Главная > Экономика > Проблемы импортозамещения в Российской экономике
Проблемы импортозамещения в Российской экономике18 марта 2015. Разместил: mediapuls |
Эксперты "Союза машиностроителей России" рассказали о том, почему за год так и не стартовало импортозамещение в их отрасли и что необходимо предпринять. Основой индустриальной мощи экономики любой страны по праву является машиностроение. В то же время экспорт сырьевых ресурсов как стратегическая установка развития национальной экономики оказывает на машиностроительную отрасль подавляющее воздействие, способствует её деградации. Мы должны исходить из того, что стабильного экономического роста Россия сможет достичь только после восстановления обрабатывающей промышленности, ядром которой является машиностроение. Опережающее насыщение производств новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда, роста благосостояния населения. Однако в настоящее время практически все отечественное машиностроение переживает период стагнации. Следует признать, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразования и опережающего развития промышленности высоких переделов. К сожалению, для всех важнейших отраслей отечественного машиностроения характерна одна общая болезнь — постепенное скатывание на так называемое «отверточное производство». Можно выделить две основные причины такой болезни: проблема импортозамещения и проблема контрафакции используемых в производстве элементов. Реальной экономики в проводимой в нашей стране программе импортозамещения пока мало, а вот политики много. Сегодня проблема импортозамещения стала особенно актуальной в связи с событиями на Украине и с учетом международной политической реакции на данные события. Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности. Президент убежден, что российский ОПК сможет компенсировать недопоставки продукции с Украины: вопрос только в сроках и стоимости. Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Изменяющаяся национальная экономика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели— выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать совершенствованию отечественного инженерного образования. Поэтому центральным элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций. Главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность промышленности и, прежде всего, высокотехнологичного машиностроения. Попытки государства создать условия для появления собственных производств в высотехно-логичной сфере не дискредитируют иностранных производителей, а защищают национальную экономику. Необходимо отметить, что определенная работа в решении данной проблемы уже проделана, однако пока она не принесла ожидаемых результатов. Возможно ли одновременное проведение политики импортозамещения и экспортной ориентации? И что означают эти элементы во взаимосвязи? Как показывает анализ, одновременное сочетание этих двух политик при сохранении сырьевого наполнения экспорта, не дает эффекта. Задача заключается в выборе наиболее оптимальной политики с учетом складывающей ситуации. Сегодня, по сути, конкурс на НИОКР остается единственным действующим финансовым стимулом для российских разработчиков наукоемких изделий. Однако, можно ли субсидирование разработки считать мерой импортозамещения, если нет гарантий того, чтопродукт дойдет до рынка? Видимо, нет. По нашему мнению, целями импортозамещения являются: 1. Обеспечение национальной и государственной безопасности РФ. 2. Достижение технологической независимости в критических областях. 3. Содействие формированию положительного сальдо торгового баланса. 4. Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка. При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо вообще является вопросом стабильности ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономической безопасности. Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления. Выполненный анализ свидетельствует, что активизация процессов импортозамещения в РФ способна уже в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 10-15% роста промышленного производства. Выпуск качественной конкурентоспособной продукции, снижение импорто-емкости производства и объемов некритического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но всерьез задействовать спящий ресурс импортозамещения стоит. Здесь есть варианты — либо самостоятельно организовывать новые производства, либо привлекать инвесторов. В современных условиях любая попытка замещать весь импорт — это утопия, особенно в условиях вхождения нашего государства в ВТО, при этом проблема импортозамещения не должна решаться в ущерб качеству. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения. Реализовываться эта программа должна по трем направлениям. Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которыхпроизводятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребной продукции. Второе направление охваты- вает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке. Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения. Критерием устойчивого развития отечественной экономики является её сбалансированность по экспорту, импорту и внутреннему производству и потреблению. Если доля импорта, какого-либо стратегически или социально важного товара в необходимом внутреннем потреблении превышает 20-25%, то возникает угроза для национальной и экономической безопасности (например, продовольственной или оборонной). Аналогичным образом это касается и перекоса в сторону чрезмерного развития экспорта. Очевидно, что в случае глубокого мирового финансово-экономического кризиса, различного рода форс-мажорных обстоятельств, более устойчивой является сбалансированная экономика, в которой как экспорт, так и импорт стратегически важной продукции не превышают четверти от национального производства. На данном подходе и следует строить решение проблемы импортозамещения, поскольку сегодня наша страна импортозависима даже в стратегических оборонных отраслях. Не меньшие проблемы в позитивном развитии отечественной экономике создает необоснованное приобретение многими предприятиями, мягко говоря, не вполне современных технологий. Многие зарубежные технологии и производства, осваиваемые нашими предприятиями, представляют собой продукт, завершающий свой жизненный цикл на мировом рынке. Зарубежные компании, скорее всего, и не будут инвестировать в дальнейшую модернизацию принадлежащих им в России сборочных производств, и переходить на выпуск продукции, отвечающей перспективным мировым тенденциям. Более надёжными в этом отношении являются совместные предприятия, позволяющие встраиваться в мировые производственно-технологические цепочки,овладевать передовыми западными технологиями и продвигать на мировой рынок приоритетные отечественные технологии и конкурентоспособную продукцию. По мнению экспертов, основными препятствиями для развития экспорта, решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности машинострои тельных предприятий являются: — отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно; — слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению; — неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т. д.); — трудности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер госполитики кредитования реального сектора экономики России; — отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенныхпроцедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.); — слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции; — инертность в работе по расширению российского присутствия на рынках развивающихся стран Азии, Африки и ЛатинскойАмерики, опасность дисбаланса машиностроительного экспорта-импорта в торговле с КНР; — нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения специализированного образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный процесс). Для успешного решения проблем развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности конкретных отраслей отечественного машиностроения можно предложить следующие рекомендации по их государственной поддержке: — принятие, наконец, экспертно проработанного федерального закона о промышленной политике РФ; — разработка приоритетной федеральной целевой программы (на период 2010-2015 гг. и до 2020 г.) развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учетом скоординированных региональных программ формирования кластеров на базе свободных мощностей и высоких технологий предприятий ОПК, включающей соответствующие отраслевые подпрограммы, при координирующей роли ГК «Ростехнологии», под эгидой Минпромторга РФ; — формирование централизованной государственной организации (агентства) под эгидой ТПП РФ с участием Российско-Зарубежных Деловых советов, торговых представительств МИД России и иных заинтересованных государственных структур по содействию продвижения экспортной продукции предприятий с широким спектром услуг (информационная поддержка, лицензирование экспорта, оформление разрешительных и таможенных документов, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торгпредствами и т. д. вплоть до полного пакета профессиональных посреднических услуг (по принципу «единого окна»); — введение тарифных и нетарифных ограничений для импорта машин и оборудования — аналогов производимого на отечественных предприятиях (на период до 2015 г., с возможным продлением сроков). Обязать подконтрольные государству предприятия покупать импортозамещающую продукцию отечественного производства; — приведение российских технических стандартов в отношении экспортной и импортозамещающей продукции в соответствие с международными стандартами (ISO, API и др.), обеспечить их международное признание; — повышение престижа работы научных, инженерных работников, рабочих специальностей; восстановление и развитие системы специализированной подготовки кадров (по заказам предприятий). Без этой координации будущее импортозамещения остается туманным. Известен и иной рецепт решения проблемы импортозамещения. Он называется «протекционизм» рынков сбыта и требует: —создать защищенный от импорта рынок сбыта; —развить на нем совершенную промышленность; — начать конкурировать с другими странами на внешних рынках сбыта. Все эти и другие мероприятия должны быть внедрены уже в ближайшее время. Поскольку, как заявил на встрече с представителями инновационных территориальных кластеров премьер-министр РФ Д. Медведев, страна «слишком подсела на импортную иголку». Например, более 90% лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств бюджетов разных уровней, импортируется, а это означает, что бюджетные инвестиции в систему здравоохранения не поддерживают национальную экономику. Не менее удручающее положение наблюдается практически во всех областях отечественного машиностроения. В случае войны, международной изоляции или иной масштабной непредвиденной ситуации, Россия сегодня практически не в состоянии обеспечить себя стратегически необходимыми изделиями. На базе импортозамещения надо создавать производство отечественных оригинальных, патентованных продуктов — как собственных, разработанных российскими компаниями, так и приобретенных по лицензии у зарубежных разработчиков. Особое внимание следует уделить проблеме отсутствия в стране производства современного оборудования для создания компонентов в радиоэлектронной промышленности. Например, директор ЦАГИ им. Жуковского Б. Алешин отмечал: «... что можно сколько угодно и что угодно говорить об импортозамещении, но в российской промышленности есть уязвимые места: микроэлектронная компонентная база, новые материалы и станкостроение. Используя зарубежную компонентную базу, мы теряем контроль над ситуацией». Главные ИТ-конструкторы крупных предприятий российской оборонки на первом заседании своего совета акцентировали данную проблему, отметив, что это «напрямую связано с обеспечением кибербезопасности и цифрового суверенитета России». Главный вывод совета — специалисты против тотального импортозамещения, и считают его необходимым только в стратегически важных отраслях. Ежегодный импорт электроники только для космической промышленности составляет два миллиарда долларов, и это чипы, критически важные для работоспособности космических аппаратов. Не менее важной проблемой использования импортных комплектующих в аэрокосмической и оборонной промышленности является то, что эти комплектующие обычно не предназначены для работы в таких условиях (то есть являются обычным ширпотребом, изначально предназначенным для утюгов и холодильников). Эта ситуация сложилась в девяностые годы и в значительной степени сохраняется сегодня. Именно поэтому сроки активного функционирования российских спутников до сих пор серьезно отстают от американских или европейских. Например, прекрасный американский бортовой компьютер RAD750 (стоящий на марсоходе Curiosity) в Россию не продавали никогда, а своих его аналогов в России не было до последнего времени. В то же время именно в стратегически важных отраслях отечественной экономики в первую очередь и процветает импорт. Удивительная беспечность руководства отечественной промышленности. Эксперты считают, что неповоротливость системы стимулирования импортозамещения — во многом вина Минпромторга. В 2008 г. Минпромторг РФ подготовил перечень используемых в производстве вооружения изделий и материалов, подлежащих скорейшему импортозамещению. Как сообщал в то время вице-премьер РФ С. Иванов на выездном заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ (ВПК) в Санкт-Петербурге, «в настоящее время необходимо окончательно снять проблемы импортозамещения, по крайней мере, по ключевым комплектующим изделиям и материалам, необходимым для производства и ремонта вооружения и военной техники». Он также добавил, что это, в первую очередь, касается импорта с Украины, где производят многие комплектующие для российской техники. Курс на лекарственное импортоза-мещение в России был взят в 2009 году с принятием Минпромторгом Стратегии «Фарма 2020», а позднее и адресной ФЦП. Однако, несмотря на важность проблемы, процесс импортозамещения идет крайне медленно. В этих условиях приоритетными задачами импортозамещающей в России могут являться: — развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая, деревообрабатывающая), сельского хозяйства и сферы услуг (в том числе деловых); —гармоничная конверсия ВПК при одновременном наращивании экспорта вооружений; —стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в противовес экспорту сырья и природных ресурсов; —создание временных преференций для продукции отечественного производства в рамках госзакупок; —валютное и другое необходимое регулирование с точки зрения перераспределения экспортной выручки для инвестирования внешнеориентированных импортозамещающих структурных сдвигов, в первую очередь в сторону увеличения доли высоких технологий, финансирования НИОКР, сферы образования и всего того, что определяет будущее постиндустриальное развитие России и т. д. Важно учитывать, что внешнеориентированная импортозамещающая стратегия структурных сдвигов, вытесняющих с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики. Однако, решая данную проблему нельзя забывать и о рисках импортозамещения, среди которых можно выделить: — Снижение конкурентоспособности индустрии ИТ за счет искусственного снижения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками. — Снижение эффективности экономики страны в целом, в случае, еслирешения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов. — Увеличение нагрузки на бюджет. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к: — росту занятости населения, и, как следствие, к снижению безработицы и повышению уровня жизни; — активизации научно-технического прогресса и уровня образования; —укреплению экономической и военной безопасности страны; —росту спроса на товары внутреннего производства; — развитию экономики страны, расширению производственных мощностей; — сохранению валютной выручки внутри страны и, как следствие, ростувалютных резервов и улучшению торгового баланса. Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи дифференцированного ограничения импорта. Данная политика предполагает создании благоприятной среды для роста национальной промышленности высоких переделов. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Работа по снижению импортоемкости продукции является для современной России крайне актуальной. Иначе даже при объективном экономическом росте наши макроэкономические проблемы будут только усложняться. Одна из задач импортозамещения — снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и зависимости нашего экспорта он импортных компонентов. Основным направлением должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную стоимость. А это, в свою очередь, означает, что емкий внутренний рынок нельзя формировать исключительно чужими «невидимыми руками». Эксперты союза машиностроителей России В. Н. Половинкин, Заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор А. Б. Фомичев, к-т техн. наук, доцент
Вернуться назад |