Главная > Главные новости > Александр Посадский: Византия как экоцивилизация
Александр Посадский: Византия как экоцивилизация1 января 1970. Разместил: mediapuls |
ПОСАДСКИЙ Александр Экологическая идея связана с сохранением окружающей среды (термин от др.-греч. ????? — обиталище, жилище, дом). Под окружающей средой имеется ввиду природа, природные системы как дом, где живет человек. Но человек живет в природной и культурной среде. Окружающая среда — это и культурное наследие, культурное достояние. Человек живет в культурной среде. Культурная среда, как и природа — дом человека. Это один дом. Он требует сбережения. Сохранять необходимо как природные, так и культурные системы. Сохранять необходимо мир природы и ценности культуры. Разрушение природы и культуры — разрушение человеком собственного дома, разрушение человеком самого себя. Сохранение культуры и природы глубоко взаимосвязано. Сохраняет природу человек, который сохраняет культуру, который сохранил в себе человечность. Экология означает сохранение природы и культуры. Экология культуры — стратегическая составляющая экологии. Без экологии культуры экология немыслима. Невозможно развивать экологию природы без экологии культуры. Исторически Византия обладала совершенными практиками, техниками и методами сохранения культурного наследия, сохранения культурной памяти, сохранения духовного многообразия ценностей и традиций. История Византийской цивилизации раскрывает во всей полноте принципы экологии культуры, экологии ценностей и традиций. Византия была примером, образцом сбережения культурного наследия, экологии культуры для стран и народов. Развитие Византийской цивилизации нормативно воплотило принципы экологии культуры. Византию называли библиотекарем человеческого рода. Византийская цивилизация представляла собой единый и целостный государственно-цивилизационный организм, осуществляющий сохранение и трансляцию культурного наследия. В Византии продолжало жить греко-римское наследие, традиции римского государственного устройства и права, эллинские и эллинистические традиции общественной жизни и культуры. Византия была восприемником культур Древнего Востока. Мир Востока являлся органической составляющей Византийской цивилизации. Разнообразные культурные миры цвели в Византии своей самобытной жизнью, сохраняя непрерывное и преемственное развитие. Греческая и римская культура, эллинистические традиции, восточные ценности были слагающими византийского цивилизационного процесса. Мощное духовное влияние Византии обусловлено как ее интенсивной культурной жизнью, так и продуманной культурной политикой государства. Последнее выступило силой, осознающей все значение задач сохранения, передачи и распространения античного наследия. Государственный аппарат обеспечил сохранение и трансляцию античного наследия через создаваемые и регулируемые им механизмы. Вдохновляемое возвышенными культурными идеалами, византийское государство транслировало будущим поколениям наследие античности. Православная Церковь выступила творческой силой, содействовавшей сохранению достижений и продолжению традиций античной цивилизации. В Византии был осуществлен синтез христианства и античного наследия, получивший название синтез христианского эллинизма. Византии свойственна сберегающая идентичность. Сохранение уникальных форм жизни во всей полноте и конкретности, жизненных структур, определяющих преемственность духовного пути сообществ, творческих начал жизнедеятельность социальных организмов стали приоритетами развития Византийской цивилизации. Византийская перспектива евразийской интеграции означала ее культуросберегающую нормативную направленность. Византии в полной мере удалось стать цивилизацией культурного континуитета, сберегающим государством-цивилизацией, обладающей совершенными стратегиями сохранения культурной самобытности и преемственности духовного развития народов. Сбережение культуры, как и сбережение природных систем присуще Византийской идентичности. Византия не знала экологических кризисов, так как выработала целостное понимание отношений человека и природы. Великий византийский святой Григорий Палама считал, что способность к разумной хозяйственной деятельности, как способность к разумному творчеству, является привиллегией человеческой жизни и отражает в человеке божественный образ. Следуя Григорию Паламе, человек призван к творческо-попечительской миссии по отношению к природному миру. Григорий Палама видел человеческое бытие как микрокосм и рассматривал природу в качестве продолжения человеческой телесности. Он усматривал в хозяйственном владении землёй тесную связь с духовным самодержавием человека – подчинением чувственного начала человеческой природы разумному. Посредством экономической деятельности человечество совместно созидает свою историю как историю собственного тела, потому что потенциальное тело для человека – весь мир. Тем самым, человечество изображает в своей деятельности божественный образ творчества Трех Персон. Разрушение природы означает при таком подходе саморазрушение человека, его самоубийство, планомерное уничтожение собственной телесности, отражающее духовный распад личности. Глубинный исторический опыт Византии позволяет раскрыть глубинное понимание Экологической цивилизации. Византийская цивилизация может быть названа подлинно Экологической цивилизацией, исторически сберегавшей культурные и природные богатства для всего человечества и видящие их источником развития. Византия хранила ради общего блага планеты многообразное культурное и природное достояние. Она формировала материальное благосостояние, развивала экономику, науку и технику в неразрывной связи со сбережением природы и сбережением культурного наследия. Она гармонично сочетала передовое современное развитие со сбережением человека как целостного существа, существа культурного. Она сочетала современное развитие со сбережением человеческого в человеке. Ценностные принципы Экологической цивилизации были воплощены в византийской истории. Они подразумевают реализацию трех естественных прав человека. Во-первых, осуществление права на культурное наследие, т. е. права на идентичность, права на творческое продолжение традиций. Во-вторых, осуществление права на природное наследие, т. е. права на соучастие в жизни природных систем, права их сохранять, преображать, творчески возделывать во имя человека и самой природы, ибо природа нуждается в преображающем, спасающем и исцеляющем человеческом действии. В-третьих, осуществление права на развитие, т. е. права на суверенное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. При этом осуществление права на развитие реализуется в гармонии и на основе прав на идентичность и природное наследие, а не вопреки им. Идея Экологической цивилизации — это византийская идея. Она органически проистекает из блока православных ценностей. Проект Экологической цивилизации, воплощенный Византией, укоренен в ее глубинной истории. Но этот проект актуален для всего человечества. Это глобальный проект. Раскрывая этот проект, Византия несла его всей Евразии. В этом смысле Византийский проект может быть назван Евразийским и миростроительным. Материал подготовлен при поддержке Международного Византийского клуба Вернуться назад |