Как обманули ЦРУ
15 февраля 2018
БЕНЕДИКТОВ Кирилл
Признаюсь, я очень люблю сериал «Родина» (Homeland). Точнее, я люблю сериал «Родина», за исключением пятого сезона, в котором гениальная (хотя и слегка сумасшедшая) Кэрри Мэтисон и её бессменный покровитель Сол Беренсон разоблачают окопавшегося в берлинской резидентуре ЦРУ русского «крота».
Не нравится же мне этот сезон по одной простой причине: как и во многих других американских фильмах и сериалах, русские показаны в нём врагами пусть коварными и жестокими, но недалёкими и примитивными. Если в предыдущих сезонах Кэрри и её коллеги-цэрэушники боролись с умными, хитрыми и опасными иранцами, пакистанцами, боевиками и т. д., то русские разведчики в представлении создателей сериала оказались похожи на бандитов из пресловутой «русской мафии» — туповатыми «быками» с квадратными челюстями и не обезображенными интеллектом лицами.
Самый умный из них, резидент СВР в Берлине Иван Крупин (его, кстати, играет родившийся в Черновцах и проживающий в Израиле бывший цирковой клоун Марк Иванир), прощаясь с завербованной им американкой, вдруг произносит на чистом русском языке: «Чао-какао». Хорошо, ещё на балалайке не играет. Противостояние доблестных американских разведчиков и незадачливых российских шпионов заканчивается, разумеется, полной победой «сил добра»: завербованная американка погибает от рук киллеров, а резидент Крупин, припёртый к стенке Солом Беренсоном, соглашается работать на ЦРУ.
К чему это я? А к тому, что справедливость иногда всё-таки торжествует. История, которую на этих выходных поведали читателям газета The New York Times и интернет-журнал The Intercept, показывает, что же на самом деле происходит, когда американские рыцари плаща и кинжала пытаются переиграть российских коллег.
Начать надо с того, что летом 2016 года хакерская группировка, известная как The Shadow Brokers («Теневые брокеры»), взломала информационную систему Агентства национальной безопасности США. В результате в её руках оказалось мощнейшее кибероружие Америки, предназначенное для несанкционированного доступа к частным и государственным компьютерам по всему миру, а также для запуска в них вредоносных «червей», подобных Stuxnet, который в 2010 году остановил работу тысячи иранских центрифуг, обогащавших уран.
«Эта кража подорвала моральный дух в АНБ, — пишет The Intercept. — Казалось, из лаборатории, в которой проводились испытания биологического оружия, вырвались на свободу некоторые из самых смертоносных и опасных вирусов».
Самое неприятное для аэнбэшников заключалось в том, что они не знали точно, что именно удалось украсть «Теневым брокерам». Кое-что хакеры выставляли на открытые интернет-аукционы, кое-чем торговали напрямую: для этого по электронной почте нужно было направить «брокерам» заказ и оплатить покупку биткоинами. Но ясно было, что на продажу выставлены далеко не все секреты, которыми «брокеры» поживились в базах данных американской спецслужбы. А от того, что известно, а что не известно таинственным хакерам, зависело само будущее могущественного хозяина электронной паутины, известного под аббревиатурой АНБ.
И вот в конце декабря 2016 года (в США уже готовился оставить Белый дом его первый в истории чернокожий хозяин) на американскую разведку вышел некий хакер, скрывавшийся в Европе. NYT утверждает, что хакер, известный американцам под именем Карло, жил в Вене, The Intercept, не называя имени, говорит о «хакере из Германии».
Карло утверждал, что у него есть доступ к некоторым похищенным «Теневыми брокерами» базам данных АНБ. В начале 2017 года (в США приближалась инаугурация Трампа) он предложил предоставить американцам «полный набор хакерских инструментов, которыми располагали «Теневые брокеры», и имена людей в их сети. Взамен Карло хотел получить иммунитет от судебного преследования в США.
Возможно, американцы и смогли бы организовать ему неприкосновенность, но скрытный Карло наотрез отказывался предоставить им хоть какую-то информацию, позволяющую идентифицировать его личность. Переговоры зашли в тупик. Тогда, как пишет The New York Times, американцы «решили сделать то, что шпионы делают лучше всего: они предложили купить эти данные». Покупателем выступал американский бизнесмен, живший в Берлине и работавший на ЦРУ.
И в этот момент на сцене появляется наш главный герой.
Имени его ни одно из изданий не называет. Известно лишь, что это был русский из Санкт-Петербурга и что он сообщил американскому бизнесмену, что готов осуществить сделку, в которой тот так заинтересован.
Бизнесмен докладывает своим кураторам: «По словам источника, он является важной фигурой в российских спецслужбах». NYT даже расцвечивает это подробностями: ЦРУ якобы было известно, что «источник» действительно работал на «ФСБ — преемницу советского КГБ» и заключал сделки по поставкам «полудрагоценных металлов» (?) для некоего российского олигарха. The Intercept ограничивается сухим замечанием: «Считается, что у русского есть связи в российской разведке».
Так или иначе, американцы решают, что с ними ищет контакта крупная рыба. Люди из штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли приезжают в Берлин, чтобы помочь коллегам из резидентуры организовать переговоры по сделке.
Дальше всё разворачивается как в классическом шпионском сериале. Весной 2017 года в одном маленьком полуподвальном берлинском баре происходит первая встреча сторон. Бизнесмен-посредник приводит с собой человека из ЦРУ. Таинственный русский передаёт им флешку с небольшим фрагментом украденных «Теневыми брокерами» кодов и назначает цену за полный массив данных — 10 миллионов долларов.
Хотя сумма кажется совершенно запредельной (по крайней мере, для скуповатых американских спецслужб), в ЦРУ уже готовы открывать шампанское.
Но тут аналитики, которым отдали материалы с флешки на проверку, выносят неутешительный вердикт: это действительно украденные «Теневыми брокерами» коды, но их группа уже обнародовала (с августа 2016 по апрель 2017 «Брокеры» организовали пять утечек, последняя из которых стала «самой разрушительной» для АНБ). Это означало, что содержащиеся на флешке данные может скачать из сети любой продвинутый пользователь.
В Берлине американский бизнесмен говорит своему русскому визави: «Извини, приятель, мои друзья сказали, что не будут платить за это bullshit».
Русский пожимает плечами: ну нет так нет. И исчезает на несколько месяцев.
А дальше начинается самое интересное.
АНБ, кровно заинтересованное в том, чтобы вернуть коды, организует специальный канал связи с русским «шпионом». Для этого использовался официальный Twitter ведомства, в котором время от времени появлялись почти бессмысленные записи типа: «Сэмюэл Морзе запатентовал телеграф 177 лет назад. Знаете ли вы, что всё равно можете отправлять телеграммы?» Или: «Можете ли вы помочь Кенгуру Кэндис спасти своего ребёнка Джори в #PuzzlePeriodical в этом месяце?» Звучит едва ли лучше, чем хрестоматийное «верблюды идут на север», но на самом деле это были закодированные послания, призванные поддерживать канал связи в рабочем состоянии.
Именно по этому каналу в сентябре 2017 года (в США в самом разгаре травля президента Трампа и расследование спецпрокурора Мюллера) русский «шпион» снова выходит на связь с американскими спецслужбами. И говорит: «У меня есть для вас кое-что интересное».
На этот раз на продажу выставлено не только кибероружие, украденное «Теневыми брокерами», но и «убойный компромат» (в американских СМИ это слово обычно так и пишут — compromat) на президента США Дональда Трампа. В частности, видео, в котором будущий президент общается с проститутками в номере московского отеля в 2013 году. И всю эту «ошеломляющую коллекцию секретов» русский готов продать ЦРУ уже не за десять, а за один миллион долларов.
Чтобы подтвердить серьёзность своих слов, он демонстрирует американскому бизнесмену 15-секундный видеоклип, на котором некий мужчина разговаривает с двумя женщинами. Звука в клипе нет, поэтому «не было никакого способа проверить, являлся ли человек на видео мистером Трампом, как утверждали русские».
В обеих статьях — и в NYT, и в The Intercept — немало абзацев посвящено тому, как настороженно отнеслись американцы к тому, что предложил им загадочный «русский шпион», как заподозрили, что истинной целью операции, затеянной «ФСБ» был раскол в рядах американских спецслужб.
Истина, однако, состоит в том, что, едва услышав о компромате на Трампа, ЦРУ поспешило раскошелиться. В конце сентября «русский шпион» получил первый платёж из запрошенного миллиона — $100 000. Деньги принесли в «дипломате» в номер в берлинском отеле, который использовался для встреч посредников. Несколько недель спустя, пишет NYT, «русский начал передавать данные».
Почти вся информация, полученная от него американцами в октябре и декабре 2017 года, касалась президентских выборов в США и предполагаемых связей между соратниками Трампа и Россией. Можно не сомневаться, что, если бы эти связи действительно существовали, данные, полученные от «русского источника», вполне устроили бы ЦРУ. Увы. То, что передавал «шпион», было больше всего похоже на фейк. «Непроверенная, и, возможно, сфабрикованная» информация, в которой фигурировал Дональд Трамп и другие лица, включала в себя банковские документы, электронные письма и «предполагаемые данные» российской разведки, утверждает NYT. У The Intercept другая версия:
«В декабре 2017 года русский предоставил (американцам) документы и файлы, некоторые из них на русском языке. Документы, как представляется, включали отчёты о расследовании, проводившемся ФБР, документы финансовой отчётности и другие материалы, касающиеся сотрудников Трампа и кампании 2016 года».
Часть информации, содержавшейся в документах, поддавалась проверке и была признана точной, но другие данные проверить было невозможно. Обнародование этих материалов или использование их в сложных интригах, которые плетут вашингтонские кланы против Дональда Трампа, было признано слишком опасным. «Представители разведки заявили, что прекратили сделку, потому что опасались запутаться в российской операции, направленной на то, чтобы создать разлад внутри американского руководства», — уверяет NYT. Однако в глубине души американцы всё ещё надеялись, что их «источник» предоставит им украденные «Теневыми брокерами» коды, о чём и напомнили ему в декабре 2017 года.
«Не могу, — пожал плечами русский „шпион“. — Сейчас мне приказано сливать вам компромат на вашего президента, а все эти хакерские штучки — потом». «Кем приказано?» — изумились цэрэушники. В ответ их собеседник многозначительно поднял палец к небу.
Последняя встреча американских разведчиков с русским «шпионом» состоялась в начале 2018 года в Испании. Видимо, цэрэушники к этому моменту уже начали подозревать, что их водят за нос, потому что поставили свой «ценный источник» перед выбором: или начинайте работать на нас и дайте нам имена «Теневых брокеров», или убирайтесь в свою Россию.
Русский, пишет NYT, не стал долго раздумывать. Он допил свой клюквенный сок, взял сумку и сказал: «Спасибо». Затем он вышел из номера и исчез из поля зрения американских разведчиков навсегда.
У меня в связи с этой историей возникло два вопроса.
Первый. Были ли в сумке деньги? «Конечно, нет!» — ответят на него официальные представители ЦРУ. Они, впрочем, и первый транш отрицают. «Люди, которых надули в действительности, — это Джеймс Райзен и Мэтт Розенберг (журналисты NYT и The Intercept). Вымышленная история, будто у ЦРУ выманили $100 000, — абсолютная неправда», — заявил представитель ведомства российскому агентству РИА Новости. Но оба издания ссылаются на сотрудников американских и европейских спецслужб, в том числе и ЦРУ. Зачем им было «надувать» журналистов? Но руководству агентства признаваться в том, что их развели как младенцев, не с руки, поэтому оно будет всё отрицать даже перед лицом очевидного. И хорошо ещё, если ЦРУ потеряло только $100 000. Не случайно же «русский шпион» пришёл на встречу с сумкой. Вряд ли он нёс в ней очередной компромат на Трампа — для этого и флешка хорошо подходит. А вот если он пришёл за новой порцией денег, наличие сумки вполне логично. Как и заключительное «спасибо», ведь не за клюквенный же сок он благодарил своих американских партнёров…
Второй вопрос более серьёзный. Как могли профессионалы, не один год занимающиеся высоким искусством разведки, повестись на такую сказку? Сначала коды, украденные у АНБ, потом компромат на Трампа — и всё это за какой-то несчастный миллион долларов. Только вместо кодов — обрывки данных, взятых с хакерских сайтов, а вместо «компромата» — набор сплетен из открытых источников и «документы», сфабрикованные на домашнем принтере.
А $100 000 — сумма, конечно, не заоблачная, но вполне реальная. Особенно для человека, чей легальный бизнес — полуобанкротившаяся компания по продаже переносных грилей для уличных продавцов хот-догов. Эти подробности о личности «русского шпиона» американцы выяснили уже после того, как заплатили ему первую часть денег.
Впрочем, даже если вторую часть денег «шпион» не получил, ЦРУ потратило на него немалые средства: за «источником» было организовано плотное наблюдение, американские спецслужбы месяцами «пасли» его в Берлине, летали вместе с ним в Вену (там жила его любовница) и отслеживали его поездки домой в Санкт-Петербург.
И всё это для того, чтобы получить несколько отчётов, которые за пару вечеров может составить любой стажёр отдела расследований крупной газеты.
«Согласно NYT, некий русский продал поддельные секреты „Трампа“ в США. Запрашивал сначала 10 миллионов, потом снизил цену до 1 миллиона в рассрочку. Надеюсь, теперь люди видят и понимают, что здесь происходит. И теперь всё это начинает выходить наружу. ОСУШИМ БОЛОТО!» — написал по этому поводу Трамп в своём Twitter.
Действительно, эта история послужит кое-для кого хорошим уроком. Хотя создателей американских сериалов она вряд ли вдохновит, ведь в жизни всё получилось совсем не так, как в Голливуде.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)