Главная > Главные новости > «Космонавтика, инженерия, авиация — отстой!»
«Космонавтика, инженерия, авиация — отстой!»13 августа 2018. Разместил: mediapuls |
13.08.2018 - 2:00 Комитет по вопросам науки и образования Верховной Рады и Министерство образования Украины обнародовали данные о том, какие специальности популярны среди абитуриентов университетов, а какие — нет. Наибольшим спросом среди выпускников школ пользуются стоматология, международное право и международные отношения. Далее следуют менеджмент социокультурной деятельности, международные экономические отношения и журналистика. Не обошлось в ТОП-10 наиболее рейтинговых специальностей и без сюрпризов. В список самых популярных вошла, например, специальность «история и археология». Возможно, молодые люди ощущают «спрос» со стороны власти на тех, кто будет писать «новую» историю страны. Кроме того, достаточно популярны среди поступающих право и филология. Формально конкурс на место — ниже, чем, например, на стоматологию, но не из-за отсутствия спроса, а из-за большего количества самих мест. Впрочем, антирейтинг вузовских специальностей значительно интереснее ТОПа. Самое непопулярное направление среди украинских абитуриентов — электрическая инженерия. К числу наименее востребованных специальностей кроме того относятся строительство, прикладная механика, отраслевое машиностроение, материаловедение, авиационная и ракетно-космическая техника, металлургия, математика, а также — физика и астрономия. Если сравнить количество поданных заявлений, то получится, что филология и право в 49 раз популярнее математики и в 77 раз — физики. Эта статистика категорически не нравится украинским чиновникам. Правда, их смущает отнюдь не отсутствие интереса к физике, математике и космической инженерии. Советник министра образования Украины Иванна Коберник на днях заявила: «76% выпускников подали заявления в ВУЗы. Хотя если мы говорим о потребностях рынка труда, то это обратная ситуация. На самом деле, потребность рынка труда: 40% специалистов с высшим образованием и 60% специалистов, которые требуют профессионального или профессионально-технического образования». По словам чиновницы, одна из наиболее востребованных профессий на украинском рынке труда — сантехник. Чтобы уменьшить количество студентов, Коберник призывает «работать» с ними родителей и объяснять детям «преимущества» учебы в профессионально-технических училищах. Впрочем, судя по материалу, опубликованному недавно на сайте киевского телеканала «112», одними лишь увещеваниями украинские чиновники ограничиваться не намерены. В стране грядет радикальное урезание объема государственного заказа. «Ненужным» студентам государство просто не будет оплачивать бюджетные места в ВУЗах. Таким образом, «отцы нации» собираются привести количество студентов на определенных специальностях в соответствие со структурой и потребностями экономики. Однако насколько это разумно и перспективно? Объективным показателем того, из каких отраслей на самом деле состоит реальный сектор экономики Украины без всевозможных приписок, является структура ее экспорта. Там царит агропромышленный комплекс, на который приходится почти половина продаж за границу. Чуть менее четверти экспорта — это полуфабрикаты из металла. Около 9% — минеральные продукты и примерно столько же — продукция машиностроения. Исходя из «экспортной логики», основная масса украинской молодежи должна учиться на агрономов и комбайнеров. Вот только есть две большие проблемы. Во-первых, в агропромышленном комплексе, формирующем почти половину экспорта, заняты лишь 17,5% работающих украинцев — это порядка 2,5 — 3 млн человек, и больше ему не нужно. Во-вторых, сельское хозяйство относится к отраслям экономики, дающим относительно невысокую добавленную стоимость. И попытки сделать ставку на него — просто путь в никуда. Высокую добавленную стоимость дает машиностроение. По состоянию на 1991 год оно было развито чрезвычайно высоко. Вообще на момент обретения «незалежности» Украина производила космические ракеты, самолеты, вертолетные двигатели, корабли, турбины, танки, тракторы, комбайны, дорожную технику, автотранспорт, станки и многое другое. Причем, не только производила. В наследство от СССР Украине достался гигантский комплекс научно-исследовательских и образовательных учреждений, работающих все на то же машиностроение. Сегодня же, как видим, доля машиностроения в украинском экспорте не дотягивает и до 10%, а машиностроительные предприятия закрываются одно за другим. На то есть простые и понятые причины. Страны Европейского союза, к ассоциации с которым так стремилась действующая киевская власть, производя технику для своих нужд, в то же время заинтересованы в продаже за рубеж продукции с высокой добавленной стоимостью. И они мало того что не пускают Украину на свой рынок, так еще и прилагают все усилия к тому, чтобы не допустить ее на рынки третьих стран. И когда киевские власти говорят, что украинский экспорт в ЕС может компенсировать экспорт в страны СНГ, они банально врут. Даже при равных валовых показателях из-за разницы в добавленной стоимости заработок, скажем, на подсолнечном масле и кукурузе, продаваемых в Европу, будет на порядки меньше, чем на двигателях и турбинах, которые ранее продавались в Россию. Следует отметить, что даже во время Евромайдана, в конце 2013 года, Россия дала Украине шанс на возрождение машиностроительного комплекса. Москва была готова предоставить Киеву кредиты, проинвестировать значительные суммы в промышленность и разместить заказы на украинских предприятиях Это давало «незалежной» шанс на возрождение машиностроения. Однако все это было благополучно похоронено под крики «москалей на ножи». И сейчас шанс на возрождение отраслей экономики, способных создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью, практически утрачен. Последним из тех, кто успел получить высшее или профессиональное техническое образование и хотя бы немного поработать в советские времена, сейчас — около пятидесяти лет. Защитившим диссертации и приступившим к подготовке будущих инженеров — под шестьдесят. Гипотетически часть бывших рабочих и инженеров, если предложить им приемлемые условия, можно вытащить еще с рынков и вызвать с сезонных заработков за границей, а преподавателям технических специальностей в ВУЗах дать не по десять, а по сто десять студентов на поток. Но если украинский Кабмин сегодня окончательно похоронит систему подготовки научно-технических кадров, то потенциала для возрождения машиностроения не останется в принципе. Кроме того, как говорят эксперты, хоть престиж и качество украинского высшего образования в последнее время и рухнули, университеты и академии играют роль института социализации украинской молодежи. Они позволяют юным украинцам становиться взрослыми дома. Те же, кто утратят перспективу учиться на родине и начнут уезжать за дипломом за границу, не будут иметь ни малейшего желания возвращаться обратно. В общем, ситуация — патовая. Украинские абитуриенты не хотят получать инженерные специальности и заниматься фундаментальной наукой, украинское государство не желает выделять средства на высшую школу, а система профессионально-технического образования уже давно разрушена. Существующая система реального сектора экономики не имеет перспективы развития и не способна прокормить даже то количество населения, которое сейчас живет в стране. Пока что украинская молодежь массово рвется изучать иностранные языки, чтобы потом до лучших времен перебиваться не самыми квалифицированными заработками за границей. Население, уже имеющее высшее образование в технической сфере, — в значительной мере не востребовано. Сельское хозяйство способно прокормить только население, уступающее нынешнему по численности в несколько раз. Хорошим выходом из сложившейся ситуации может быть только отыгрывание ее до состояния 2013 года. Однако на волне национализма и милитаризма такой вариант на уровне всей Украины сразу — крайне сомнителен. Поэтому реальными путями развития ситуации являются либо дальнейшая африканизация экономики, либо развал страны. В победу здравого смысла, конечно, хотелось бы верить, но с каждым днем — это все сложнее и сложнее… Читайте также: Порошенко опозорился, допустив 3 ошибки в первой строчке гимна Украины Святослав Князев Вернуться назад |