Главная > Главные новости > О грядущих уроках патриотизма в школах. Как воспитать оппозиционеров

О грядущих уроках патриотизма в школах. Как воспитать оппозиционеров


12 марта 2015. Разместил: mediapuls
О грядущих уроках патриотизма в школах. Как воспитать оппозиционеров
Евгений Супер о воспитании патриотов в России. В Общественной палате началась разработка программы патриотического воспитания маленьких и юных россиян. Одна из её инициатив — введение уроков патриотизма в школах. Концепция пока ещё находится в стадии разработки, но некоторые ориентиры уже оглашены. Обсудим их, а также основные препятствия на пути массового патриотического воспитания в России. О целях Пожалуй, мы вынесем на первое место вопрос целесообразности патриотического воспитания вообще. В смысле «зачем воспитывать патриотизм». Сколько автор ни читал в последние годы программ, концепций и проектов молодёжной политики — как ни странно, чёткого ответа на этот, казалось бы, определяющий вопрос там не нашёл. В основном он тонет в пространных рассуждениях о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и охране окружающей среды. Государство ещё не начало заниматься воспитанием, а от как бы патриотических чиновничьих штампов уже хочется убежать подальше. Чёткого ответа на простой вопрос: а для каких целей мы намерены вводить систему патриотического воспитания молодёжи, — пока нет. Почему-то ответ кажется таким очевидным, что его обсуждать не принято. Считается, что это нужно делать, потому что «патриотизм — это хорошо, это правильно, этому нужно учить с детства». Но постойте, выстраивать целую государственную политику в сфере образования и культуры на таких расплывчатых формулировках представляется верхом формализма и заведомой гарантией того, что она не сработает. Зачем нужна была советская система воспитания, всем понятно. Сначала — для того, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окружённой врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем — чтобы провести грандиозную индустриализацию, затем — чтобы выстоять в великой войне, потом — чтобы оправиться от неё и предотвратить войну новую, наверное, ещё более ужасную. И всё это время — затем, чтобы воспитать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране бы ничего не угрожало. Как легко видеть, даже в советские времена перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. Включая главные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали «неоднозначными» и формальными, тогда и прекратил своё существование сам воспитатель. Чтобы наполнить документы конкретикой, нужно всего-то определиться с двумя простыми вещами:  — где мы находимся сейчас;  — и куда мы намерены прибыть. То есть если мы сейчас находимся в преддверии большой войны, а в будущем намерены в ней стать победителями — то исходя из этого и нужно выстраивать систему патриотического воспитания. Так, чтобы пацаны мечтали стать лётчиками, а не юристами. А девчонки играли в полевых медсестёр, а не смотрели целыми днями тупые реалити-шоу про то, как подставить подругу и увести её парня. Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то давайте делать упор на популяризации рабочих профессий со всеми необходимыми мероприятиями. Хотим совершить научный рывок — тоже понятно, кого и как воспитывать. И так далее. О предмете Однако пока ответы на два вышеприведённых вопроса не найдены, получается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность. Впрочем, сами авторы об этом и говорят: «…Одна из задач программы — грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм — очень «нежная» субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств». Это не фраза, не мысль и не «задача программы» — это обмылок, свидетельствующий о том, что её авторы так ничего и не поняли и, буквально, весь ценнейший (потому что свежий) опыт последнего года пролетел мимо них со свистом, не задев. Патриотизм не может быть «нежносерединным», таким может быть только пофигизм. Патриотизм же — это энергия, и рождается она в действии. Пятнадцать лет общество находилось в состоянии сомнамбулы, а слово «патриотизм» считалось пошлым. Когда же в состав России вдруг вернулся Крым, то патриотизм без всяких усилий чиновников-воспитателей стал восходящим общественным трендом. И стимулируют эту энергию сейчас не наши чиновники, а западные, организующие наезды на нашу страну и поддерживающие на медленном огне у нас под боком нашу же Украину. Я ещё раз подчеркну: патриотизм — это не слова, не набор ценностей, не партийная установка — это именно энергия. И если воспринимать её так, то многое становится понятным. Становится, например, понятным, что власть, столкнувшаяся с её пробуждением, но не знающая, куда направить, будет стремиться зажать её в тиски «центризма» и медленно там задушить, «чтоб чего не вышло». Подкреплю свежим примером. Недавно в наш город вернулся ополченец, сражавшийся в рядах войска ДНР. Хороший парень с реальным боевым опытом и «некабинетным» знанием войны. Кто-то выступил с инициативой провести его по школам, чтобы тот рассказал старшеклассникам о своём опыте, показал фотографии, видео. Чиновники сначала проголосовали двумя руками за, но потом, подумав, запретили от греха подальше. А вдруг с них потом спросят за разжигание? А вдруг ещё чего? Нет, лучше как обычно пригласим 90-летнего ветерана ВОВ, и он расскажет, как пил воду из Эльбы. Что будет, когда ветераны всё-таки кончатся? Их заменят, вероятно, формальные экскурсии по мемориалам. О средствах Если у кого-то сложилось впечатление, что мы против патриотического воспитания, то это впечатление ошибочное. Мы горячо за и призываем к этому ещё со времён, когда государство пыталось воспитывать не «патриотов», а «креативных инноваторов». Потому так и задевает нас эта тема: нам кажется, что её всерьёз решили похоронить в бумагах и безмозглом формализме. В частности, мы неоднократно призывали отказаться в воспитании молодёжи от устаревших методов и средств, указывали на то, что с молодёжью нужно говорить на современном языке, в том числе социальных сетей, онлайн-игр и т.д. Теперь наконец-то об этом же заговорили и авторы программы из Общественной палаты: «К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись ещё в Советском Союзе. К примеру, они чётко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в «старых» педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю. Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т.п.». Всё это отлично — правда, от предложений «сходить на экскурсию в РАН, киностудию и встретиться с чемпионами» отдаёт всё тем же нафталином, который ругают авторы. Разве советских школьников не водили на экскурсии? Разве в советское время не призывали с трибун «признать, что подходы устарели и требуются новые», а также «смелее использовать достижения научной мысли»? Нафталин как он есть. И они этого даже не понимают. Они не понимают, что сейчас в социальных сетях самодеятельные группы патриотической направленности, насчитывающие миллионы участников, за день без всякой помощи государства практически делают в сто раз больше, чем все чиновники за вечность. И что стоит только тем влезть в эту среду со всей свойственной этому государственному классу решительностью и неповоротливостью, как она на глазах рухнет. Экспериментировать подобным образом активно пытались во времена моей школы. Сначала введением уроков «духовной культуры». Они не прижились, но взрастили в детях отвращение к одному только упоминанию и «духовности» и «культуры». Ещё более смелым экспериментом стали уроки «полового воспитания», когда под дикий восторг восьмиклассников им показали в кинотеатре какой-то якобы «разоблачающий извращения и алкоголизм» андеграудный порнофильм, от которого учителя готовы были залезть под кресла, а школьники — немедленно опробовать все извращения и алкоголь. Ну, и ещё помню, как взамен «устаревших уроков НВП» у нас пытались внедрить уроки ОБЖ. Но почему-то раз за разом присылали преподавать их молодых выпускников педагогических вузов нетрадиционной сексуальной ориентации (такие в педагогических вузах просто пытались избежать призыва). Эксперимент тоже провалился — после того, как очередного учителя с тонким голосом поколотили в школьном туалете старшеклассники. Я это всё к тому, что в то время чиновники ведь тоже были уверены, что говорят новое слово в воспитательской работе и применяют сверхсовременные методы и средства. Однако мы не имеем ничего против современных средств воспитания, но нужно понимать, что они в отсутствии цели ничего не гарантируют, а часто только вредят делу. Как не может быть Приготовьтесь услышать банальность, которую вы слышали миллион раз: если власть не патриотична, то никаких «патриотов» (в нужном ей смысле — то есть лоялистов) она никогда не воспитает. Ей просто не поверят. Даже ежедневные «походы в РАН» не принесут никакого положительного результата на фоне редких сообщений об изъятом миллиарде у очередного губернатора, который ещё вчера насаждал у себя в области идейный патриотизм и пел по утрам гимн России, пересчитывая хрустящие купюры. Не будет нормального патриотического воспитания и без понятных обществу целей. Патриотизм «на всякий случай» и «про запас» не состоится. Он должен быть вовлечён в какую-то созидательную деятельность, противостоять чему-то или отвечать на какой-то вызов. Всё остальное — пофигизм в шкуре патриотизма. И наконец, система воспитания не может быть оторвана от всех иных аспектов государственной политики. В первую очередь информационной. Так как пока в школах ученику рассказывают о традиционных ценностях, а вечером по телевизору он смотрит по федеральным каналам про ценности нетрадиционные, то он будет склоняться к последним (хотя его и приучат повторять бездумные мантры про первые). Просто потому, что порок, если его не ограничивать, всегда выглядит ярче, а деградировать проще, чем бороться и расти над собой. …Нет, в том, что Общественная палата готовит свою программу, а Минобрнауки готовится её рассмотреть, нет ничего дурного. Просто нам нужно внимательно следить за всеми этими движениями. Управлять общественной энергией — настоящее искусство. А пока представляется, что «управляющие» даже не осознают, чем решили распоряжаться. P.S. Виктора Мараховского К сказанному коллегой хотелось бы добавить несколько слов. Из «посещения Академии наук и встречи с реальными героями», пусть даже и 90-летними ветеранами, по факту всё равно будет вырастать традиционное советское представление о патриотизме. Оно всё равно существует — как бы в андеграунде — только неартикулированное, официально «обрываемое на полуслове». Именно поэтому властные элиты, которые пытаются сшить кентавра из советского идеала человека-созидателя и защитника и постсоветского «толерантного квалифицированного потребителя», — обречены на провал. Действенный, практический патриотизм — это действительно энергия, и она никуда не денется. И миллионы граждан, бескорыстно помогающих друг другу и Донбассу, тому пример. Но у такой любви к Родине не будет и не может быть никакой лояльности. Напротив — у неё чем дальше, тем больше будет накапливаться вопросов к нынешнему положению страны и её будущему. А значит — к текущей элите. Евгений Супер
Вернуться назад