Как Крым пытаются стереть с экономической карты мира
28 декабря 2014
28.12.2014 - 14:23
27 декабря в Крыму прекратили свою деятельность международные платежные системы Visa и Mastercard. Украина провела отключение Крыма от своей электросети и пытается шантажировать этим российское руководство. Прекращено также железнодорожное сообщение между Крымом и Украиной. Еще ранее, 31 июля в действие вступили санкции ЕС, включающие запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные проекты, транспорт, телекоммуникации, энергетический сектор, а также на добычу нефти, газа и минеральных ископаемых в Крыму. Под запрет поставлены не только прямые и непрямые инвестиции, но и оказание страховых услуг для любых проектов в перечисленных областях. Также со стороны ЕС утвержден список категорий крымских товаров, запрещенных к торговле из 250 наименований. Стоит ли ждать усиления санкционного давления на Крым и как это отразится на экономике региона?
Еще в апреле 2014 г. на заседании агентства по развитию Севастополя была презентована аналитическая записка о практике санкционного давления со стороны международного сообщества на территории с ограниченным признанием, к которым относится и Крым. Затем сокращенная версия этой записки поступила в АП России. Общий смысл записки заключается в следующем: система санкций, налагаемых на непризнанные территории настолько хорошо разработана и действенна в условиях глобальной экономики, что Крым может оказаться в серьезной международной изоляции в самое ближайшее время. Однако, до сих пор украинские власти не предпринимали серьезных дипломатических усилий для консолидации международного сообщества вокруг этой проблемы. Скорее всего, это связано с отсутствием у украинской дипломатии опыта в такого рода деятельности, низким уровнем профессионализма, люстрацией многих сотрудников МИД в Киеве, однако, главной причиной остается «руки не дошли». Тем не менее, в настоящее время в Киеве при помощи советников из США и Евросоюза разрабатывается стратегия по осуществлению централизованного санкционного давления на Крым, в которой будет учтен богатый мировой опыт.
Опыт преодоления препятствий, создаваемых международным сообществом территориям с ограниченным признанием.
Всего в мире существуют более 10 территорий с ограниченным международным признанием (ТОП). Это Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК),Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), израильские поселения на оккупированный территориях Западного Берега реки Иордан (ЗБРИ), Абхазия, Южная Осетия и др. Крым в данном случае будет представлять особый случай ТОП: это самая населенная и большая по территории ТОП. В отличие от прочих, она присоединена к России и является ее полноправным субъектом (согласно российскому законодательству). В случае сохранения украинской государственности и непризнания ею присоединения Автономной Республики Крым к Российской Федерации на правах субъекта на нее будут наложены санкции, схожие с теми, которые налагаются на прочие ТОП. Эти санкции будут активно поддержаны союзниками нынешнего украинского режима, которыми являются США, ЕС, страны НАТО. Следует также ожидать, что остальные государства также не признают (за редким исключением) вхождение Крыма в состав России, а значит, вынуждены будут присоединиться к санкциям.
Как правило, инициатором санкционного давления является государство, от которого данные территории были отторгнуты (ГОТ) (в нашем случае Украина). Главным образом, в состав санкций входит отслеживание посещений территорий гражданами других государств и отправка нот протеста по каждому случаю посещения в МИД этого государства с последующим освещением фактов «нарушения правил въезда» в ООН, а также жалобы на функционирование там иностранных компаний. Также применяется тактика жалоб в международные институты на появление в торговых сетях стран товаров под торговыми марками, зарегистрированными на ТОП. Руководство таких территорий ведет работу над устранением этих ограничений при помощи союзного государства.
В данной записке ставятся вопросы: какие санкции могут быть введены в адрес Крыма? Насколько существенное воздействие они окажут на развитие экономики Крыма и благосостояние населения? Каким образом можно будет их избежать?
Отслеживание визитов граждан иностранных государств на территорию Крыма с последующей подачей дипломатических нот в адрес МИД этих государств с требованием принятия соответствующих мер и использование этих нот для оказания дипломатического давления на эти государства. Такая тактика широко используется Азербайджаном в адрес НКР, Грецией и Кипром в адрес ТРСК, Палестиной в адрес поселений на ЗБРИ, Грузией в адрес Южной Осетии и Абхазии. В нотах указывается недопустимость посещения иностранцами территории государства минуя его пограничные и таможенные службы, а также, нарушая их визовый режим. Как правило, такие граждане теряют право посещать территорию государства заявителя. В первую очередь отслеживаются визиты официальных делегаций политиков, ученых, деятелей культуры, молодежных групп, освещаемые прессой. В случае повышения уровня интеграции Украины с ЕС и США, приезжающие в Крым могут столкнуться впоследствии с проблемами при получении виз в эти страны. Такая практика может нанести существенный урон экономике Крыма, поскольку значительную долю его доходов составляет туризм, в том числе, международный.
ТОП разработали ряд мер, нивелирующих эти ограничения. В первую очередь, это максимальное упрощение пересечения границы для иностранцев вплоть до введения безвизового режима. Это позволяет увеличить туристический поток в ТОП и создать проблемы для спецслужб ГОТ при отслеживании визитов. Печать о пересечении границы со штампом ТОП ставится на отдельный лист, который вкладывается в паспорт. Таким образом, при визите в другие страны он не принимается во внимание пограничным контролем.
В Крыму предлагается максимально упростить режим пересечения границы вплоть до введения безвизового въезда для граждан государств, дружественных России и обеспечивающий наибольший поток посетителей. Это позволит существенно улучшить политическую атмосферу вокруг Крыма и убедить-де-фактомировое сообщество в безальтернативности нахождения Крыма в составе России. В условиях развития современных разведывательных технологий ограничение на въезд иностранных граждан в страну с целью предотвращения шпионажа уже себя исчерпал. В Санкт-Петербурге действует безвизовый режим для граждан, прибывающих в город на круизных лайнерах. Кронштадт — база Балтийского флота является открытым городом и также открыт для посещения иностранцами.
Следует разработать программу проведения в Крыму различных международных мероприятий — кинофестивалей, музыкальных фестивалей, концертов и т. п., массово привлекающих иностранцев. Создание благоприятных условий для туризма позволит сделать Крым популярным туристическим направлением, что также повысит уровень его легитимности.
Международное сообщество может наложить ограничения на свободу передвижения граждан России по загранпаспортам с печатью УФМС Крыма. Как известно, паспорта, выданные на ТОП не признаются международным сообществом и не дают право пересечения границ. В Крыму предлагается открыть филиалы УФМС других регионов России и ставить соответствующие печати. Таким образом, формальности будут исполнены, а крымчане смогут беспрепятственно выезжать заграницу. Публичные фигуры руководства Крыма, скорее всего, будут внесены Украиной в специальный список, который будет разослан в МИД всех государств, не признавших вхождение Крыма в состав России. Возможно, на их въезд в ряд дружественных Киеву стран будут наложен запрет, преодолеть который будет невозможно.
Ограничения на импорт товаров, произведенных на территории Крыма. МИД Украины может создать список предприятий, чья продукция идет на экспорт, и посредством давления своих союзников запретить их свободное распространение. Для Крыма в целом это ограничение не столь существенно из-запереориентации экономики на Россию как основного потребителя, однако, ряд предприятий могут встретиться с реальными трудностями. В настоящее время существуют серьезные ограничения на импорт продукции из ТОП. Самое мягкое — маркировка товаров, произведенных на ЗБРИ в странах ЕС. Продукция из других ТОП официально на экспорт не поступает.
В настоящее время ТОП разрабатывают специальные программы по поддержке экспорта. Предприятия ТРСК, например, маркируют с согласия Турции свою продукцию турецкими филиалами из г. Мерсин. В Израиле предприятия на ЗБРИ открывают свои филиалы на признанных международным сообществом территориях и маркируют продукцию по адресу филиала. Крымскому производителю следует также договорить с одним из регионов, например, Кубанью, для создания там фиктивных компаний, адреса которых и будут вписываться в марку товара.
Ограничения на работу иностранных компаний на ТОП. Деятельность иностранных компаний на территориях ТОП отследить довольно просто. В адрес компании пишется жалоба через МИД, что создает ей проблемы при деятельности за рубежом. В условиях глобализации, когда деятельность транснациональных компаний распространяется на весь мир, такие ограничения имеют серьезное значение в ослаблении экономики государства. Все ныне существующие ТОП являются дотационными, в немалой степени из-за ограничений на деятельность международных компаний. Однако, в данном случае у Крыма есть серьезные преимущества, поскольку он является частью России. Иностранные компании могу приглашаться на признанные международным сообществом территории России, там регистрировать контракты, а затем отправляться на работу в Крым. Однако, там уже зарубежные предприятия не смогут действовать под своим именем и давать рекламу, что будет связано с дополнительными расходами российской стороны. Также в Крыму невозможно будет открывать известные международные предприятия — марки торговых домов, кафе, ресторанов, что негативно скажется на посещаемости Крыма туристами.
Руководство ТОП активно борется за снятие санкций на международной арене. Одним из самых эффективных шагов является создание положительного образа ТОП в мире. Турция активно рекламирует курорты ТРСК, а также недвижимость на острове, стоимость которой значительно ниже, чем в Турции. В Израиле существуют специальные финансируемые государством программы по посещению оккупированных территорий (поселений) иностранными делегациями (молодежными, студенческими, профессиональными). Визиты широко освещаются в прессе, участники раздают интервью. В поселениях проводятся конференции, посвященные истории и археологии, на которые приглашаются иностранные участники.
Легализация ТРСК происходит за счет организации не ее территории различных конференций, спортивных, культурных и общественных мероприятий, на которые приглашаются участники из различных стран. Особое внимание уделяется частным визитам чиновников из различных стран (в первую очередь, ЕС). В ходе визитов все расходы берет на себя руководство ТРСК.
Международные программы турецкого телевидения, а также других СМИ на английском языке регулярно пополняются специальными репортажами и новостями из ТРСК. Это может касаться как освещения различных событий, так и рекламных текстов, связанных с продукцией, производимой на острове. Происходит, также демонстрация программ о туристических достопримечательностях региона. Это же касается Израиля.
Особое внимание правительство Израиля и Турции уделяет международной легализации оккупированных территорий. В СМИ постоянно озвучиваются объяснения необходимости продолжения оккупации и отсутствия причин для членов международного сообщества к игнорированию территорий. Турция объясняет необходимость оккупации Кипра причинами геноцида турецкого населения в ходе столкновений с греками, а также коренным статусом мусульманского населения острова. Израиль настаивает на том, что границы Палестины до сих пор не проведены, поэтому, нельзя говорить о незаконности поселений на ЗБРИ до подписания окончательного мирного соглашения с палестинцами.
Историческая научная легализация турецкого присутствия на Кипре и израильского на ЗБРИ получает свое развитие в ходе специальных конференций, круглых столов, а также изданием научной литературы по вопросу. Особую роль играет музейное дело. На территориях ТРСК открыты «музеи варварства», посещение которых входит в программу визитов международных делегаций. Экспозиция рассказывает о случаях уничтожения греческими националистами целых турецких семей. В Израиле в музеях существуют экспозиции, наглядно демонстрирующие постоянство присутствия еврейского народа в Палестине и зверства арабов по отношению к еврейским поселенцам, в том числе и на ЗБРИ.
Специальные государственные программы занимаются привлечением населения различных регионов страны на новоприобретенные территории. В Израиле существует своя, более лояльная система налоговых послаблений в отношении поселений на ЗБРИ. Недвижимость и ряд товаров там значительно дешевле, чем в самом Израиле. Небольшие поселения могут обладать особым статусом и вводить собственные законы, получая относительную независимость от Израиля. Это касается в первую очередь ультраортодоксальных поселений. В поселениях открываются университеты и высокотехнологичные производства, привлекающие студентов и рабочую силу из центра страны.
ТРСК является одним из важных туристических центров для турок. Цены на отдых там ниже, законы о распространении алкоголя существенно лояльнее, чем в Турции. ТРСК является особой зоной, в которой легально действуют казино и публичные дома. В Турции они запрещены. Таким образом, обеспечивается развитие внутреннего туризма.
Далеко не весь опыт израильских поселений на ЗБРИ и ТРСК может быть адекватно использован в Крыму, и в Севастополе в частности. Однако, некоторые элементы необходимо изучить на предмет их применения здесь. В первую очередь это касается медийного освещения проблемы присоединения Крыма и Севастополя к России. Представляется необходимым создание постоянно действующей пресс-службы правительства Крыма и мэрии Севастополя, которая занималась бы организацией пресс-туров для журналистов из разных стран. Севастополь следует позиционировать как центр русского Крыма. Музеи Севастополя могли бы стать центром притяжения туристов и журналистов.
В музеях Севастополя необходимо организовать экспозиции, посвященные вхождению Крыма в состав России в 2014 г. с подробным разъяснением причин. По этому поводу также необходимо организовать ряд научных исторических конференций, в ходе которых изучались бы правовые, исторические и экономические аспекты вхождения Крыма в состав России. В Севастополе необходима современная организация туристической инфраструктуры, подключенной ко всем крымским курортам.
Сотниченко А.А.
27 декабря в Крыму прекратили свою деятельность международные платежные системы Visa и Mastercard. Украина провела отключение Крыма от своей электросети и пытается шантажировать этим российское руководство. Прекращено также железнодорожное сообщение между Крымом и Украиной. Еще ранее, 31 июля в действие вступили санкции ЕС, включающие запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные проекты, транспорт, телекоммуникации, энергетический сектор, а также на добычу нефти, газа и минеральных ископаемых в Крыму. Под запрет поставлены не только прямые и непрямые инвестиции, но и оказание страховых услуг для любых проектов в перечисленных областях. Также со стороны ЕС утвержден список категорий крымских товаров, запрещенных к торговле из 250 наименований. Стоит ли ждать усиления санкционного давления на Крым и как это отразится на экономике региона?
Еще в апреле 2014 г. на заседании агентства по развитию Севастополя была презентована аналитическая записка о практике санкционного давления со стороны международного сообщества на территории с ограниченным признанием, к которым относится и Крым. Затем сокращенная версия этой записки поступила в АП России. Общий смысл записки заключается в следующем: система санкций, налагаемых на непризнанные территории настолько хорошо разработана и действенна в условиях глобальной экономики, что Крым может оказаться в серьезной международной изоляции в самое ближайшее время. Однако, до сих пор украинские власти не предпринимали серьезных дипломатических усилий для консолидации международного сообщества вокруг этой проблемы. Скорее всего, это связано с отсутствием у украинской дипломатии опыта в такого рода деятельности, низким уровнем профессионализма, люстрацией многих сотрудников МИД в Киеве, однако, главной причиной остается «руки не дошли». Тем не менее, в настоящее время в Киеве при помощи советников из США и Евросоюза разрабатывается стратегия по осуществлению централизованного санкционного давления на Крым, в которой будет учтен богатый мировой опыт.
Опыт преодоления препятствий, создаваемых международным сообществом территориям с ограниченным признанием.
Всего в мире существуют более 10 территорий с ограниченным международным признанием (ТОП). Это Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК),Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), израильские поселения на оккупированный территориях Западного Берега реки Иордан (ЗБРИ), Абхазия, Южная Осетия и др. Крым в данном случае будет представлять особый случай ТОП: это самая населенная и большая по территории ТОП. В отличие от прочих, она присоединена к России и является ее полноправным субъектом (согласно российскому законодательству). В случае сохранения украинской государственности и непризнания ею присоединения Автономной Республики Крым к Российской Федерации на правах субъекта на нее будут наложены санкции, схожие с теми, которые налагаются на прочие ТОП. Эти санкции будут активно поддержаны союзниками нынешнего украинского режима, которыми являются США, ЕС, страны НАТО. Следует также ожидать, что остальные государства также не признают (за редким исключением) вхождение Крыма в состав России, а значит, вынуждены будут присоединиться к санкциям.
Как правило, инициатором санкционного давления является государство, от которого данные территории были отторгнуты (ГОТ) (в нашем случае Украина). Главным образом, в состав санкций входит отслеживание посещений территорий гражданами других государств и отправка нот протеста по каждому случаю посещения в МИД этого государства с последующим освещением фактов «нарушения правил въезда» в ООН, а также жалобы на функционирование там иностранных компаний. Также применяется тактика жалоб в международные институты на появление в торговых сетях стран товаров под торговыми марками, зарегистрированными на ТОП. Руководство таких территорий ведет работу над устранением этих ограничений при помощи союзного государства.
В данной записке ставятся вопросы: какие санкции могут быть введены в адрес Крыма? Насколько существенное воздействие они окажут на развитие экономики Крыма и благосостояние населения? Каким образом можно будет их избежать?
Отслеживание визитов граждан иностранных государств на территорию Крыма с последующей подачей дипломатических нот в адрес МИД этих государств с требованием принятия соответствующих мер и использование этих нот для оказания дипломатического давления на эти государства. Такая тактика широко используется Азербайджаном в адрес НКР, Грецией и Кипром в адрес ТРСК, Палестиной в адрес поселений на ЗБРИ, Грузией в адрес Южной Осетии и Абхазии. В нотах указывается недопустимость посещения иностранцами территории государства минуя его пограничные и таможенные службы, а также, нарушая их визовый режим. Как правило, такие граждане теряют право посещать территорию государства заявителя. В первую очередь отслеживаются визиты официальных делегаций политиков, ученых, деятелей культуры, молодежных групп, освещаемые прессой. В случае повышения уровня интеграции Украины с ЕС и США, приезжающие в Крым могут столкнуться впоследствии с проблемами при получении виз в эти страны. Такая практика может нанести существенный урон экономике Крыма, поскольку значительную долю его доходов составляет туризм, в том числе, международный.
ТОП разработали ряд мер, нивелирующих эти ограничения. В первую очередь, это максимальное упрощение пересечения границы для иностранцев вплоть до введения безвизового режима. Это позволяет увеличить туристический поток в ТОП и создать проблемы для спецслужб ГОТ при отслеживании визитов. Печать о пересечении границы со штампом ТОП ставится на отдельный лист, который вкладывается в паспорт. Таким образом, при визите в другие страны он не принимается во внимание пограничным контролем.
В Крыму предлагается максимально упростить режим пересечения границы вплоть до введения безвизового въезда для граждан государств, дружественных России и обеспечивающий наибольший поток посетителей. Это позволит существенно улучшить политическую атмосферу вокруг Крыма и убедить-де-фактомировое сообщество в безальтернативности нахождения Крыма в составе России. В условиях развития современных разведывательных технологий ограничение на въезд иностранных граждан в страну с целью предотвращения шпионажа уже себя исчерпал. В Санкт-Петербурге действует безвизовый режим для граждан, прибывающих в город на круизных лайнерах. Кронштадт — база Балтийского флота является открытым городом и также открыт для посещения иностранцами.
Следует разработать программу проведения в Крыму различных международных мероприятий — кинофестивалей, музыкальных фестивалей, концертов и т. п., массово привлекающих иностранцев. Создание благоприятных условий для туризма позволит сделать Крым популярным туристическим направлением, что также повысит уровень его легитимности.
Международное сообщество может наложить ограничения на свободу передвижения граждан России по загранпаспортам с печатью УФМС Крыма. Как известно, паспорта, выданные на ТОП не признаются международным сообществом и не дают право пересечения границ. В Крыму предлагается открыть филиалы УФМС других регионов России и ставить соответствующие печати. Таким образом, формальности будут исполнены, а крымчане смогут беспрепятственно выезжать заграницу. Публичные фигуры руководства Крыма, скорее всего, будут внесены Украиной в специальный список, который будет разослан в МИД всех государств, не признавших вхождение Крыма в состав России. Возможно, на их въезд в ряд дружественных Киеву стран будут наложен запрет, преодолеть который будет невозможно.
Ограничения на импорт товаров, произведенных на территории Крыма. МИД Украины может создать список предприятий, чья продукция идет на экспорт, и посредством давления своих союзников запретить их свободное распространение. Для Крыма в целом это ограничение не столь существенно из-запереориентации экономики на Россию как основного потребителя, однако, ряд предприятий могут встретиться с реальными трудностями. В настоящее время существуют серьезные ограничения на импорт продукции из ТОП. Самое мягкое — маркировка товаров, произведенных на ЗБРИ в странах ЕС. Продукция из других ТОП официально на экспорт не поступает.
В настоящее время ТОП разрабатывают специальные программы по поддержке экспорта. Предприятия ТРСК, например, маркируют с согласия Турции свою продукцию турецкими филиалами из г. Мерсин. В Израиле предприятия на ЗБРИ открывают свои филиалы на признанных международным сообществом территориях и маркируют продукцию по адресу филиала. Крымскому производителю следует также договорить с одним из регионов, например, Кубанью, для создания там фиктивных компаний, адреса которых и будут вписываться в марку товара.
Ограничения на работу иностранных компаний на ТОП. Деятельность иностранных компаний на территориях ТОП отследить довольно просто. В адрес компании пишется жалоба через МИД, что создает ей проблемы при деятельности за рубежом. В условиях глобализации, когда деятельность транснациональных компаний распространяется на весь мир, такие ограничения имеют серьезное значение в ослаблении экономики государства. Все ныне существующие ТОП являются дотационными, в немалой степени из-за ограничений на деятельность международных компаний. Однако, в данном случае у Крыма есть серьезные преимущества, поскольку он является частью России. Иностранные компании могу приглашаться на признанные международным сообществом территории России, там регистрировать контракты, а затем отправляться на работу в Крым. Однако, там уже зарубежные предприятия не смогут действовать под своим именем и давать рекламу, что будет связано с дополнительными расходами российской стороны. Также в Крыму невозможно будет открывать известные международные предприятия — марки торговых домов, кафе, ресторанов, что негативно скажется на посещаемости Крыма туристами.
Руководство ТОП активно борется за снятие санкций на международной арене. Одним из самых эффективных шагов является создание положительного образа ТОП в мире. Турция активно рекламирует курорты ТРСК, а также недвижимость на острове, стоимость которой значительно ниже, чем в Турции. В Израиле существуют специальные финансируемые государством программы по посещению оккупированных территорий (поселений) иностранными делегациями (молодежными, студенческими, профессиональными). Визиты широко освещаются в прессе, участники раздают интервью. В поселениях проводятся конференции, посвященные истории и археологии, на которые приглашаются иностранные участники.
Легализация ТРСК происходит за счет организации не ее территории различных конференций, спортивных, культурных и общественных мероприятий, на которые приглашаются участники из различных стран. Особое внимание уделяется частным визитам чиновников из различных стран (в первую очередь, ЕС). В ходе визитов все расходы берет на себя руководство ТРСК.
Международные программы турецкого телевидения, а также других СМИ на английском языке регулярно пополняются специальными репортажами и новостями из ТРСК. Это может касаться как освещения различных событий, так и рекламных текстов, связанных с продукцией, производимой на острове. Происходит, также демонстрация программ о туристических достопримечательностях региона. Это же касается Израиля.
Особое внимание правительство Израиля и Турции уделяет международной легализации оккупированных территорий. В СМИ постоянно озвучиваются объяснения необходимости продолжения оккупации и отсутствия причин для членов международного сообщества к игнорированию территорий. Турция объясняет необходимость оккупации Кипра причинами геноцида турецкого населения в ходе столкновений с греками, а также коренным статусом мусульманского населения острова. Израиль настаивает на том, что границы Палестины до сих пор не проведены, поэтому, нельзя говорить о незаконности поселений на ЗБРИ до подписания окончательного мирного соглашения с палестинцами.
Историческая научная легализация турецкого присутствия на Кипре и израильского на ЗБРИ получает свое развитие в ходе специальных конференций, круглых столов, а также изданием научной литературы по вопросу. Особую роль играет музейное дело. На территориях ТРСК открыты «музеи варварства», посещение которых входит в программу визитов международных делегаций. Экспозиция рассказывает о случаях уничтожения греческими националистами целых турецких семей. В Израиле в музеях существуют экспозиции, наглядно демонстрирующие постоянство присутствия еврейского народа в Палестине и зверства арабов по отношению к еврейским поселенцам, в том числе и на ЗБРИ.
Специальные государственные программы занимаются привлечением населения различных регионов страны на новоприобретенные территории. В Израиле существует своя, более лояльная система налоговых послаблений в отношении поселений на ЗБРИ. Недвижимость и ряд товаров там значительно дешевле, чем в самом Израиле. Небольшие поселения могут обладать особым статусом и вводить собственные законы, получая относительную независимость от Израиля. Это касается в первую очередь ультраортодоксальных поселений. В поселениях открываются университеты и высокотехнологичные производства, привлекающие студентов и рабочую силу из центра страны.
ТРСК является одним из важных туристических центров для турок. Цены на отдых там ниже, законы о распространении алкоголя существенно лояльнее, чем в Турции. ТРСК является особой зоной, в которой легально действуют казино и публичные дома. В Турции они запрещены. Таким образом, обеспечивается развитие внутреннего туризма.
Далеко не весь опыт израильских поселений на ЗБРИ и ТРСК может быть адекватно использован в Крыму, и в Севастополе в частности. Однако, некоторые элементы необходимо изучить на предмет их применения здесь. В первую очередь это касается медийного освещения проблемы присоединения Крыма и Севастополя к России. Представляется необходимым создание постоянно действующей пресс-службы правительства Крыма и мэрии Севастополя, которая занималась бы организацией пресс-туров для журналистов из разных стран. Севастополь следует позиционировать как центр русского Крыма. Музеи Севастополя могли бы стать центром притяжения туристов и журналистов.
В музеях Севастополя необходимо организовать экспозиции, посвященные вхождению Крыма в состав России в 2014 г. с подробным разъяснением причин. По этому поводу также необходимо организовать ряд научных исторических конференций, в ходе которых изучались бы правовые, исторические и экономические аспекты вхождения Крыма в состав России. В Севастополе необходима современная организация туристической инфраструктуры, подключенной ко всем крымским курортам.
Сотниченко А.А.
Источник - Русская весна