«Друзья Русской Весны» — продолжаем рассказ о замечательных народных инициативах
5 марта 2015
05.03.2015 - 7:29 «Русская Весна» продолжает рассказ о людях, которые на добровольческих началах берут на себя общественно-полезные функции, несут в этот мир добро и справедливость, помогают всем, кто попал в сложные жизненные ситуации.
Предлагаем вашему вниманию репортаж Сергей Кириллова "Богатырское смирение, или почему нельзя злиться в котле"
* * *
Недавно я побывал в казачьей общине «Спас», расположенной в славном городе Обнинске Калужской области. Этот регион – с недавнего времени символ провинциального экономического возрождения – запомнился мне ударным тренингом. Хотя давайте с начала.
В 1996 году группа потомственных казаков решила возродить древнюю форму общежития – общину. В неспокойные 1990-е жить и делать дело сообща – это весьма разумно. Но и в эгоцентричные 2010-е казаки (и их жены, и их дети, и их друзья) по-прежнему вместе.
За прошедшие годы люди в общине не просто научились жить вместе – а ведь, пожалуй, и это не так мало? – но и организовали при своем казачьем центре храм, кружки, музей ремесел, мастерскую… Поражает деятельное неравнодушие «общинников» к современным российским проблемам: здесь много лет вполне успешно работает реабилитационный центр для наркоманов и алкозависимых.
Этих людей помещают в… разумно структурированную социальную среду. По контрасту с внешним миром эта среда действительно организована со смыслом – и именно это, по словам атамана общины Игоря Лизунова, является главным лекарством для больных людей. Распорядок дня и ночи, утреннее и вечернее правила, просто совместные молитвы, труд (не превращающая в инвалида повинность, не погоня с горящими глазами за властью и прибылью по головам коллег, а именно понятный, разумный, творческий труд), отдых (не пьянка с сотоварищами в пятницу, не роман с диваном и телевизором, не залипание в виртуале, а осознанный, осмысленный отдых с песнями и плясками), совместная трапеза (это действительно весело и вкусно), обучение чему-то новому… Так вот, эта здоровая среда, оказывается, лучший релакс для современного заложника мегаполиса и лучшая терапия для пристрастившегося к адскому порошку и неправильным напиткам.
Вот утром хочется тебе поспать – а никак: все идут на молитву.
Вот после молитвы хочется тебе поспать – а никак: все идут есть.
Вот поел и хочется тебе поспать – а как? Да никак! Все идут на тренировку.
И так весь день. Это, конечно, определенная ломка для таких журналистов-фрилансеров, как я, но только первый день…
Вера в Бога – это, безусловно, главный стержень общинной жизни. Насильно никого в храм не тянут, тут и там не богословствуют, лобовое столкновение с катехизисом здесь вряд ли возможно: много людей из совсем другой среды, живущих по другим законам-понятиям, осторожных, не всегда верящих на слово… Поэтому воцерковление в общине происходит как бы само собой, вырастает из такого, казалось бы, далекого от мира Православия явления, как… боевое искусство. О нем мне бы хотелось рассказать поподробнее.
Когда справа тебя учат экстремальному кросс-фиту, а слева – бодибилдингу, опасно граничащему с нарциссизмом и культом тела, казачий «котел» кажется дворовой детской забавой. Игорь Лизунов, атаман, не скрывает: главный секрет «котла» как раз в том и заключается, что это – забава, игра.
– Играть вместе могут только те, кто доверяет друг другу, у кого хорошие, дружеские отношения, – поясняет он. – Как только дети поссорились, они – что? – правильно, перестают вместе играть. Так и в «котле» успешно «вариться» могут только люди с добрыми намерениями…
Классический казачий «котел» – это действительно «варево» большой или маленькой группы людей «в собственном соку», буквально «броуновское движение» нескольких человек внутри очерченного круга. За пределы круга выходить нельзя – так будущие бойцы учатся крепко стоять за родную землю, не отступать назад. Каждый участник «котла» должен двигаться от одной произвольной точки окружности до условно противоположной, стараясь пройти центр круга. При этих перемещениях участники, естественно, друг с другом сталкиваются. Сталкиваясь, необходимо наносить всем попавшимся удары (слегка) и защищаться от ударов товарищей. Столкновения можно избежать, плавно уклонившись, завертевшись как колобок, как балерина, – словом, тут надо максимально расслабиться (это в бою-то!) и включить воображение. Дотоле спавшие рефлексы сами подскажут телу, как ему увернуться от очередной затрещины.
Казалось бы, это нехитрое занятие. На деле – очень даже хитрое. Наставники по «котлу» не устают повторять: «Ратоборство (другое название «котла») – лучший сканер человеческого характера». «Варение» тут же изобличает внутренний мир человека: добрый остается добрым, а тот, кто лишь умело притворялся таковым, обязательно покажет свое истинное лицо. Как свидетель, могу сказать, что «свирепых бычков» видно в «котле» сразу. И их отличают два качества – неадекватность действий сложившемуся «боевому» моменту и неспособность влиться в общий ритм «варева», иначе говоря – низкая адаптивная способность.
– Человек, поддавшийся искушению обиды или гнева, тут же теряет львиную долю разума: его разум помрачается, он перестает контролировать ситуацию, – комментирует атаман. – Как результат – он совершает бессмысленные движения, просто так теряет энергию, получает тумаков и слева, и справа, и сверху…
Как участник «котла», могу подтвердить: лишь только я начал персональную охоту за обидчиком и жаждал его во что бы то ни стало поймать, тут же потерял всякую ориентацию в происходящем «вареве». Удары на меня летели со всех сторон, и мне показалось, что все в «котле» действуют против меня одного. Чем больше я злился, тем больше «котел» меня дубасил…
На самом деле это интереснейший феномен. Действительно, человек, начинающий проявлять агрессию или, наоборот, поддавшийся трусости, выбивается из ритма «котла»: он двигается либо быстрее, либо медленнее, соответственно. И тут микросистема под названием «котел» начинает ликвидацию нарушителя общего ритма. Любопытно, что разные люди в этот момент ведут себя как единый живой организм: все подсознательно чувствуют участника с другой скоростью движения и почему-то хотят немедленно его устранить. То есть система буквально стремится восстановить нарушенное равновесие, хотя сама система – это совокупность «персон», уверенных в свободе и разумности своих действий.
Поэтому, как это ни покажется странным адептам современных единоборств, для повышения выживаемости в «котле» надо повысить собственную… доброжелательность. Агрессия только затуманивает сознание, сковывает, лишает творческого полета. И приводит к поражению. В ратоборстве нарушение духовного закона (сочетание со страстями гнева, гордости) тут же превращается в летящие со всех сторон удары. Что же, неплохое доказательство для многих, что эти духовные законы всё же есть.
Кроме того, в «котле» человек учится думать о ближнем: среди участников есть люди со старыми болячками, и ты, «варясь», всегда стараешься иметь это в виду и не причинять боль этим самым людям. Да, вот так вот, вроде все против всех, а всё же все обо всех заботятся.
Когда тебе вдруг покажется, что здорово у тебя получается: ты всем затрещины, а они все мимо – то тут же получаешь мощнейший удар в корпус. Проверено.
Кстати, физическая форма в чистом виде здесь тоже не играет ключевой роли – атлетизм как таковой не имеет в этом деле постоянной точки приложения. Поиск этой точки и желание придавить кого-нибудь всей своей массой-силой тоже не приводят к успеху: ты выглядишь безнадежным бульдозером среди юрких ниндзя. Поэтому «котел» «посмеивается» над качками…
Хочу вернуться к мысли о том, что «котел» – это с самого начала игра. В него, забавляясь, играли дети, юноши усложняли элементы ударов и самообороны, мужчины из «котла» выходили на поле брани и защищали свою Родину. «Котел», видимо, сыграл важную историческую роль в боеспособности нашего государства.
В общинном центе «Спас» «котел» – это главный компонент многих методик: спортивных, учебно-воспитательных, лечебных, реабилитационных, рекреационных… И всё это делается как бы играючи, это такая очень естественная форма народной забавы. Вроде играем, а вроде и учимся Родину защищать, а где защита Отчизны – там и служение Богу, а где встреча с Богом – там уже совсем другие горизонты бытия.
Не обязательно быть казаком, чтоб «вариться в котле», – этим могут заняться и обычные мальчишки (и взрослые дяди) в обычном дворе. Но лучше всё же взять пару вводных тренировок у профи.
Например, у атамана Игоря Лизунова, который не перестает расхваливать «котел». Руководитель общины уверен: именно эта игра-забава лучше всего тренирует гибкость мышления: в ратоборстве важно искать нестандартные ходы, приемы, уловки-увертки. Только так можно выжить под градом «обстрела» со всех сторон. Зажавшись, испугавшись, человек перестает думать, отключает фантазию (а она-то не зря нам дана) и, весь такой скованный, превращается в танк с ой-ой-ой как предсказуемыми телодвижениями. Да к тому же командир этого танка – трус, водитель – болван. Такой вот танк чем хорош? Распрекрасная мишень, товарищи!
И наоборот – спокойствие, творческое отношение к происходящему, радость боя увеличивают шансы на победу. Чем гибче мышление, тем больше адаптивная способность: настоящие опытные ратоборцы ведут бой против одновременно пяти-шести товарищей удивительно играючи – кажется, что они просто разудало фристайлят в брейк-дансе…
– Люди, умеющие хорошо ратоборствовать, как правило, успешны во многих других, самых далеких от казацких забав сферах, – не может нарадоваться атаман. – От продажи автомобилей до супружества и высшей международной дипломатии.
Гибкость мышления, однако…
Когда-то крылатые гусары (молниеносная конница Речи Посполитой) были одной из самых грозных военных сил в Европе. Эта кавалерия с орлиными крыльями за спиной (можно увидеть в исторических фильмах) посмеиваясь громила неприятелей, в том числе русских воинов. Польский король Ян Собеский именно с помощью гусар освободил Европу от турок и вознес Польшу до небывалого уровня. Историки утверждают, что эта казавшаяся непобедимой военная элита потерпела одно из самых крупных поражений от… украинских казаков. Казаки со своими «гуляй-городами» (мобильными укреплениями, чьи местоположения на поле боя можно было легко менять: Фигаро – тут, Фигаро – там…) оказались слишком уклюжими мишенями: вот бы на одном месте стоять и дать себя спокойно разбить врагу – так нет, начинали свои казачьи круговороты и перекаты. Ну просто головная боль для аккуратно мыслящего европейского военачальника!.. Понятна, откуда такая нестандартность мышления в бою? Будущие сокрушители несокрушимых «крылатых» готовились к битве очень серьезно – заваривали многочасовые многолюдные «котлы»…
Так что, родители! Запустите глюки в комп вашего чада, властью вам, родителям, данной лишите его шутеров и пошаговых стратегий и съездите с ним к правильным казакам. Они вас там здорово «уварят». Если в жилах вашего розовощекого пупса течет хоть капелька крови великих предков – он вам только спасибо скажет.
* * *
Если вас заинтересовала деятельность центра "Спас" или вы хотите помочь данному доброму начинанию, можете обратиться лично, написав на адрес, указанный в контактах сайта или по позвонить по телефону (Россия): +7(48439) 486–86 Читайте также
«Друзья Русской Весны» — казачья община и центр реабилитации «Спас»
Источник
Предлагаем вашему вниманию репортаж Сергей Кириллова "Богатырское смирение, или почему нельзя злиться в котле"
* * *
Недавно я побывал в казачьей общине «Спас», расположенной в славном городе Обнинске Калужской области. Этот регион – с недавнего времени символ провинциального экономического возрождения – запомнился мне ударным тренингом. Хотя давайте с начала.
В 1996 году группа потомственных казаков решила возродить древнюю форму общежития – общину. В неспокойные 1990-е жить и делать дело сообща – это весьма разумно. Но и в эгоцентричные 2010-е казаки (и их жены, и их дети, и их друзья) по-прежнему вместе.
За прошедшие годы люди в общине не просто научились жить вместе – а ведь, пожалуй, и это не так мало? – но и организовали при своем казачьем центре храм, кружки, музей ремесел, мастерскую… Поражает деятельное неравнодушие «общинников» к современным российским проблемам: здесь много лет вполне успешно работает реабилитационный центр для наркоманов и алкозависимых.
Этих людей помещают в… разумно структурированную социальную среду. По контрасту с внешним миром эта среда действительно организована со смыслом – и именно это, по словам атамана общины Игоря Лизунова, является главным лекарством для больных людей. Распорядок дня и ночи, утреннее и вечернее правила, просто совместные молитвы, труд (не превращающая в инвалида повинность, не погоня с горящими глазами за властью и прибылью по головам коллег, а именно понятный, разумный, творческий труд), отдых (не пьянка с сотоварищами в пятницу, не роман с диваном и телевизором, не залипание в виртуале, а осознанный, осмысленный отдых с песнями и плясками), совместная трапеза (это действительно весело и вкусно), обучение чему-то новому… Так вот, эта здоровая среда, оказывается, лучший релакс для современного заложника мегаполиса и лучшая терапия для пристрастившегося к адскому порошку и неправильным напиткам.
Вот утром хочется тебе поспать – а никак: все идут на молитву.
Вот после молитвы хочется тебе поспать – а никак: все идут есть.
Вот поел и хочется тебе поспать – а как? Да никак! Все идут на тренировку.
И так весь день. Это, конечно, определенная ломка для таких журналистов-фрилансеров, как я, но только первый день…
Вера в Бога – это, безусловно, главный стержень общинной жизни. Насильно никого в храм не тянут, тут и там не богословствуют, лобовое столкновение с катехизисом здесь вряд ли возможно: много людей из совсем другой среды, живущих по другим законам-понятиям, осторожных, не всегда верящих на слово… Поэтому воцерковление в общине происходит как бы само собой, вырастает из такого, казалось бы, далекого от мира Православия явления, как… боевое искусство. О нем мне бы хотелось рассказать поподробнее.
Когда справа тебя учат экстремальному кросс-фиту, а слева – бодибилдингу, опасно граничащему с нарциссизмом и культом тела, казачий «котел» кажется дворовой детской забавой. Игорь Лизунов, атаман, не скрывает: главный секрет «котла» как раз в том и заключается, что это – забава, игра.
– Играть вместе могут только те, кто доверяет друг другу, у кого хорошие, дружеские отношения, – поясняет он. – Как только дети поссорились, они – что? – правильно, перестают вместе играть. Так и в «котле» успешно «вариться» могут только люди с добрыми намерениями…
Классический казачий «котел» – это действительно «варево» большой или маленькой группы людей «в собственном соку», буквально «броуновское движение» нескольких человек внутри очерченного круга. За пределы круга выходить нельзя – так будущие бойцы учатся крепко стоять за родную землю, не отступать назад. Каждый участник «котла» должен двигаться от одной произвольной точки окружности до условно противоположной, стараясь пройти центр круга. При этих перемещениях участники, естественно, друг с другом сталкиваются. Сталкиваясь, необходимо наносить всем попавшимся удары (слегка) и защищаться от ударов товарищей. Столкновения можно избежать, плавно уклонившись, завертевшись как колобок, как балерина, – словом, тут надо максимально расслабиться (это в бою-то!) и включить воображение. Дотоле спавшие рефлексы сами подскажут телу, как ему увернуться от очередной затрещины.
Казалось бы, это нехитрое занятие. На деле – очень даже хитрое. Наставники по «котлу» не устают повторять: «Ратоборство (другое название «котла») – лучший сканер человеческого характера». «Варение» тут же изобличает внутренний мир человека: добрый остается добрым, а тот, кто лишь умело притворялся таковым, обязательно покажет свое истинное лицо. Как свидетель, могу сказать, что «свирепых бычков» видно в «котле» сразу. И их отличают два качества – неадекватность действий сложившемуся «боевому» моменту и неспособность влиться в общий ритм «варева», иначе говоря – низкая адаптивная способность.
– Человек, поддавшийся искушению обиды или гнева, тут же теряет львиную долю разума: его разум помрачается, он перестает контролировать ситуацию, – комментирует атаман. – Как результат – он совершает бессмысленные движения, просто так теряет энергию, получает тумаков и слева, и справа, и сверху…
Как участник «котла», могу подтвердить: лишь только я начал персональную охоту за обидчиком и жаждал его во что бы то ни стало поймать, тут же потерял всякую ориентацию в происходящем «вареве». Удары на меня летели со всех сторон, и мне показалось, что все в «котле» действуют против меня одного. Чем больше я злился, тем больше «котел» меня дубасил…
На самом деле это интереснейший феномен. Действительно, человек, начинающий проявлять агрессию или, наоборот, поддавшийся трусости, выбивается из ритма «котла»: он двигается либо быстрее, либо медленнее, соответственно. И тут микросистема под названием «котел» начинает ликвидацию нарушителя общего ритма. Любопытно, что разные люди в этот момент ведут себя как единый живой организм: все подсознательно чувствуют участника с другой скоростью движения и почему-то хотят немедленно его устранить. То есть система буквально стремится восстановить нарушенное равновесие, хотя сама система – это совокупность «персон», уверенных в свободе и разумности своих действий.
Поэтому, как это ни покажется странным адептам современных единоборств, для повышения выживаемости в «котле» надо повысить собственную… доброжелательность. Агрессия только затуманивает сознание, сковывает, лишает творческого полета. И приводит к поражению. В ратоборстве нарушение духовного закона (сочетание со страстями гнева, гордости) тут же превращается в летящие со всех сторон удары. Что же, неплохое доказательство для многих, что эти духовные законы всё же есть.
Кроме того, в «котле» человек учится думать о ближнем: среди участников есть люди со старыми болячками, и ты, «варясь», всегда стараешься иметь это в виду и не причинять боль этим самым людям. Да, вот так вот, вроде все против всех, а всё же все обо всех заботятся.
Когда тебе вдруг покажется, что здорово у тебя получается: ты всем затрещины, а они все мимо – то тут же получаешь мощнейший удар в корпус. Проверено.
Кстати, физическая форма в чистом виде здесь тоже не играет ключевой роли – атлетизм как таковой не имеет в этом деле постоянной точки приложения. Поиск этой точки и желание придавить кого-нибудь всей своей массой-силой тоже не приводят к успеху: ты выглядишь безнадежным бульдозером среди юрких ниндзя. Поэтому «котел» «посмеивается» над качками…
Хочу вернуться к мысли о том, что «котел» – это с самого начала игра. В него, забавляясь, играли дети, юноши усложняли элементы ударов и самообороны, мужчины из «котла» выходили на поле брани и защищали свою Родину. «Котел», видимо, сыграл важную историческую роль в боеспособности нашего государства.
В общинном центе «Спас» «котел» – это главный компонент многих методик: спортивных, учебно-воспитательных, лечебных, реабилитационных, рекреационных… И всё это делается как бы играючи, это такая очень естественная форма народной забавы. Вроде играем, а вроде и учимся Родину защищать, а где защита Отчизны – там и служение Богу, а где встреча с Богом – там уже совсем другие горизонты бытия.
Не обязательно быть казаком, чтоб «вариться в котле», – этим могут заняться и обычные мальчишки (и взрослые дяди) в обычном дворе. Но лучше всё же взять пару вводных тренировок у профи.
Например, у атамана Игоря Лизунова, который не перестает расхваливать «котел». Руководитель общины уверен: именно эта игра-забава лучше всего тренирует гибкость мышления: в ратоборстве важно искать нестандартные ходы, приемы, уловки-увертки. Только так можно выжить под градом «обстрела» со всех сторон. Зажавшись, испугавшись, человек перестает думать, отключает фантазию (а она-то не зря нам дана) и, весь такой скованный, превращается в танк с ой-ой-ой как предсказуемыми телодвижениями. Да к тому же командир этого танка – трус, водитель – болван. Такой вот танк чем хорош? Распрекрасная мишень, товарищи!
И наоборот – спокойствие, творческое отношение к происходящему, радость боя увеличивают шансы на победу. Чем гибче мышление, тем больше адаптивная способность: настоящие опытные ратоборцы ведут бой против одновременно пяти-шести товарищей удивительно играючи – кажется, что они просто разудало фристайлят в брейк-дансе…
– Люди, умеющие хорошо ратоборствовать, как правило, успешны во многих других, самых далеких от казацких забав сферах, – не может нарадоваться атаман. – От продажи автомобилей до супружества и высшей международной дипломатии.
Гибкость мышления, однако…
Когда-то крылатые гусары (молниеносная конница Речи Посполитой) были одной из самых грозных военных сил в Европе. Эта кавалерия с орлиными крыльями за спиной (можно увидеть в исторических фильмах) посмеиваясь громила неприятелей, в том числе русских воинов. Польский король Ян Собеский именно с помощью гусар освободил Европу от турок и вознес Польшу до небывалого уровня. Историки утверждают, что эта казавшаяся непобедимой военная элита потерпела одно из самых крупных поражений от… украинских казаков. Казаки со своими «гуляй-городами» (мобильными укреплениями, чьи местоположения на поле боя можно было легко менять: Фигаро – тут, Фигаро – там…) оказались слишком уклюжими мишенями: вот бы на одном месте стоять и дать себя спокойно разбить врагу – так нет, начинали свои казачьи круговороты и перекаты. Ну просто головная боль для аккуратно мыслящего европейского военачальника!.. Понятна, откуда такая нестандартность мышления в бою? Будущие сокрушители несокрушимых «крылатых» готовились к битве очень серьезно – заваривали многочасовые многолюдные «котлы»…
Так что, родители! Запустите глюки в комп вашего чада, властью вам, родителям, данной лишите его шутеров и пошаговых стратегий и съездите с ним к правильным казакам. Они вас там здорово «уварят». Если в жилах вашего розовощекого пупса течет хоть капелька крови великих предков – он вам только спасибо скажет.
* * *
Если вас заинтересовала деятельность центра "Спас" или вы хотите помочь данному доброму начинанию, можете обратиться лично, написав на адрес, указанный в контактах сайта или по позвонить по телефону (Россия): +7(48439) 486–86 Читайте также
«Друзья Русской Весны» — казачья община и центр реабилитации «Спас»
Источник
Источник - Русская весна