Главная > Главные новости > Клеймо смерти: почему одни народы вымирают, а другие живут?
Клеймо смерти: почему одни народы вымирают, а другие живут?3 июля 2021. Разместил: mediapuls |
Новость обновляется03.07.2021 - 3:00 Политолог, научный сотрудник Института философии НАН Белоруссии Алексей Дзермант рассуждает о не вполне очевидных и не обусловленных экономикой причинах стремительного вымирания некоторых народов. «В чем причина стремительного сокращения численности и количеств балтских народов на протяжении более чем полутора тысячелетий и сегодняшней самоубийственной политики, надрывающей их последние силы? В традиционной культуре этих народов преобладают хтонические, загробные установки, связанные с древнейшими пластами мифологии. Те балты, у которых появляются другие, более витальные архетипы, со временем становятся славянами или германцами. Отсутствует тяга к масштабному, длительному историческому и технологическому творчеству. Есть очевидное стремление к архаике, архаизации быта, социальных практик, политики, но при этом, на крайне индивидуалистической основе, то есть не так, как у кавказцев или выходцев из Центральной Азии. Очень лингвоцентричное мышление на основе архаических языков, картина мира в которых не позволяет порождать большие универсальные проекты или длительно в них участвовать. Всё это порождает глубочайшую социальную депрессию и повышенную склонность к самоубийству, как в индивидуальном, так и в коллективном плане». Дзермант приводит в пример литовскую народную песню в оригинальном звучании и современной металл-обработке, называя её «скорбным литовским плачем уходящего в небытие народа». Нельзя не согласиться с Алексеем, а те самые древнейшие пласты мифологии можно легко разглядеть в сказках литовцев, эстонцев и латышей. Даже в тех целомудренных сборниках, издаваемых в советское время, главенствующими являются образы загробного мира, переход границы мира живых и мёртвых. Ну а нам в свою очередь хотелось бы провести параллель с Украиной: с той Украиной, в которую тридцать с лишним лет старательно превращали и похоже превратили цветущую устремлённую в будущее УССР. Маниакально насаждение традиционной сельской одежды (пресловутые вышиванки, намисто на женщинах и т. д.), архаично-хуторской эстетики — огород на клумбах Майдана, настойчивая гальванизация трупов убийц, которых пытаются превратить в героев, яростное отрицание своего по-настоящему героического прошлого, участия в Великой Отечественной, научных прорывов в авангарде советской науки, стремительного роста городов, промышленности, населения в конце концов — всё это складывается в очень похожую картину. Что касается лингвоцентризма, то тут не нужно долго искать примеры: мова в постмайданной Украине превратилась в фетиш и средство истязания, в идола, в жертву которому приносят здравый смысл. В некий водораздел между «ними» и «нами». В то, ради чего можно идти убивать тех, кто на мове говорить не желает. Ну и последний элемент этого навевающего ужас пазла — хтонь. Те, кто следят за событиями на Украине с 2013 года, с начала беспорядков на Майдане, не раз замечали, как много общего у главной площади Киева в то время было с языческим капищем. Как тяжело было на душе у всех людей доброй воли, когда по бывшему Козьему болоту (название этой местности до Х века) носили гробы тех, кого принесли в жертву кровавому идолищу госпереворота. Будто бы мгла сгустилась над разгромленной площадью, а в небе с тех пор повисло клеймо смерти. Этот сценарий на постмайданной Украине повторяют раз за разом, вставая на колено перед гробами военных-убийц. Вовлекая в эти хтонические гуцульские обряды тех, кто никогда не был к ним причастен — Черкассы, Харьков, Славянск, Краматорск. Литовский плач сравним с главной украинской песней «Плине кача». О мелодике и общем посыле украинского гимна говорить не приходится — мало кто обладает столь унылым государственным гимном. Как бы там ни было, не стоит недооценивать архетипы, движущие народом, они во многом предопределяют национальный характер и ментальность. А основная черта сегодняшней Украины, то, на чём она держится и стоит, это ненависть и противопоставление. Если Россия протагонист, Украина — антагонист. Это анти-Россия, которая потеряет сам смысл существования не стань завтра России. Убивающая детей и стариков Украина сама одной ногой стоит в могильной яме, не генерируя никаких смыслов, кроме ненависти. А стремительно сокращающееся население Украины — главное тому доказательство. Читайте также: Поразительные метаморфозы: что же случилось с Зеленским? (ВИДЕО) Павел Полянский, специально для «Русской Весны» Вернуться назад |