«Это просто безалаберность ВСУ»: 16 лет крушению самолета авиакомпании «Сибирь» над Черным морем
4 октября 2017
04.10.2017 - 11:46
4 октября 2001 года самолет авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем. Все 78 человек, находившиеся на борту, погибли.
Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из аэропорта Бен-Гурион (Тель-Авив, Израиль) в 10.00 по местному времени 4 октября 2001 года. Он выполнял чартерный рейс 1812 до Новосибирска. Полет по маршруту проходил без замечаний, в пределах международной воздушной трассы, где не было ни постоянных, ни временных (в связи с учениями ПВО) ограничений.
На борту находились 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Пассажиры были гражданами России, Израиля, либо имели двойное гражданство.
Через 1 час 45 минут, когда самолет находился над акваторией Черного моря на высоте 11,1 тыс. метров и примерно в 200 км юго-западнее Сочи, диспетчеры зафиксировали звуковой сигнал, который соответствует выходу экипажа на связь, сопровождавшийся криком человека.
В течение следующих 45 секунд поступило еще несколько сигналов от нажатия экипажем кнопки бортовой радиостанции, слышно было шум и крики, в том числе обрывок фразы «куда попала(о)», которые свидетельствовали о том, что в самолете возникла аварийная ситуация.
После этого отметка самолета исчезла с радаров, а связь с лайнером пропала.
В это же время командир экипажа Ан-24 Armavia Гарик Ованесян (самолет находился в том же районе) сообщил диспетчерам, что видел вспышку над ним и падающие обломки. Ту-154 рухнул в Черное море в 183 км от аэропорта Сочи.
На месте катастрофы были организованы аварийные поисково-спасательные работы, однако найти удалось только 14 тел, останки большинства погибших затонули вместе с обломками самолета. По данным последовавшей экспертизы, причиной их смерти стала баротравма, а, кроме того, в их крови был обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту. Место нахождения бортовых самописцев выяснить не удалось.
Версии причин трагедии с самого начала выдвигались разные. По одной из них, это был теракт, тем более, что террористическая атака в США произошла менее, чем месяц назад, 11 сентября. Однако израильская служба безопасности аэропорта утверждала, что после их проверки ни один пассажир или член экипажа не могли пронести с собой взрывное устройство.
Рассматривалась и версия взрыва по техническим причинам. Но вариант технических неполадок опровергли уже в авиакомпании: судно, по их словам, находилось в эксплуатации с 1991 года, последний капремонт пережило в 1999 году и находилось в хорошем состоянии.
Впрочем, уже на следующий день появилась версия, позже подтвержденная Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). После изучения обломков комиссия пришла к выводу, что лайнер «неумышленно поразила» зенитная ракета С-200 «Земля-воздух», запущенная силами ПВО Украины, которые проводили в тот день военные учения на мысе Опук в Крыму.
Предполагалось, что оператор зенитного комплекса, обнаружив несколько объектов в небе, не стал определять расстояние до цели и «подсветил» (для определения ракетой) более мощный объект, которым и оказался Ту-154. А учебная цель в это время была на более близком расстоянии, но менее заметна, чем самолет.
Тогда же появилась информация, что один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море. Глава комиссии по расследованию причин крушения Владимир Рушайло заявил, что, судя анализу обломков самолета и пробоин, ракета взорвалась в 15 м над самолетом. Взрыв, по версии комиссии, вызвал разгерметизацию салона и воспламенение топлива.
При этом министр обороны Украины сначала Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись.
А в пресс-службе ВМС Украины сообщили, что учения все же проводились, но начались уже после авиакатастрофы, да и украинские ракеты не имеют такой дальности действия. Украинский президент Леонид Кучма и вовсе призвал «не делать трагедию» из крушения.
«Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба», — заявил он.
Однако вскоре украинская сторона сначала допустила, что версия об украинской ракете «имеет право на существование», а после и признала ответственность за инцидент.
«Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены», — сказал Кузьмук. Кучма отправил министра обороны Кузьмука, главкома ПВО Владимира Ткачева и ряд других чиновников в отставку, распорядился приостановить использование ВСУ зенитно-ракетных комплексов «на время выяснения соответствия их технических характеристик», а также провести комплексную ревизию ПВО.
В то же время украинские эксперты в последующие годы утверждали, что зенитная ракета не могла сбить самолет, поскольку не успела бы долететь до воздушного судна с момента запуска.
Также указывалось, что характер полученных пассажирами повреждений не совпадал с теми, которые были бы получены при попадании в самолет ракеты. Украинские эксперты выдвинули предположение, что крушение произошло из-за взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом.
Генпрокуратура РФ возбудила по факту катастрофы уголовное дело в декабре 2001 года, но оно было передано для дальнейшего расследования украинским коллегам.
Все военные, причастные к учениям, проходили по делу как свидетели. Ни одного виновного установлено не было. В 2004 году авиакомпания «Сибирь» подала иск о взыскании материального ущерба в размере $15,32 млн с Украины за катастрофу лайнера, но Хозяйственный суд страны и последующие инстанции отказался его удовлетворить.
В 2005 году правительство Украины выплатило родственникам погибших компенсации из расчета $200 тыс. за каждого погибшего: $7,8 млн России и $7,5 млн Израилю. В 2015 году родственники жертв крушения направили в Генпрокуратуру РФ и президенту обращение с просьбой возобновить расследование уголовного дела, возбужденного в прежние годы, и установить истинные причины трагедии. Однако их требования до сих пор не удовлетворены.
Вооруженные силы Украины в 2001 году грубо нарушили все положения о проведении боевых стрельб подразделений ПВО, сказал «Газете. Ru» военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. Место, где в роковой день проводились пуски С-200, по его словам, не было предназначено для этого полигона.
«В современной России такого в принципе быть не может, так как подобные учения проводятся на соответствующих полигонах, причем разных для каждого вида орудий. Например, на полигоне „Ашулук“ стреляют системы высокой дальности, поскольку излетное пространство на этом полигоне позволяет безопасно проводить учения. Там никаких летающих объектов быть не может. Это пространство закрыто для полетов как военной, так и гражданской авиации», — отметил он.
Эксперт подчеркнул, что дело не в устаревших технологиях, которые не смогли проконтролировать выстрелы. По его мнению, украинские военные не захотели проводить стрельбы на российских полигонах и решили сэкономить, проведя стрельбы у себя.
«При этом полигонов для подобных учений в стране не было. Они думали, что при запуске ракеты в сторону моря опасности не будет. Получилось ровно наоборот», — рассказал Мураховский.
Мураховский сравнил трагедию Ту-154 2001 года с крушением малазийского Boeing на территории Донецкой области в 2014 году. Он добавил, что подобные происшествия чаще всего случаются в период военных конфликтов.
«Например, американский ракетный крейсер 3 июля 1988 года сбил мирно летящий иранский пассажирский самолет. Это случилось в период так называемой „танкерной войны“, происходящей в Персидском заливе. При этом Иран никак не участвовал в конфликте», — отметил он.
Эксперт уверен, что все эти ошибки объяснимы напряженной обстановкой, царящей во время военных конфликтов и проведения учений. «В случае со сбитым 4 октября 2001 года Ту-154 никакой напряженной обстановки не было. Это просто халатность, безалаберность и безответственность ВСУ», — убежден Мураховский.
Читайте также: «Поздравляю соотечественников с долгожданной пенсионной реформой», — Порошенко
Отметим, что похожая трагедия произошла 30 июня 1962 года. Самолет ТУ-104А авиакомпании «Аэрофлот», выполнял рейс из Иркутска в Омск. Через час после благополучного взлета оператор красноярского диспетчерского центра услышал взволнованный голос второго пилота:
«Красноярск, сорок два… триста семьдесят, следите за мной, смотрите за мной», на фоне сильного грохота. Через две с половиной минуты самолет рухнул на землю. 84 человека, находившихся на борту, погибли.
Позднее комиссия по расследованию катастрофы выяснила, что причиной крушения самолета стало поражение левого борта зенитной ракетой. Оказалось, что одно из подразделений ПВО в то время проводило учебные пуски зенитных оружий в районе села Маганск. Сообщалось, что одна из ракет из-за грозового фронта потеряла свою цель и перенацелилась на лайнер.
Анна Семенова, Яков Лысенко
4 октября 2001 года самолет авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем. Все 78 человек, находившиеся на борту, погибли.
Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из аэропорта Бен-Гурион (Тель-Авив, Израиль) в 10.00 по местному времени 4 октября 2001 года. Он выполнял чартерный рейс 1812 до Новосибирска. Полет по маршруту проходил без замечаний, в пределах международной воздушной трассы, где не было ни постоянных, ни временных (в связи с учениями ПВО) ограничений.
На борту находились 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Пассажиры были гражданами России, Израиля, либо имели двойное гражданство.
Через 1 час 45 минут, когда самолет находился над акваторией Черного моря на высоте 11,1 тыс. метров и примерно в 200 км юго-западнее Сочи, диспетчеры зафиксировали звуковой сигнал, который соответствует выходу экипажа на связь, сопровождавшийся криком человека.
В течение следующих 45 секунд поступило еще несколько сигналов от нажатия экипажем кнопки бортовой радиостанции, слышно было шум и крики, в том числе обрывок фразы «куда попала(о)», которые свидетельствовали о том, что в самолете возникла аварийная ситуация.
После этого отметка самолета исчезла с радаров, а связь с лайнером пропала.
В это же время командир экипажа Ан-24 Armavia Гарик Ованесян (самолет находился в том же районе) сообщил диспетчерам, что видел вспышку над ним и падающие обломки. Ту-154 рухнул в Черное море в 183 км от аэропорта Сочи.
На месте катастрофы были организованы аварийные поисково-спасательные работы, однако найти удалось только 14 тел, останки большинства погибших затонули вместе с обломками самолета. По данным последовавшей экспертизы, причиной их смерти стала баротравма, а, кроме того, в их крови был обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту. Место нахождения бортовых самописцев выяснить не удалось.
Версии причин трагедии с самого начала выдвигались разные. По одной из них, это был теракт, тем более, что террористическая атака в США произошла менее, чем месяц назад, 11 сентября. Однако израильская служба безопасности аэропорта утверждала, что после их проверки ни один пассажир или член экипажа не могли пронести с собой взрывное устройство.
Рассматривалась и версия взрыва по техническим причинам. Но вариант технических неполадок опровергли уже в авиакомпании: судно, по их словам, находилось в эксплуатации с 1991 года, последний капремонт пережило в 1999 году и находилось в хорошем состоянии.
Впрочем, уже на следующий день появилась версия, позже подтвержденная Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). После изучения обломков комиссия пришла к выводу, что лайнер «неумышленно поразила» зенитная ракета С-200 «Земля-воздух», запущенная силами ПВО Украины, которые проводили в тот день военные учения на мысе Опук в Крыму.
Предполагалось, что оператор зенитного комплекса, обнаружив несколько объектов в небе, не стал определять расстояние до цели и «подсветил» (для определения ракетой) более мощный объект, которым и оказался Ту-154. А учебная цель в это время была на более близком расстоянии, но менее заметна, чем самолет.
Тогда же появилась информация, что один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море. Глава комиссии по расследованию причин крушения Владимир Рушайло заявил, что, судя анализу обломков самолета и пробоин, ракета взорвалась в 15 м над самолетом. Взрыв, по версии комиссии, вызвал разгерметизацию салона и воспламенение топлива.
При этом министр обороны Украины сначала Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись.
А в пресс-службе ВМС Украины сообщили, что учения все же проводились, но начались уже после авиакатастрофы, да и украинские ракеты не имеют такой дальности действия. Украинский президент Леонид Кучма и вовсе призвал «не делать трагедию» из крушения.
«Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба», — заявил он.
Однако вскоре украинская сторона сначала допустила, что версия об украинской ракете «имеет право на существование», а после и признала ответственность за инцидент.
«Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены», — сказал Кузьмук. Кучма отправил министра обороны Кузьмука, главкома ПВО Владимира Ткачева и ряд других чиновников в отставку, распорядился приостановить использование ВСУ зенитно-ракетных комплексов «на время выяснения соответствия их технических характеристик», а также провести комплексную ревизию ПВО.
В то же время украинские эксперты в последующие годы утверждали, что зенитная ракета не могла сбить самолет, поскольку не успела бы долететь до воздушного судна с момента запуска.
Также указывалось, что характер полученных пассажирами повреждений не совпадал с теми, которые были бы получены при попадании в самолет ракеты. Украинские эксперты выдвинули предположение, что крушение произошло из-за взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом.
Генпрокуратура РФ возбудила по факту катастрофы уголовное дело в декабре 2001 года, но оно было передано для дальнейшего расследования украинским коллегам.
Все военные, причастные к учениям, проходили по делу как свидетели. Ни одного виновного установлено не было. В 2004 году авиакомпания «Сибирь» подала иск о взыскании материального ущерба в размере $15,32 млн с Украины за катастрофу лайнера, но Хозяйственный суд страны и последующие инстанции отказался его удовлетворить.
В 2005 году правительство Украины выплатило родственникам погибших компенсации из расчета $200 тыс. за каждого погибшего: $7,8 млн России и $7,5 млн Израилю. В 2015 году родственники жертв крушения направили в Генпрокуратуру РФ и президенту обращение с просьбой возобновить расследование уголовного дела, возбужденного в прежние годы, и установить истинные причины трагедии. Однако их требования до сих пор не удовлетворены.
Вооруженные силы Украины в 2001 году грубо нарушили все положения о проведении боевых стрельб подразделений ПВО, сказал «Газете. Ru» военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. Место, где в роковой день проводились пуски С-200, по его словам, не было предназначено для этого полигона.
«В современной России такого в принципе быть не может, так как подобные учения проводятся на соответствующих полигонах, причем разных для каждого вида орудий. Например, на полигоне „Ашулук“ стреляют системы высокой дальности, поскольку излетное пространство на этом полигоне позволяет безопасно проводить учения. Там никаких летающих объектов быть не может. Это пространство закрыто для полетов как военной, так и гражданской авиации», — отметил он.
Эксперт подчеркнул, что дело не в устаревших технологиях, которые не смогли проконтролировать выстрелы. По его мнению, украинские военные не захотели проводить стрельбы на российских полигонах и решили сэкономить, проведя стрельбы у себя.
«При этом полигонов для подобных учений в стране не было. Они думали, что при запуске ракеты в сторону моря опасности не будет. Получилось ровно наоборот», — рассказал Мураховский.
Мураховский сравнил трагедию Ту-154 2001 года с крушением малазийского Boeing на территории Донецкой области в 2014 году. Он добавил, что подобные происшествия чаще всего случаются в период военных конфликтов.
«Например, американский ракетный крейсер 3 июля 1988 года сбил мирно летящий иранский пассажирский самолет. Это случилось в период так называемой „танкерной войны“, происходящей в Персидском заливе. При этом Иран никак не участвовал в конфликте», — отметил он.
Эксперт уверен, что все эти ошибки объяснимы напряженной обстановкой, царящей во время военных конфликтов и проведения учений. «В случае со сбитым 4 октября 2001 года Ту-154 никакой напряженной обстановки не было. Это просто халатность, безалаберность и безответственность ВСУ», — убежден Мураховский.
Читайте также: «Поздравляю соотечественников с долгожданной пенсионной реформой», — Порошенко
Отметим, что похожая трагедия произошла 30 июня 1962 года. Самолет ТУ-104А авиакомпании «Аэрофлот», выполнял рейс из Иркутска в Омск. Через час после благополучного взлета оператор красноярского диспетчерского центра услышал взволнованный голос второго пилота:
«Красноярск, сорок два… триста семьдесят, следите за мной, смотрите за мной», на фоне сильного грохота. Через две с половиной минуты самолет рухнул на землю. 84 человека, находившихся на борту, погибли.
Позднее комиссия по расследованию катастрофы выяснила, что причиной крушения самолета стало поражение левого борта зенитной ракетой. Оказалось, что одно из подразделений ПВО в то время проводило учебные пуски зенитных оружий в районе села Маганск. Сообщалось, что одна из ракет из-за грозового фронта потеряла свою цель и перенацелилась на лайнер.
Анна Семенова, Яков Лысенко
Источник - Русская весна