Главная > Экономика > Проблемы импортозамещения в Российской экономике

Проблемы импортозамещения в Российской экономике


18 марта 2015. Разместил: mediapuls
Проблемы импортозамещения в Российской экономике
Эксперты "Союза машиностроителей России" рассказали о том, почему за год так и не стартовало импортозамещение в их отрасли и что необходимо предпринять. Основой индустриальной мощи эко­номики любой страны по праву является машиностроение. В то же время экспорт сырьевых ресурсов как стратегическая установка развития национальной эконо­мики оказывает на машиностроительную отрасль подавляющее воздействие, спо­собствует её деградации. Мы должны исхо­дить из того, что стабильного экономиче­ского роста Россия сможет достичь только после восстановления обрабатывающей промышленности, ядром которой явля­ется машиностроение.  Опережающее насыщение производств новыми техническими средствами и тех­нологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда, роста благосостояния населения. Однако в настоящее время практически все отечественное машиностроение пере­живает период стагнации. Следует признать, что главной при­чиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразо­вания и опережающего развития промыш­ленности высоких переделов. К сожалению, для всех важнейших отраслей отечественного машиностро­ения характерна одна общая болезнь — постепенное скатывание на так называ­емое «отверточное производство». Можно выделить две основные причины такой болезни: проблема импортозамещения и проблема контрафакции используемых в производстве элементов. Реальной экономики в проводимой в нашей стране программе импортозаме­щения пока мало, а вот политики много. Сегодня проблема импортозамещения стала особенно актуальной в связи с событиями на Украине и с учетом международной поли­тической реакции на данные события. Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности. Президент убежден, что российский ОПК сможет компенсиро­вать недопоставки продукции с Украины: вопрос только в сроках и стоимости. Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импорти­руемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повы­шение конкурентоспособности отече­ственной продукции посредством стиму­лирования технологической модернизации производства, повышения его эффектив­ности и освоения новых конкурентоспо­собных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Стратегия импортозамещения пред­полагает постепенный переход от произ­водства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения. Сама по себе стратегия импортозаме­щения опирается на развитие всего про­изводства, повышение качества произво­димого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уро­вень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Изменяющаяся национальная эконо­мика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономиче­ской политики и инструментом достижения главной цели— выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услу­гами. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать совер­шенствованию отечественного инженерного образования.   Поэтому  центральным   элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени миними­зировать негативный эффект от возможных санкций. Главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы существенно повы­сить инвестиционную привлекательность промышленности и, прежде всего, высоко­технологичного машиностроения. Попытки государства создать условия для появления собственных производств в высотехно-логичной сфере не дискредитируют ино­странных производителей, а защищают национальную экономику. Необходимо отметить, что опреде­ленная работа в решении данной про­блемы уже проделана, однако пока она не принесла ожидаемых результатов. Возможно ли одновременное прове­дение политики импортозамещения и экс­портной ориентации? И что означают эти элементы во взаимосвязи? Как показывает анализ, одновременное сочетание этих двух политик при сохранении сырьевого наполнения экспорта, не дает эффекта. Задача заключается в выборе наиболее оптимальной политики с учетом склады­вающей ситуации. Сегодня, по сути, кон­курс на НИОКР остается единственным действующим финансовым стимулом для российских разработчиков наукоемких изделий. Однако, можно ли субсидиро­вание разработки считать мерой импор­тозамещения, если нет гарантий того, чтопродукт дойдет до рынка? Видимо, нет. По нашему мнению, целями импорто­замещения являются: 1. Обеспечение национальной и госу­дарственной безопасности РФ. 2. Достижение технологической неза­висимости в критических областях. 3. Содействие формированию поло­жительного сальдо торгового баланса. 4. Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка. При решении проблемы импортоза­мещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Основными критериями процесса импортозамещения должны служить эко­номическая, социальная и стратегическая целесообразности. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо вообще является вопросом стабильности ресурсного обе­спечения экономики, а значит, и экономи­ческой безопасности. Импортозамещение, способствуя эко­номическому росту, также  обеспечивает повышение конкурентоспособности оте­чественной экономики на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления. Выполненный анализ свидетельствует, что активизация процессов импортозаме­щения в РФ способна уже в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 10-15% роста промышленного производства. Выпуск качественной конкурентоспо­собной продукции, снижение импорто-емкости производства и объемов некри­тического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но всерьез задей­ствовать спящий ресурс импортозамещения стоит. Здесь есть варианты — либо самосто­ятельно организовывать новые производ­ства, либо привлекать инвесторов. В совре­менных условиях любая попытка замещать весь импорт — это утопия, особенно в усло­виях вхождения нашего государства в ВТО, при этом проблема импортозамещения не должна решаться в ущерб качеству. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения. Реализовываться эта программа должна по трем направлениям. Первое должно охва­тывать импортные товары, аналоги которыхпроизводятся в РФ в недостаточном коли­честве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих про­изводств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребной продукции. Второе   направление охваты- вает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импорто­замещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке. Наконец, третье направление вклю­чает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невоз­можно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так назы­ваемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изу­чить и применять возможности непрямого замещения. Критерием устойчивого развития оте­чественной экономики является её сбалан­сированность по экспорту, импорту и вну­треннему производству и потреблению. Если доля импорта, какого-либо страте­гически или социально важного товара в необходимом внутреннем потреблении превышает 20-25%, то возникает угроза для национальной и экономической без­опасности (например, продовольственной или оборонной). Аналогичным образом это касается и перекоса в сторону чрез­мерного развития экспорта. Очевидно, что в случае глубокого мирового финан­сово-экономического кризиса, различ­ного рода форс-мажорных обстоятельств, более устойчивой является сбалансиро­ванная экономика, в которой как экспорт, так и импорт стратегически важной про­дукции не превышают четверти от наци­онального производства. На данном под­ходе и следует строить решение проблемы импортозамещения, поскольку сегодня наша страна импортозависима даже в стратегических оборонных отраслях. Не меньшие проблемы в позитивном развитии отечественной экономике соз­дает необоснованное приобретение мно­гими предприятиями, мягко говоря, не вполне современных технологий. Многие зарубежные технологии и про­изводства, осваиваемые нашими пред­приятиями, представляют собой продукт, завершающий свой жизненный цикл на мировом рынке. Зарубежные компании, скорее всего, и не будут инвестировать в дальнейшую модернизацию принад­лежащих им в России сборочных произ­водств, и переходить на выпуск продукции, отвечающей перспективным мировым тен­денциям. Более надёжными в этом отно­шении являются совместные предприятия, позволяющие встраиваться в мировые про­изводственно-технологические цепочки,овладевать передовыми западными техно­логиями и продвигать на мировой рынок приоритетные отечественные технологии и конкурентоспособную продукцию. По мнению экспертов, основными препятствиями для развития экспорта, решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности машинострои тельных предприятий являются: — отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамеща­ющей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно; —   слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению; —   неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т. д.); — трудности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер госполитики кредитования реального сектора экономики России; —   отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенныхпроцедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.); —   слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции; — инертность в работе по расширению российского присутствия  на рынках развивающихся стран Азии, Африки и ЛатинскойАмерики, опасность дисбаланса машиностроительного экспорта-импорта в торговле с КНР; —  нехватка высококвалифицированных    научных,    инженерных и  рабочих  кадров,   на  подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения    специализированного    образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный процесс). Для успешного решения проблем развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности конкретных отраслей отечественного машиностроения можно предложить следующие рекомендации по их государ­ственной поддержке: —   принятие, наконец, экспертно проработанного федерального закона о промышленной политике РФ; — разработка приоритетной федеральной целевой программы (на период 2010-2015 гг. и до 2020 г.) развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учетом скоординиро­ванных региональных программ формиро­вания кластеров на базе свободных мощ­ностей и высоких технологий предприятий ОПК, включающей соответствующие отраслевые подпрограммы, при коорди­нирующей роли ГК «Ростехнологии», под эгидой Минпромторга РФ; — формирование централизованной государственной организации (агент­ства) под эгидой ТПП РФ с участием Рос­сийско-Зарубежных Деловых советов, торговых представительств МИД России и иных заинтересованных государ­ственных структур по содействию про­движения экспортной продукции пред­приятий с широким спектром услуг (информационная поддержка, лицензи­рование экспорта, оформление разреши­тельных и таможенных документов, сер­тификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торгпредствами и т. д. вплоть до полного пакета профессио­нальных посреднических услуг (по прин­ципу «единого окна»);
Проблемы импортозамещения в Российской экономике
— введение тарифных и нетарифных ограничений для импорта машин и обо­рудования — аналогов производимого на отечественных предприятиях (на период до 2015 г., с возможным продлением сроков). Обязать подконтрольные государству пред­приятия покупать импортозамещающую продукцию отечественного производства; — приведение российских техниче­ских стандартов в отношении экспортной и импортозамещающей продукции в соот­ветствие с международными стандартами (ISO, API и др.), обеспечить их междуна­родное признание; —  повышение престижа работы научных,        инженерных       работников, рабочих специальностей; восстановление и развитие системы специализированной подготовки кадров (по заказам предпри­ятий). Без этой координации будущее импортозамещения остается туманным. Известен и иной рецепт решения про­блемы импортозамещения. Он называется «протекционизм» рынков сбыта и требует: —создать защищенный от импорта рынок сбыта; —развить на нем совершенную про­мышленность; — начать конкурировать с другими странами на внешних рынках сбыта. Все эти и другие мероприятия должны быть внедрены уже в ближайшее время. Поскольку, как заявил на встрече с пред­ставителями   инновационных   террито­риальных   кластеров   премьер-министр РФ Д. Медведев, страна «слишком под­села на импортную иголку». Например, более   90%   лекарственных   препаратов, закупаемых за счет средств бюд­жетов разных уровней, импорти­руется, а это означает, что бюд­жетные   инвестиции   в   систему здравоохранения не поддержи­вают   национальную   экономику. Не менее удручающее положение наблюдается практически во всех областях отечественного машино­строения. В случае войны, между­народной    изоляции    или    иной масштабной непредвиденной ситуации, Россия сегодня практи­чески не в состоянии обеспечить себя     стратегически     необходи­мыми изделиями. На базе импортозамещения надо создавать производство отече­ственных оригинальных, патентованных продуктов — как собственных, разрабо­танных российскими компаниями, так и приобретенных по лицензии у зару­бежных разработчиков. Особое внимание следует уделить про­блеме отсутствия в стране производства современного оборудования для создания компонентов в радиоэлектронной про­мышленности. Например, директор ЦАГИ им. Жуковского Б. Алешин отмечал: «... что можно сколько угодно и что угодно говорить об импортозамещении, но в рос­сийской промышленности есть уязвимые места: микроэлектронная компонентная база, новые материалы и станкостроение. Используя зарубежную компонентную базу, мы теряем контроль над ситуацией». Главные ИТ-конструкторы крупных пред­приятий российской оборонки на первом заседании своего совета акцентиро­вали данную проблему, отметив, что это «напрямую связано с обеспечением кибербезопасности и цифрового суверенитета России». Главный вывод совета — специ­алисты против тотального импортозамещения, и считают его необходимым только в стратегически важных отраслях. Ежегодный импорт электроники только для космической промышлен­ности составляет два миллиарда дол­ларов, и это чипы, критически важные для работоспособности космических аппаратов. Не менее важной проблемой использования импортных комплекту­ющих в аэрокосмической и оборонной промышленности является то, что эти комплектующие обычно не предназна­чены для работы в таких условиях (то есть являются обычным ширпотребом, изна­чально предназначенным для утюгов и холодильников). Эта ситуация сложи­лась в девяностые годы и в значительной степени сохраняется сегодня. Именно поэтому сроки активного функциониро­вания российских спутников до сих пор серьезно отстают от американских или европейских. Например, прекрасный американский бортовой компьютер RAD750 (стоящий на марсоходе Curiosity) в Россию не продавали никогда, а своих его аналогов в России не было до послед­него времени. В то же время именно в стратеги­чески важных отраслях отечественной экономики в первую очередь и процве­тает импорт. Удивительная беспечность руководства отечественной промышлен­ности. Эксперты считают, что непово­ротливость системы стимулирования импортозамещения — во многом вина Минпромторга. В 2008 г. Минпромторг РФ подготовил перечень используемых в производстве вооружения изделий и материалов, подле­жащих скорейшему импортозамещению. Как сообщал в то время вице-премьер РФ С. Иванов на выездном заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ (ВПК) в Санкт-Петербурге, «в настоящее время необ­ходимо окончательно снять проблемы импортозамещения, по крайней мере, по ключевым комплектующим изделиям и материалам, необходимым для производ­ства и ремонта вооружения и военной тех­ники». Он также добавил, что это, в первую очередь, касается импорта с Украины, где производят многие комплектующие для российской техники. Курс на лекарственное импортоза-мещение в России был взят в 2009 году с принятием Минпромторгом Стратегии «Фарма 2020», а позднее и адресной ФЦП. Однако, несмотря на важность про­блемы, процесс импортозамещения идет крайне медленно. В этих условиях приори­тетными задачами импортозамещающей в России могут являться: —  развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая, деревообрабатывающая), сельского хозяйства и сферы услуг (в том числе деловых); —гармоничная конверсия ВПК при одновременном наращивании экспорта вооружений; —стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в про­тивовес экспорту сырья и природных ресурсов; —создание временных преференций для продукции отечественного производ­ства в рамках госзакупок; —валютное и другое необходимое регулирование с точки зрения перерас­пределения экспортной выручки для инвестирования    внешнеориентированных импортозамещающих струк­турных сдвигов, в первую очередь в сторону увеличения доли высоких технологий, финансирования НИОКР, сферы образования и всего того, что определяет будущее постиндустриальное развитие России и т. д. Важно учитывать, что внешнеориентированная импортозамещающая стра­тегия структурных сдвигов, вытесня­ющих с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырье­вого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики. Однако, решая данную проблему нельзя забывать и о рисках импортозамещения, среди которых можно выделить: —   Снижение конкурентоспособности индустрии ИТ за счет искусственного снижения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками. —  Снижение эффективности экономики страны в целом, в случае, еслирешения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов. —   Увеличение нагрузки на бюджет. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего про­изводства, повышение качества произво­димого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уро­вень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к:  —   росту занятости населения, и, как следствие, к снижению безработицы и повышению уровня жизни;  — активизации научно-технического прогресса и уровня образования;  —укреплению экономической и военной безопасности страны;  —росту спроса на товары внутреннего производства;  —   развитию экономики страны, расширению производственных мощностей;  — сохранению валютной выручки внутри страны и, как следствие, ростувалютных резервов и улучшению торгового баланса.  Таким образом, основной характе­ристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи дифференцированного огра­ничения импорта. Данная политика пред­полагает создании благоприятной среды для роста национальной промышленности высоких переделов. Другими словами, про­ведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных сти­мулов (внешнеторговых, валютных, техни­ческих, административных и т.д.) для раз­вития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Работа по снижению импортоемкости продукции является для современной России крайне актуальной. Иначе даже при объективном экономическом росте наши макроэкономические проблемы будут только усложняться. Одна из задач импортозамещения — снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и зависимости нашего экспорта он импортных компонентов. Основным направлением должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную сто­имость. А это, в свою очередь, означает, что емкий внутренний рынок нельзя формиро­вать исключительно чужими «невидимыми руками». Эксперты союза машиностроителей России В. Н. Половинкин,  Заслуженный деятель науки РФ,  д-р техн. наук, профессор  А. Б. Фомичев,  к-т техн. наук, доцент    
Вернуться назад