Европа боится не только «русских хакеров», но и «русских фейков»
22 января 2017
22.01.2017 - 4:00
В преддверии выборов 2017 года традиционные партии и СМИ стран ЕС объявили настоящую войну «фейковым новостям», которые подрывают их монополию на пропаганду.
Разумеется, настолько серьезная проблема не могла возникнуть сама по себе, и в который уже раз во всем обвинили Россию. Но что такое «фейковые новости» и чем они так обеспокоили европейскую элиту?
В этом году правительствам многих стран Европы предстоит пройти через горнило выборов — и этот путь для них будет тяжел, как никогда прежде.
Социологические опросы свидетельствуют, что леволиберальные и умеренные партии, традиционно занимавшие большинство мест в парламентах многих стран, теряют свое преимущество буквально на глазах.
В Нидерландах готов заранее праздновать победу враг мусульман и мигрантов Герт Вилдерс.
Во Франции правый Франсуа Фийон будет противостоять еще более правой Марин Ле Пен.
В Германии АФД бросает серьезный вызов многолетней монополии на власть правящего тандема ХДС/ХСС и СДПГ во главе с Ангелой Меркель.
Волна страшных терактов последних двух лет не прошла даром. И экономическую стагнацию, и постепенное обеднение среднего класса, и фактическое опустынивание депрессивных окраин ЕС европейцы вполне могли бы простить правящим партиям, но в обмен на стабильность и безопасность. Однако безопасность теперь в дефиците на улицах Парижа и Берлина, Ниццы и Брюсселя.
В таких условиях поневоле начинают праветь даже самые политкорректные граждане.
Поправение происходит тихо. Зачищенное от всего «разжигающего», искусственно рафинированное информационное поле ЕС не дает обывателям ответа на вопрос, как они дошли до жизни такой. Во всех СМИ они встречают одну точку зрения, также являющуюся официальной: политкорректность — это хорошо, мигрантам надо помогать, а теракты должны объединить всех нас.
В поисках иной информационной повестки и подтверждения собственных наблюдений люди сидят в социальных сетях и читают сайты маргинальных авторов.
Разумеется, там довольно много информационного мусора. Там есть слухи, городские легенды и теории заговора.
После теракта в «Батаклане» французы, например, долгое время пересказывали друг другу истории о том, будто бы террористы не просто расстреляли своих жертв, но и порубили их тела на куски тесаками.
Говорили, разумеется, и о том, что количество жертв (по официальным данным, 130 человек) было на порядок занижено правительством. В итоге МВД Пятой республики было вынуждено выступить с опровержением подобных слухов. Отвратило ли это людей от неофициальной информации? Ничего подобного.
Сайты с непроверенными новостями про преступления мигрантов и «истинную подоплеку терактов» продолжают набирать популярность. Для граждан ЕС они сегодня играют ту же роль, что и самиздат для позднесоветских граждан.
Процессы, идущие сейчас в Европе, во многом напоминают то молчаливое возмущение Демократической партией США, которое долгие годы копилось у американских избирателей. Люди сидели на маргинальных сайтах, слушали местные радиостанции, вели политические дискуссии на форумах, обсуждали конспирологические теории.
При этом с точки зрения СМИ мейнстрима такие ресурсы, как Breitbart, считались прибежищем фриков и провокаторов (отчасти — справедливо), которых попросту не принимался всерьез.
Доморощенные, сляпанные буквально на коленке сайты с теориями о том, кто на самом деле убил Кеннеди и взорвал башни Всемирного торгового центра, выглядели по-своему забавными, и за счет этого безобидными. Пока, наконец, этот информационный «девятый вал» не сработал на избрание президентом Дональда Трампа.
Теперь молчаливое большинство празднует победу, а полномасштабные эссе о Breitbart — цитадели нового поколения консерваторов — публикуют самые уважаемые газеты либерально-демократической ориентации.
Точно так же может рвануть в Европе — и уже в этом году. Сейчас власти пытаются сыграть на опережение. Нет, речь не о том, чтобы пересмотреть текущую политику и идеологию, например, серьезно ограничить миграцию. Правительства ставят своей целью лишь изменение информационной картины мира.
Одна за другой самые свободолюбивые и прогрессивные европейские страны создают специальные подразделения по борьбе с «фейковыми новостями».
В Чехии подобная правительственная структура была запущена 1 января 2017 года. Около двадцати человек полный рабочий день будут отслеживать содержание чешских сайтов, «представляющих радикальные взгляды и теории заговора», удалять с них «непроверенные новости» и блокировать их. О создании такого же подразделения при пресс-службе правительства объявлено и в Германии.
А в декабре уходящий председатель Европарламента Мартин Шульц и вовсе призвал разработать общеевропейский закон о наказании за распространение фейковых новостей.
При этом официальная точка зрения ряда европейских правительств заключается в том, что «фейковые новости» распространяет «рука Кремля». Якобы, для того, чтобы привести к власти своих ставленников.
Как сформулировал в интервью The Guardian госсекретарь чешского правительства по европейским делам Томаш Пруза, «ключевая цель русской пропаганды в Чехии — посеять сомнения в умах людей в том, что демократия — это лучший способ руководства страной».
То есть, чешское руководство на полном серьезе озвучивает мысль о том, что два десятка сайтов с русской пропагандой могут решительно повлиять на выборы в Чехии и спровоцировать голосование за «неправильных кандидатов».
Аналогичную позицию транслируют и власти Германии. Шеф внутренней германской разведки (Федеральное ведомство по охране Конституции) Ганс-Георг Маасен уже предупредил, что связанные с Россией сайты фейковых новостей могут оказать нежелательное влияние на ход осенних парламентских выборов.
Связь таких сайтов с Россией разведка при этом даже не собирается доказывать.
Точно так же, как и «русский след» в кибер-атаках, которым подвергалась Deutsche Telekom. Все это подается скопом как часть единого заговора.
«Фейковые сайты, боты, тролли, — мы должны научиться справляться с ними», — призвала в ноябрьском выступлении в парламенте Ангела Меркель.
Впрочем, если справиться не удастся, многим уже сейчас понятно — Меркель может проиграть не по воле утомленных толерантностью немецких избирателей, а из-за хитроумных «русских хакеров» и «кремлевских пропагандистов». Все это мы уже слышали после проигрыша Клинтон.
Буквально на днях русскую пропаганду разоблачили и шведы.
Шведский институт международных отношений прямо обвинил агентство Sputnik в распространении фейковых новостей.
Одновременно Стокгольм не исключил, что Россия попытается повлиять и на шведские парламентские выборы, которые должны пройти в 2018-м. Поддержка правых партий в королевстве за последний год и впрямь продемонстрировала двукратный рост. Только виновато в этом поправении масс вовсе не агентство Sputnik, а некоторые неприятные детали местного быта.
Например, жестокое убийство выходцами из Эритреи покупателей в IKEA средь бела дня.
«Я считаю Швецию своей страной. Когда я узнал об отказе в виде на жительство, я был вынужден защищать себя. Я принял отказ как преступление против меня и хотел показать, что со мной поступили неправильно», — заявил убийца в суде.
Очевидно, что ссылка на «русских хакеров» и «московские фейкометы» — это не более, чем пропагандистский трюк.
Правящим кругам европейских стран куда выгоднее представить дело так, будто антимигрантские настроения насаждают русские в своих геополитических интересах. Они не хотят, а часто — не могут признать, что страшилки про мигрантов — и мнимые, и вполне реальные — добровольно распространяет местное население.
Те самые недовольные избиратели, которые вскоре придут на участки, чтобы прокатить леволиберальные партии, практически монополизировавшие власть по ряду болезненных вопросов, включая и вопрос миграции.
При этом борьба с «фейковыми новостями» приведет к эффекту, отлично знакомому всем, кто рос при советском социализме.
Удаление новости лишь взвинтит к ней интерес и придаст ей ореол священной истины, а любое официальное опровержение со стороны властей, к которым нет доверия, сработает как дополнительная реклама.
На новогодних каникулах уже упомянутый выше ресурс Breitbart.com опубликовал новость о том, как в ночь на 1 января сотни бородатых мужчин с криками «Аллах акбар!» подожгли старинную церковь в немецком Дортмунде. Дортмундская полиция опровергает эту новость уже третью неделю подряд.
Местная газета Ruhr Nachrichten опубликовала специальную статью, в которой утверждает, что авторы Breitbart переврали все факты из ее репортажа с целью «создания фейков, пропаганды и разжигания ненависти». По теме высказалась даже министр юстиции Гессена. В ответ ресурс снабдил материал издевательской подписью: «Немецкий истеблишмент утверждает, что факты, изложенные в статье, — это фейковые новости».
После этого число просмотров и перепостов только увеличилось. Новость разошлась по всему миру и продолжает вызывать нешуточный интерес у немецких избирателей.
Именно сейчас, думая, фейк это или нет, они решают, за кого будут голосовать в сентябре. Предчувствуя, кого выберут эти люди, европейский истеблишмент торопится заранее свалить свое поражение на «происки Кремля».
Виктория Никифорова
Деловая газета «Взгляд»
В преддверии выборов 2017 года традиционные партии и СМИ стран ЕС объявили настоящую войну «фейковым новостям», которые подрывают их монополию на пропаганду.
Разумеется, настолько серьезная проблема не могла возникнуть сама по себе, и в который уже раз во всем обвинили Россию. Но что такое «фейковые новости» и чем они так обеспокоили европейскую элиту?
В этом году правительствам многих стран Европы предстоит пройти через горнило выборов — и этот путь для них будет тяжел, как никогда прежде.
Социологические опросы свидетельствуют, что леволиберальные и умеренные партии, традиционно занимавшие большинство мест в парламентах многих стран, теряют свое преимущество буквально на глазах.
В Нидерландах готов заранее праздновать победу враг мусульман и мигрантов Герт Вилдерс.
Во Франции правый Франсуа Фийон будет противостоять еще более правой Марин Ле Пен.
В Германии АФД бросает серьезный вызов многолетней монополии на власть правящего тандема ХДС/ХСС и СДПГ во главе с Ангелой Меркель.
Волна страшных терактов последних двух лет не прошла даром. И экономическую стагнацию, и постепенное обеднение среднего класса, и фактическое опустынивание депрессивных окраин ЕС европейцы вполне могли бы простить правящим партиям, но в обмен на стабильность и безопасность. Однако безопасность теперь в дефиците на улицах Парижа и Берлина, Ниццы и Брюсселя.
В таких условиях поневоле начинают праветь даже самые политкорректные граждане.
Поправение происходит тихо. Зачищенное от всего «разжигающего», искусственно рафинированное информационное поле ЕС не дает обывателям ответа на вопрос, как они дошли до жизни такой. Во всех СМИ они встречают одну точку зрения, также являющуюся официальной: политкорректность — это хорошо, мигрантам надо помогать, а теракты должны объединить всех нас.
В поисках иной информационной повестки и подтверждения собственных наблюдений люди сидят в социальных сетях и читают сайты маргинальных авторов.
Разумеется, там довольно много информационного мусора. Там есть слухи, городские легенды и теории заговора.
После теракта в «Батаклане» французы, например, долгое время пересказывали друг другу истории о том, будто бы террористы не просто расстреляли своих жертв, но и порубили их тела на куски тесаками.
Говорили, разумеется, и о том, что количество жертв (по официальным данным, 130 человек) было на порядок занижено правительством. В итоге МВД Пятой республики было вынуждено выступить с опровержением подобных слухов. Отвратило ли это людей от неофициальной информации? Ничего подобного.
Сайты с непроверенными новостями про преступления мигрантов и «истинную подоплеку терактов» продолжают набирать популярность. Для граждан ЕС они сегодня играют ту же роль, что и самиздат для позднесоветских граждан.
Процессы, идущие сейчас в Европе, во многом напоминают то молчаливое возмущение Демократической партией США, которое долгие годы копилось у американских избирателей. Люди сидели на маргинальных сайтах, слушали местные радиостанции, вели политические дискуссии на форумах, обсуждали конспирологические теории.
При этом с точки зрения СМИ мейнстрима такие ресурсы, как Breitbart, считались прибежищем фриков и провокаторов (отчасти — справедливо), которых попросту не принимался всерьез.
Доморощенные, сляпанные буквально на коленке сайты с теориями о том, кто на самом деле убил Кеннеди и взорвал башни Всемирного торгового центра, выглядели по-своему забавными, и за счет этого безобидными. Пока, наконец, этот информационный «девятый вал» не сработал на избрание президентом Дональда Трампа.
Теперь молчаливое большинство празднует победу, а полномасштабные эссе о Breitbart — цитадели нового поколения консерваторов — публикуют самые уважаемые газеты либерально-демократической ориентации.
Точно так же может рвануть в Европе — и уже в этом году. Сейчас власти пытаются сыграть на опережение. Нет, речь не о том, чтобы пересмотреть текущую политику и идеологию, например, серьезно ограничить миграцию. Правительства ставят своей целью лишь изменение информационной картины мира.
Одна за другой самые свободолюбивые и прогрессивные европейские страны создают специальные подразделения по борьбе с «фейковыми новостями».
В Чехии подобная правительственная структура была запущена 1 января 2017 года. Около двадцати человек полный рабочий день будут отслеживать содержание чешских сайтов, «представляющих радикальные взгляды и теории заговора», удалять с них «непроверенные новости» и блокировать их. О создании такого же подразделения при пресс-службе правительства объявлено и в Германии.
А в декабре уходящий председатель Европарламента Мартин Шульц и вовсе призвал разработать общеевропейский закон о наказании за распространение фейковых новостей.
При этом официальная точка зрения ряда европейских правительств заключается в том, что «фейковые новости» распространяет «рука Кремля». Якобы, для того, чтобы привести к власти своих ставленников.
Как сформулировал в интервью The Guardian госсекретарь чешского правительства по европейским делам Томаш Пруза, «ключевая цель русской пропаганды в Чехии — посеять сомнения в умах людей в том, что демократия — это лучший способ руководства страной».
То есть, чешское руководство на полном серьезе озвучивает мысль о том, что два десятка сайтов с русской пропагандой могут решительно повлиять на выборы в Чехии и спровоцировать голосование за «неправильных кандидатов».
Аналогичную позицию транслируют и власти Германии. Шеф внутренней германской разведки (Федеральное ведомство по охране Конституции) Ганс-Георг Маасен уже предупредил, что связанные с Россией сайты фейковых новостей могут оказать нежелательное влияние на ход осенних парламентских выборов.
Связь таких сайтов с Россией разведка при этом даже не собирается доказывать.
Точно так же, как и «русский след» в кибер-атаках, которым подвергалась Deutsche Telekom. Все это подается скопом как часть единого заговора.
«Фейковые сайты, боты, тролли, — мы должны научиться справляться с ними», — призвала в ноябрьском выступлении в парламенте Ангела Меркель.
Впрочем, если справиться не удастся, многим уже сейчас понятно — Меркель может проиграть не по воле утомленных толерантностью немецких избирателей, а из-за хитроумных «русских хакеров» и «кремлевских пропагандистов». Все это мы уже слышали после проигрыша Клинтон.
Буквально на днях русскую пропаганду разоблачили и шведы.
Шведский институт международных отношений прямо обвинил агентство Sputnik в распространении фейковых новостей.
Одновременно Стокгольм не исключил, что Россия попытается повлиять и на шведские парламентские выборы, которые должны пройти в 2018-м. Поддержка правых партий в королевстве за последний год и впрямь продемонстрировала двукратный рост. Только виновато в этом поправении масс вовсе не агентство Sputnik, а некоторые неприятные детали местного быта.
Например, жестокое убийство выходцами из Эритреи покупателей в IKEA средь бела дня.
«Я считаю Швецию своей страной. Когда я узнал об отказе в виде на жительство, я был вынужден защищать себя. Я принял отказ как преступление против меня и хотел показать, что со мной поступили неправильно», — заявил убийца в суде.
Очевидно, что ссылка на «русских хакеров» и «московские фейкометы» — это не более, чем пропагандистский трюк.
Правящим кругам европейских стран куда выгоднее представить дело так, будто антимигрантские настроения насаждают русские в своих геополитических интересах. Они не хотят, а часто — не могут признать, что страшилки про мигрантов — и мнимые, и вполне реальные — добровольно распространяет местное население.
Те самые недовольные избиратели, которые вскоре придут на участки, чтобы прокатить леволиберальные партии, практически монополизировавшие власть по ряду болезненных вопросов, включая и вопрос миграции.
При этом борьба с «фейковыми новостями» приведет к эффекту, отлично знакомому всем, кто рос при советском социализме.
Удаление новости лишь взвинтит к ней интерес и придаст ей ореол священной истины, а любое официальное опровержение со стороны властей, к которым нет доверия, сработает как дополнительная реклама.
На новогодних каникулах уже упомянутый выше ресурс Breitbart.com опубликовал новость о том, как в ночь на 1 января сотни бородатых мужчин с криками «Аллах акбар!» подожгли старинную церковь в немецком Дортмунде. Дортмундская полиция опровергает эту новость уже третью неделю подряд.
Местная газета Ruhr Nachrichten опубликовала специальную статью, в которой утверждает, что авторы Breitbart переврали все факты из ее репортажа с целью «создания фейков, пропаганды и разжигания ненависти». По теме высказалась даже министр юстиции Гессена. В ответ ресурс снабдил материал издевательской подписью: «Немецкий истеблишмент утверждает, что факты, изложенные в статье, — это фейковые новости».
После этого число просмотров и перепостов только увеличилось. Новость разошлась по всему миру и продолжает вызывать нешуточный интерес у немецких избирателей.
Именно сейчас, думая, фейк это или нет, они решают, за кого будут голосовать в сентябре. Предчувствуя, кого выберут эти люди, европейский истеблишмент торопится заранее свалить свое поражение на «происки Кремля».
Виктория Никифорова
Деловая газета «Взгляд»
Источник - Русская весна