Медиа Пульс » Новые технологии » Определено место для запуска новой русской революции

Определено место для запуска новой русской революции

27 января 2017
Определено место для запуска новой русской революции
ЛЕПЕХИН Владимир
События, разворачивающиеся вокруг решения властей Санкт-Петербурга о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви, похоже, переходит в новую фазу, трансформируясь из общественной дискуссии в политическое противостояние. Противники передачи Собора церкви собрали почти 200 тысяч подписей под петицией протеста и направили в Василеостровский районный суд коллективный административный иск к комитету имущественных отношений Петербурга о признании незаконным распоряжения этого ведомства о передаче храма в пользование РПЦ. (https://ria.ru/religion/20170123/1486255721.html)
Санкт-Петербург — идеальное место для новой революции
Представители РПЦ и их сторонники, в принципе, могли бы — раз уж пошла речь о праве церкви на возвращение храмов — напомнить своим оппонентам, как и какое количество православных храмов и монастырей было разрушено в годы советской власти. Напомнить и потребовать сатисфакции. Однако же никому из руководства РПЦ подобное не приходит в голову. Православная общественность ведет себя как ответственная сила, терпеливо объясняющая оппонентам свою позицию, подчеркивая, что решения, затрагивающие имущественные отношения, не относятся к компетенции церкви: все вопросы следует адресовать правительству Санкт-Петербурга, действующему на основании федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 2010 года или же к Правительству РФ.
Аналогичным образом — ответственно и с пониманием — ведут себя и большинство музейщиков, что объяснимо: опыт показывает, что там, где хозяином или арендатором храмов и культурных объектов становится церковь, названные активы обретают куда более рачительного хозяина, чем государевы слуги.
Кстати, потомки разрушителей храмов — если иметь в виду членов КПРФ — тоже особо не замечены в нагнетании напряженности вокруг передачи Исаакиевского собора церкви. Против же передачи — маргинальная квазипартия «Коммунисты России», использующая любую возможность для самопиара.
Автор этих строк не ставит своей задачей расписать в настоящей статье все «за» и против» передачи Собора православной церкви. Мне видится важным объяснить, почему технический, казалось бы, вопрос вдруг стал катализатором непримиримых политических боев, постепенно приобретающих федеральный масштаб.
В пользование РПЦ уже переданы Казанский и Смольный соборы, и к этим решениям питерская общественность оказалась индифферентной. А вот передача церкви Исаакиевского собора вдруг стала камнем преткновения. Почти по такой же — исаакиевской — схеме развивается сегодня ситуация и вокруг возможной передачи в пользование РПЦ (её Симферопольской и Крымской епархии) ряда объектов музея-заповедника «Херсонес-Таврический» в Крыму, где в решении имущественного вопроса появляется уже украинская тема с соответствующим «международным» звучанием.
Так вот: почему, начав с малого — с кампании в СМИ в защиту музея, организаторы протеста продолжили акцию сбором подписей под петицией, а на конец января наметили массовый митинг, направленный уже не только против конкретного решения властей Санкт-Петербурга, но также (если судить по публикациям в прессе) против РПЦ и российской власти как таковой?
Кто заинтересован в противостоянии
Такое ощущение, что спустя ровно сто лет после октября 1917 года кое-кому удалось найти повод для очередного наступления на российскую власть. Идеальным же местом для этого наступления вновь становится Санкт-Петербург — город-колыбель русских революций. К примеру, Сенатская площадь близ Исаакиевского собора — чем не майдан? Ведь именно здесь в далеком 1825 году состоялась первая в России попытка осуществления «буржуазно-демократической» революции.
Но кто сегодня выходит в итоге на площадь перед Исаакиевским собором в знак протеста против передачи Собора-музея Русской Православной Церкви? Кто эти декабристы—январисты — помимо некоторых музейщиков и отдельных «городских идеалистов»?
По сути, мы вновь наблюдаем протестное единение правых и левых (как правило — радикальных и оппозиционных) активистов, являющихся движущей силой всевозможных майданов.
Конечно, в контексте того, что происходило в минувшую субботу в различных городах США (митинги протеста против нового главы государства во главе с актерами Голливуда), (https://ria.ru/analytics/20170124/1486341763.html) массовые выступления городской «общественности» в России резко окрасились в карикатурные тона, однако это не значит, что российская оппозиция откажется от использования любых поводов для того, чтобы заявить о себе.
Еще раз подчеркну: я не обсуждаю сейчас — насколько верным и обоснованным было решение властей о передаче Собора церкви. Меня беспокоит, в первую очередь, форма протеста: то, как конкретные группы людей борются за сохранение музейных экспонатов, по факту — вольно или невольно — разжигая религиозную и социальную рознь.
Напомню, что вопрос о передаче Собора в пользование РПЦ обсуждался в мэрии и Законодательном Собрании Санкт-Петербурга почти три года. В конечном счете, за передачу храма-музея церкви высказались не только руководители городской администрации, но и депутаты: лишь пять человек из пятидесяти (!) проголосовали против позиции исполнительной власти или воздержались. Вопрос: так для чего жители Санкт-Петербурга всенародным голосованием избирают свой законодательный орган, если несколько несогласных с мнением большинства депутатов не собираются подчиняться решению данного органа, пытаясь обойти его решение посредством возбуждения радикально настроенных граждан?
Да, петиция протеста — эффективное средство привлечения внимания власти к той или иной проблеме. Однако же 200 тысяч подписантов — это отнюдь не большинство жителей Санкт-Петербурга.
Подобную ситуацию мы видим сегодня, например, в США, где сотни тысяч выходящих на улицы страны противников Трампа пытаются дезавуировать не только мнение ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ избирателей, но и действующий избирательный закон. Аналогичным образом действует политизированное меньшинство и в Великобритании, пытаясь подменить петициями и митингами меньшинств мнение большинства, высказавшегося за brexit. (https://ria.ru/analytics/20160906/1476217681.html)
Нет конфликта, есть его имитация
Самое пикантное в истории с давно готовящейся передачей Исаакиевского собора в аренду РПЦ то, что в Санкт-Петербурге, на самом деле, нет никакого гражданского конфликта, но есть его искусная имитация.
Политический разогрев общества — вот для чего нужна имитация гражданского противостояния в северной столице. Судьба же музея, права верующих и интересы туристов тут, похоже, на третьем-пятом местах.
Расширение пространства протеста необходимо некоторым его организаторам для того, чтобы решить главную свою политическую задачу 2017 года — столкнуть между собой две самые массовые группы граждан РФ, дабы на этой волне если и не превратить Санкт-Петербург в место проведения российского евромайдана, то, по меньшей мере, укрепить в нем политические позиции конкретных радикальных группировок.
Так, некоторые оппозиционные издания целенаправленно продвигают среди жителей Санкт-Петербурга идею о том, что «северная столица» — это европейский город, в отличие от «азиатской» Москвы. (Знакомая тема, не правда ли?) А как вам такой месседж: «Московский патриархат хочет отобрать у Санкт-Петербурга Исаакиевский собор»? Или — «NB! Исаакиевский собор уходит от Петербурга в Московский патриархат». (Как будто Питерская православная епархия — не часть Московского патриархата).
Современное российское общество делится на две большие группы: на так называемых постсоветских людей, которым близки идеалы Великого октября и советские ценности (они составляют до половины граждан РФ), и людей православной, не-советской культуры (около 30% населения страны). Обе группы в совокупности составляют основу политической стабильности в России. Соответственно, представители радикальных оппозиционных группировок, в особенности те, кто так или иначе связан с зарубежными русофобскими структурами, заинтересованы в том, чтобы выбить эту опору из-под федеральной власти.
Выбить как? Самый простой способ — поссорить православных людей с советскими, столкнуть защитников храмов с потомками тех, кто их, в общем-то, в свое время и разрушал.

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 490
Распечатать
Комментировать