Медиа Пульс » Главные новости » Христос и Варавва: что пожелали Митрополит Онуфрий и Филарет Зеленскому

Христос и Варавва: что пожелали Митрополит Онуфрий и Филарет Зеленскому

1 января 1970
27.04.2019 - 4:00
Христос и Варавва: что пожелали Митрополит Онуфрий и Филарет Зеленскому

После сенсационной победы Владимира Зеленского на президентских выборах его с разницей в один день поздравили Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий и «почетный патриарх» ПЦУ Филарет, пишет Союз православных журналистов.
Из этих двух текстов мы можем сделать выводы о том, какие надежды и чаяния связывают представители разных православных конфессий с именем нового Президента. Чего они ждут от Владимира Зеленского и, в конечном итоге, от новой украинской власти вообще.
Известно, что от избытка сердца глаголют уста. Это означает, что даже маленькие и, казалось бы, незначительные оговорки (как говорят, «по Фрейду») могут очень многое рассказать о человеке, о том, что у него на сердце. И в этом смысле очень интересно сравнить поздравительные послания Митрополита Онуфрия и «патриарха» Филарета. По сути, в этих текстах как раз и содержатся ответы на вопросы, поставленные выше.
Что сказал Блаженнейший Онуфрий
1. Митрополит Онуфрий подчеркнул, что Зеленский получил от народа большой кредит доверия. Народ, по слову Блаженнейшего, стремится к единству, миру и процветанию, а также надеется на «искоренение всего того, что вносит раздор и вражду внутри украинского государства».
Другими словами, наш Предстоятель в очередной раз заявил, что Церковь хочет мира и единства. Он ни слова не сказал о войне, военных действиях, агрессии и злобе. Господь Иисус Христос — это Бог мира, а не войны.
Блаженнейший подчеркнул, что внутри страны есть вещи, которые разделяют общество и способствуют вражде между украинцами. Это не только церковная проблема, но и языковые, исторические и культурные проблемы. Нельзя их не учитывать и, вместе с тем, нельзя насильно навязывать одной части Украины мнение другой ее части. Сильное государство умеет находить компромиссы и решения, которые объединяют народ, а не разделяют его.
2. Второй тезис Блаженнейшего — самый важный, т. к. содержит надежду на то, что новый Президент Украины «будет выступать гарантом соблюдения государственной властью Конституции, определенного Основным законом принципа невмешательства государства в дела Церкви, а также прав и свобод верующих всех конфессий».
Другими словами, Митрополит Онуфрий попросил Президента оставить в покое Церковь и заниматься своими прямыми обязанностями. Например, обеспечить соблюдение Конституции, согласно которой Церковь отделена от государства.
«Вы можете рассчитывать на безусловную поддержку Украинской Православной Церкви во всех вопросах, которые будут способствовать утверждению и развитию духовных и нравственных ценностей украинского общества», — Блаженнейший Митрополит Онуфрий.
Как справедливо заметил публицист Сергей Комаров, «строки обращения дают почувствовать боль и страдание, которые несет УПЦ с самого начала „томосной“ эпопеи, затеянной Петром Порошенко». Действительно, «у Церкви во все времена было только одно желание по отношению к государству: чтобы ее оставили в покое. Она будет молиться за власть, будет воспитывать своих прихожан примерными законопослушными гражданами, будет благословлять воинов и в случае каких-то гражданских волнений всегда выступит за умиротворение — только бы ей дали спокойно молиться и прославлять Воскресшего Христа».
Почти то же самое сказал в своем поздравительном обращении и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который выразил «искреннюю надежду на завершение скорбного периода притеснений и дискриминации граждан Украины, принадлежащих к Украинской Православной Церкви».
Об этом говорили и митрополит Запорожский Лука, и митрополит Волоколамский Илларион. Владимира Зеленского просят просто по-человечески понять, что нам действительно больно, и мы действительно страдаем.
3. В самом конце своего поздравительного письма Митрополит Онуфрий четко дал понять будущему Президенту, что Украинская Православная Церковь — это Церковь Христа, а не политиков. Блаженнейший владыка гарантировал церковную поддержку украинской власти только в тех вопросах «которые будут способствовать утверждению и развитию духовных и нравственных ценностей украинского общества». Этим самым он еще раз напомнил, что миссия Церкви состоит в том, чтобы вести человека в частности и общество в целом ко Христу, что Церковь не играет в политические игры и в дальнейшем играть не собирается. Она не будет освящать то, с чем не согласна, и поддерживать своим авторитетом то, что не согласно с Евангелием.
Что сказал Филарет
Совсем другие слова, которые передают другое настроение, нашел для своего поздравительного адреса «почетный патриарх» ПЦУ Филарет. В принципе, ничего нового для нас и непривычного для себя он не сказал, но неприятный осадок от прочтения его пассажей все равно остается.
1. Способность резко менять свое мнение в зависимости от ситуации Филарет давно и прочно отработал до автоматизма. Еще совсем недавно он писал письма Президенту и парламенту Украины с просьбой похлопотать перед патриархом Варфоломеем о предоставлении УПЦ КП Томоса, чем фактически побуждал их нарушить Конституцию страны, а сегодня он призвал нового Президента «соблюдать Конституцию Украины и законы».
Еще совсем недавно Филарету было плевать на мнение соотечественников, которые не хотели, чтобы Президент и парламент вмешивались в дела Церкви, а сегодня он заявил, что украинская власть должна заботиться о «благосостоянии украинского народа, отстаивать права и свободы граждан» и «исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников».
Почему же раньше, на протяжении пяти лет, «патриарх» Филарет ни слова не сказал о об этом? Потому что власть действовала в его интересах. Но как только замаячила перспектива смены курса — тут же поменялась и риторика.
2. В третьем абзаце Филарет провел интересные исторические параллели, призывая Владимира Зеленского продолжать государственное дело «святого Владимира Великого, святого Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Даниила Галицкого, Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы, Михаила Грушевского, Симона Петлюры».
Честно скажем, несколько имен из этого списка не очень вписываются в ту «государственную работу», которую подразумевает Филарет. Например, Богдан Хмельницкий — это человек, благодаря которому Украина стала частью Российской империи.
Иван Мазепа — большой друг Петра Первого, участвовавший в обоих походах русского государя на Азов, второй кавалер учрежденного Петром ордена Андрея Первозванного, еще в начале Северной войны помогавший Петру. За 20 лет своей службы московскому государству Мазепа стал одним из богатейших людей не только Украины, но и России. Он владел 19 654 дворами в Украине и 4 117 дворами (всего порядка 100 000 душ) на юге России. Правда, позже Мазепа предал своего друга, перешел на сторону шведов и был анафематствован.
Довольно противоречивой можно назвать и фигуру Грушевского, который в 1919 году принес искреннее покаяние перед советским правительством за свою контрреволюционную деятельность, а уже в 1929 году получил статус действительного члена Академии наук СССР. Даже после ареста, суда и освобождения он спокойно жил и работал в Москве, пока не умер на одном из курортов Кисловодска в 1934 году.
Еще более странным можно назвать упоминание имени Симона Петлюры в качестве строителя украинского государства. Особенно это касается его ранних взглядов. Например, политик и писатель Владимир Винниченко писал, что основным направлением работы издаваемого Петлюрой журнала «Украинская жизнь» была «пропаганда среди украинцев лозунга „Бороться за Россию до победного конца“». Петлюра утверждал, что он выступает за объединение всех (в том числе галицийских) украинцев под эгидой царской России. Позже Петлюра возглавил правительство Директории и в договоре с Польшей согласился на установление границы между Польшей и Украиной по реке Збруч, тем самым признав вхождение Галиции и Волыни в состав Польши.
Можно приводить и другие примеры не совсем «государственнической» деятельности перечисленных Филаретом людей, но достаточно и этих. Создается впечатление, что «патриарх» просто назвал несколько первых пришедших на ум имен, не задумываясь, что за ними стоит. И совсем непонятно, почему в список Филарета не попали Степан Бандера, Роман Шухевич и Дмитрий Донцов. Он не хочет, чтобы новый Президент Украины был похожим на этих людей?
3. Далее «почетный патриарх» упомянул, что Зеленский должен продолжить «государственный, проевропейский и евроатлантический курс Украины». Это нужно сделать потому, что «упомянутые ценности украинцы не раз защищали на Майдане, защищают они их и на войне с российским агрессором». Другими словами, Филарет считает, что умирать за евроатлантический альянс — это нормально. Ну, и характерно, что все ценности, которые вспомнил Филарет, ограничиваются государственным, европейским и евроатлантическим курсом Украины. Странные ценности для человека, который называет себя «патриархом».
«Хочу искренне поздравить вас с победой и высказать надежды, что вы будете сознательны доверия нашего народа и продолжите государственный, проевропейский и евроатлатнический курс Украины», — «почетный патриарх» ПЦУ Филарет.
4. Филарет подробно остановился на своей излюбленной теме — войне и борьбе с агрессором. Правда, едва ли не впервые за последние несколько лет он вспомнил о единстве и национальной консолидации. И в контексте своих последних выступлений совсем неожиданно процитировал Ярослава Мудрого, который призывал своих чад жить в любви. Пять лет господин Денисенко говорил о войне, и вот сейчас вспомнил о любви…
5. Ну, и в конце «почетный патриарх» заверил Зеленского, что его конфессия будет поддерживать новую власть в вопросах «консолидации всех проукраинских и государственных сил». Обратите внимание на этот очень существенный момент. Потому что здесь Филарет четко определил основную миссию своей религиозной организации — политика, политика и еще раз политика.
* * *
Поздравительное обращение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия — это текст, который написал пастырь, переживающий за Церковь. Предстоятель УПЦ говорит о мире и о единстве, о том, что нужно искать компромиссы и объединять украинское общество. Но главное — это судьба Церкви и прекращение гонений. Такая позиция неудивительна, ведь история учит нас, что страна, в которой Церковь Христова гонима, — обречена. Кроме того, Блаженнейший владыка подчеркнул, что Украинская Православная Церковь — вне политики. Это означает, что будущему Президенту может быть оказана поддержка только в тех вопросах, которые не противоречат учению Христа.
Поздравительное обращение «патриарха» Филарета — это слова искушенного политика, но не слова ученика Христова. Война, агрессия, коррупция, евроатлантический альянс — и ничего о морали, нравственности или духовных ценностях. Ничего не было сказано и о мире, кроме того, что «мир в неволе нам не нужен». Да, Филарет призывает к единству. Но единство в его понимании зиждется не на устранении того, что вносит раздор и вражду в украинское общество, а на «консолидации проукраинских сил».
Другими словами, Блаженнейший желает мира для Украины и спокойствия для Церкви, а Филарет — продолжения того курса, который избрал предыдущий Президент. Митрополит Онуфрий своим поздравлением говорит, что Царство Христа — не от мира сего, а Филарет, как и раньше, требует отпустить Варавву.
Читайте также: «Одного алкаша на другого сменили», — Зеленский «с похмела» обратился к народу Украины (ВИДЕО)
Константин Шемлюк

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 179
Распечатать
Комментировать