, мог спровоцировать нападение внешних врагов. Герои севастийского легиона не могли, даже ради спасения своей жизни, ввергнуть своё Отечество в братоубийственный хаос.
Христианское мировосприятие превращает общество в единый организм, где отдельные члены соединены в коллективное целое. Такое общество невозможно раздробить, перессорить, подчинить внешним влияниям или победить в открытом бою. История многократно подтверждала жизнеспособность христианских обществ по сравнению с теми, что были построены на иной основе (в том числе с теми, кто поддерживал культ силы и личной гордости).
Нелишне напомнить, что Византия, где христианство стало государственной религией и окончательно утвердилось в догматах Православия, оказалась той частью Римской империи, которая устояла под ударами варваров. Западная же часть Римской ойкумены, долго цеплявшаяся за языческих богов, распалась и затем пребывала в состоянии «проходного двора» для разного рода пришлых племён.
Нам могут указать, что Византия тоже, в конце концов, погибла под ударами последователей более воинственной религии, ислама. Но это хрупкий аргумент. Даже внутренне прочные империи не могут существовать вечно. А срок жизни Византии (более одиннадцати веков) многократно превышает срок жизни любых иных империй, формировавшихся на этой территории: например, Османской империи, Арабского халифата, государства персов или македонян.
Третий Рим, Москва, тоже поднялась в жестокой конкуренции со своими соседями и стала центром великой державы потому, что вокруг неё объединялись люди, в наибольшей степени приверженные христианской стойкости и терпению. В то время как ордынцы втянулись в «Великую замятню», перессорившись из-за первенства, православные русские князья один за другим отказывались от личных интересов и владетельных прав во имя национальной консолидации. По этой же причине Москва победила конкурентов с Запада, где христианское мировоззрение было повреждено персональной гордыней: Новгород, Литву, Польшу.
Благодаря своей населённости, своим финансовым возможностям Польша имела все шансы выиграть соперничество с Москвой, но потерпела фиаско. Гордыня, хваленый польский гонор подвели шляхтичей, конфликтовавших внутри королевства по каждому поводу. Русские же, пережив единственную смуту, надолго отказались от армейских мятежей и добились консолидации своих сил. Действиями казаков и ополченцев, отказавшихся от личных прав и привилегий при избрании царём Михаила Романова, руководил тот же мотив, что и святыми мучениками в Севастийском озере: мы не хотим ничего для себя, нам счастье Отечества дороже. Шляхтичи же, погнавшись за персональной свободой, потеряли свободу национальную: Польша стала провинцией Российской империи, а не наоборот.
Так препятствует ли христианство воинскому мужеству или, наоборот, умножает его? Трудно примирить два разных взгляда на это. Слишком велика разница в широте кругозора: первый взгляд брошен с высоты личной кочки, а второй с высоты небес.

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 384
Распечатать
Комментировать