Главная задача российской дипломатии в Карабахе — недопущение войны: интервью с Александром Крыловым
10 августа 2016
В Баку состоялся саммит президентов России, Азербайджана и Ирана. Была затронута также тема Карабаха. За трехсторонним саммитом последовала встреча президента России с президентом Турции в Санкт-Петербурге. Стороны обсудили многие вопросы, карабахская тематика, по всей видимости, также была обсуждена. Затем ожидается встреча Владимира Путина с главой Армении Сержем Саргсяном в Москве. Со стороны России наблюдается всплеск дипломатической активности в регионе. На этом фоне многие в Армении заговорили о планах России по форсированию разрешения нагорно-карабахского конфликта. С другой стороны в Армении довольно остро воспринимают создающийся формат сотрудничества Москва-Баку-Тегеран. В чем причина такой дипломатической активности России, что означает формирование оси Россия-Азербайджан-Иран для Армении? Об этих вопросах своими наблюдениями с корреспондентом EADaily поделился руководитель Центра постсоветских проблем НИИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
В чем причина такой беспрецедентной дипломатической активности России. Все эти встречи, их поочередность и интенсивность — совпадение или звенья одной цепи?
Очевидно, что среди множества проблем, которые обсуждены и будут обсуждаться в ходе дальнейших встреч, будет и карабахская тематика. Однако вряд ли можно ожидать, что в итоге будет предложено что-то принципиально новое, какие-то новые идеи или прорывные решения. Позицию России недавно в очередной раз подтвердил российский президент Владимир Путин. Это взаимоприемлемый компромисс на основе учета интересов всех сторон конфликта, причем формула этого компромисса должна быть найдена самими сторонами конфликта. Россия не собирается ничего навязывать и выступает против того, чтобы собственные формулы навязывали какие-то внешние силы, исходя из собственных интересов.
Принципиально важно, что сразу после своих встреч с лидерами приграничных с Арменией государств состоится встреча Путина и Саргсяна. Очевидно, что на ней два президента обсудят итоги переговоров в Баку и Санкт-Петербурге в контексте ЕАЭС, ОДКБ и наших двусторонних отношений. Это свидетельствует о том, что наши отношения сохраняют союзнический характер и Россия не собирается игнорировать, «разменивать» или «предавать» Армению. К сожалению, спекуляций на эту тему много в армянских СМИ, особенно в последнее время.
В российских, да и армянских СМИ часто говорится о некоем плане Путина по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Он якобы подразумевает сдачу определенных территорий вокруг НКР Баку в обмен на безопасность Карабаха, статус которого будет определен в будущем. Насколько реалистичны данные суждения, есть ли у России какой-то свой «рецепт» карабахского урегулирования?
Это еще одна тема для пропагандистских спекуляций тех сил в Армении, которые выступают за разрыв отношений с Россией. Нет никаких планов Путина, Лаврова и пр., которые подразумевали бы полное игнорирование интересов Армении, НКР, навязывание им какого-то диктата. Еще раз подчеркну: все планы России, Путина, Лаврова сводятся к одному: стороны должны найти взаимоприемлемое решение сами, другие государства могут этому способствовать, стать гарантами и т. п., но не имеют права навязывать собственных решений. Главная проблема в том, что пока не созданы условия для выработки такого компромисса, более того, ситуация на линии разграничения только обостряется. Поэтому пока главная задача российской дипломатии состоит в том, чтобы не допустить новой войны, обеспечить снижение уровня напряженности и тем самым начать создавать условия, которые позволят перевести поиск взаимоприемлемого решения в практическое русло.
Существующая сложная ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта и вокруг него особенно после апрельского обострения позволяют модераторам и сторонам противостояния серьезно говорить о полноценном разрешении конфликта? Нет ли вероятности, что давление на стороны с целью разрешения конфликта может в конечном итоге обернуться новым взрывом?
Есть пожелания к сторонам конфликта, но давления нет. Никто не угрожает санкциями Армении или Азербайджану, а уж тем более бомбежками, внешней интервенцией и т. п. А подобные действия весьма распространены в современном мире, именно таким путем многие страны были отправлены во тьму братоубийственных войн, хаоса, анархии и распада. Опасность взрыва есть, но она является результатом нынешнего этапа карабахского конфликта. Цель российской дипломатии состоит в том, чтобы избежать деструктивного вмешательства внешних сил и обострения ситуации в регионе.
Смотрите, меняется регион. Иран выступает в качестве нового игрока, Турция по-новому хочет строить отношения с Россией, внутри Турции происходят радикальные изменения. Азербайджан также пытается приспосабливаться к меняющейся региональной среде. Насколько Армения, по вашему взгляду, адекватно реагирует на эти перемены?
Дипломатические позиции Армении значительно ослабли в результате внутриполитической нестабильности и последнего вооруженного мятежа в Ереване. Для соседей Армении, прежде всего Азербайджана и Турции, это стало свидетельством кризиса власти с перспективой его дальнейшего разрастания. Теперь они будут выстраивать свою политику с учетом этого, что создаст дополнительные проблемы для армянской дипломатии. В этих условиях оппозиции важно действовать не только исходя из ее эмоций по отношению к нынешним властям, но и соотносить свои действия с национальными интересами.
Выстраивание формата сотрудничества Россия-Азербайджан-Иран многие в Армении приняли в штыки, посчитав это еще одним этапом изоляции Армении. Насколько оправданы данные суждения, и как Москва смотрит на регион в этом плане?
А разве Иран воспринимается в Армении как недружеское государство и как угроза? Это после того, как это государство не позволило полностью блокировать страну в самые тяжелые военные годы? Интерес к сотрудничеству и вступлению в ЕАЭС проявляет не только Иран, но и многие государства. Полезно напомнить, что еще недавно многие в Армении и других странах оценивали проект ЕАЭС как мертворожденный. Теперь те же прежние скептики высказывают опасения по поводу его возможного расширения.
Армения является полноправным членом ЕАЭС, успешное развитие этого интеграционного объединения отвечает ее интересам. Вместе с тем Армения, как полноправный член ЕАЭС, имеет все возможности заблокировать вступление в союз тех или иных государств по тем или иным причинам. Все пропагандистские страшилки на эту тему — это еще одно проявление активности тех сил, которые выступают за смену внешнеполитического курса Армении и за разрыв отношений с Россией.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)