Как остаться без царя, аэропорта, названия страны и идентичности
4 марта 2018
ПОЛЕВОЙ Андрей
Прямо сейчас в центре Европы происходят весьма поучительные события, в очередной раз доказывающие, что такие, казалось бы, незыблемые вещи как самоидентификация, история и даже название страны вполне поддаются обмену на кредиты, «евроинтеграцию» и благосклонность Запада. И речь, на этот раз, не про Украину.
В столице Македонии Скопье несколько тысяч человек вышли вечером 27 февраля на улицы в знак протеста против возможного переименования страны, инициированного Грецией.
В данный момент Афины блокируют евроатлантические устремления македонцев, так как, по мнению греков, Македония «присвоила» себе имя одного из северных регионов Греции.
Отметим, что в Греции соседнюю страну называют исключительно Скопье (название македонской столицы) или Бывшая югославская Республика Македония.
Решение спора о названии, как предполагают лидеры пока ещё Македонии, даст толчок перспективам вступлению пост-Македонии в Евросоюз и НАТО. Тем самым разыгрывается известный на постсоветском пространстве и в Восточной Европе библейский сюжет торговли первородством идентичности за чечевицу интеграции куда-нибудь.
Балканы всегда считались «пороховой бочкой Европы», но на территории республики Македония, кажется, был эпицентр всех возможных геополитических региональных противоречий, конфликтов и споров. Рассказывать о них можно долго — от Византии до Сербии, от Османской империи до Югославии.
С исторической точки зрения, Македония действительно лишь частично соответствует Македонии древнегреческой. Республика Македония занимает порядка 35,8% площади исторической Македонии — 52,4% которой находится на территории современной Греции, 9,6% находится на территории Болгарии.
После подписания в 1991 году декларации независимости Македонии, в которой название государства звучало как «Республика Македония», Греция выразила озабоченность возможным предъявлением территориальных претензий со стороны Республики Македония на греческую область Македония — тем более, что возник официально признанный этнос «македонцы», попадающий под категорию разделённых народов. Пока территория нынешней Республики Македония входила в состав Югославии под названием Социалистическая Республика Македония, подобное название вызывало возражения, но превалировала традиционная дружба народов советского блока и, как следствие, непопулярность конфликтов вообще.
Особую печаль Греции вызывало то, что большая часть населения, проживающего на территории Македонии начала делать попытки отождествления себя с древними македонянами. Греция старалась не допустить использование новым государством имени Македония и его производных (македонский и т. д.). При этом целый ряд государств-членов ООН использует на официальном уровне в качестве названия этого государства всё же словосочетание «Республика Македония», другие используют термин «Бывшая Югославская Республика Македония», либо же признают правомерными оба варианта названия.
В 1994–1995 годах, ставших кульминацией конфликта, Греция ввела торговое эмбарго против Республики Македония. В 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте Греция воспрепятствовала приглашению Македонии в НАТО, ссылаясь на нерешённость проблемы с именованием государства, на что Македония ответила иском в Международный суд в Гааге.
С усилением прослойки элит Македонии, ориентированных на Запад, начала побеждать точка зрения об отказе от названия и, соответственно, претензий на наследие исторической Македонии. После очередного раута гречески-македонских переговоров в декабре 2017 года, премьер-министр Македонии Зоран Заев озвучил четыре варианта нового названия страны. Он высказал убежденность в том, что Греция будет довольна любым из предложенных вариантов — Республика Северная Македония, Республика Верхняя Македония, Республика Вардар Македония и Республика Македония (Скопье).
Так как в каждом из приведённых вариантов присутствует слово «Македония» — не исключено, что переговоры будут продолжены.
Несмотря на продолжающийся выбор названия, власти пока ещё Македонии приступили к решительному искоренению всего, что могло намекать на историческую привязку к древней Македонии.
В декабре 2006 года правительство Республики Македония назвало столичный аэропорт в честь Александра Македонского, что вызвало дипломатический скандал с Грецией. Турция подарила Македонии статую полководца, каковая и была торжественно установлена в 2011 году.
1 марта 2017 года новые, прозападные власти Македонии распорядились демонтировать статую Александра Македонского и переименовать аэропорт.
Власти Македонии также переименовали главную автомагистраль страны имени Александра Македонского на новое название Prijatelstvo, что означает «дружба».
Таким образом мы можем видеть, что так называемая «евроинтеграция» неизбежно приводит к утрате суверенитета вплоть до степени самоидентификации. Примечательно, что утрата возникает тотальная — собственно, единственное, что у Македонии было отличительного и примечательного, это связь с исторической Македонией, славным именем Александра и его деяниями.
Теперь это всё отменяют. С чем останется будущая Македония — как бы она ни называлась — непонятно вовсе. Судя по митингам македонцев, они эту утрату ощущают куда сильнее, чем прозападные власти.
Embedded video for Как остаться без царя, аэропорта, названия страны и идентичности
Источник - Русская весна (rusnext.ru)