Главная > Политика > Судно «Академик Федоров» вышло в Антарктиду навстречу полям гигантских айсбергов

Судно «Академик Федоров» вышло в Антарктиду навстречу полям гигантских айсбергов


14 ноября 2016. Разместил: mediapuls
Судно «Академик Федоров» вышло в Антарктиду навстречу полям гигантских айсбергов

Чрезвычайно трудные ледовые условия ожидают у берегов Антарктиды научно-экспедиционное судно «Академик Федоров».
В воскресенье в 21:15 оно вышло в антарктический рейс. Об этом сообщил корреспонденту ТАСС начальник 62-й сезонной антарктической экспедиции Александр Скородумов. «Судно вышло сегодня из морского торгового порта в 21:15», — сообщил он. По словам собеседника агентства, рейс предстоит непростой, так как у российской круглогодичной станции «Прогресс» наблюдается большое скопление гигантский айсбергов и подойти к станции очень и очень сложно.
Сюрпризы ледника Доула Айсберги, которые делают подход любого судна к станции «Прогресс» крайне рискованным, образовались в результате отлома и схода в океан больших масс ледника Доула. «Гигантский айсберг наделал много шума в прошлом сезоне, когда, перевернувшись в воде, он разметал оборудование на китайской станции и повредил старый продуктопровод на станции „Прогресс“. Два — три месяца назад в этом же месте образовалось много новых огромных айсбергов, и они еще находятся вблизи берега», — пояснил Александр Скородумов.
Изменить маршрут и не заходить на станцию «Прогресс» «Академик Федоров» не может, так именно через эту станцию снабжаются топливом и продовольствием сразу две российские круглогодичные антарктические станции — прибрежная станция «Прогресс» и внутриконтинентальная станция «Восток».
Варианты доставки топлива По словам Александра Скородумова, сейчас нельзя определенно сказать, по какому из нескольких имеющихся вариантов будут перекачивать топливо на станцию «Прогресс». «Все зависит от расположения айсбергов и мощи припайного льда (лед, намерзающий у берега). Возможно, нам придется тянуть продуктопровод к берегу на 15 километров», — сказал он.
Второй вариант предложили китайские полярники. Они находятся в том же положении, так как китайская станция «Чжуншань» и российская станция «Прогресс» удалены друг от друга всего на 2 км. Чуть в стороне в 20–30 км лежит индийская станция «Бхарати». Китайцы, которые по плану должны оказаться у берегов Антарктиды на две — три недели раньше участников экспедиции на «Академике Федорове», планируют подойти к индийской станции, проложить оттуда продуктопровод к своей станции «Чжуншань», они предложили российским коллегам использовать свой продуктопровод для закачки топлива на станцию «Прогресс».
Третий вариант — самостоятельно подойти к индийской станции «Бхарати» и проложить к «Прогрессу» продуктопровод в 20–30 километров. «Решение будем принимать по ситуации», — сказал начальник 62-й сезонной антарктической экспедиции.
Снабжение станции «Восток» необходимыми материалами, например, топливом в этом сезоне тем более важно, что будут возобновлены буровые работы на глубинной скважине к подледниковому озеру Восток. Оно лежит на глубине почти 4 км, скважина пробурена вблизи станции. Раньше снабжение станции шло через прибрежную станцию «Мирный», но путь от нее до «Востока» стал крайне опасным из-за глубоких трещин в леднике. После того, как в одну из таких трещин несколько лет назад провалился вездеход, снабжение станции «Восток» осуществляется не через «Мирный», а через «Прогресс», но тут мешают льды плавучие.
Геологи на оазисе Бангера
Особенностью этого антарктического сезона станет работа геологов на законсервированной полевой базе «Оазис Бангера». «Геологам предстоит там провести месяц с середины января до середины февраля. Их высадит и заберет „Академик Федоров“. Однако сложная ледовая обстановка на станции „Прогресс“ может внести коррективы в график работ», — сказал Скородумов.
На «Оазисе Бангера» в ряду работ по расконсервации станции планируется построить взлетно-посадочную полосу для самолета Ан-2.
ГЛОНАСС на «Прогрессе» и «Мирном»
В ходе сезонной экспедиции «Академик Федоров» доставит на станции «Восток» и «Мирный» оборудование для завершения монтажа наземных комплексов системы ГЛОНАСС.
Кроме задач, которые антарктические комплексы выполняют в целях надежной и точной работы всей глобальной навигационной системы, полярники благодаря им могут пользоваться интернетом и даже социальными сетями.
«Skype пока не тянет», — отметил в беседе с корреспондентом ТАСС заместитель начальника 62-й сезонной экспедиции Виктор Вендерович. На станциях «Новолазаревская» и «Беллинсгаузен» комплексы ГЛОНАСС уже полностью запущены.
Маршрут «Академика Федорова»
Выход «Академика Федорова» в этом году задержался на сутки. Это связано с усложнением процедур таможенного и пограничного контроля, вызванным ремонтом судна в Клайпеде. «Судно уже не новое, в следующем году ему будет 30 лет, поэтому ремонт перед антарктическим рейсом — необходимая вещь. В этот раз „Академик Федоров“ ремонтировался в Клайпеде (Литва), что усложнило таможенные и пограничные процедуры перед выходом судна в Антарктику», — пояснил Александр Скородумов.
«Академику Федорову» предстоит дважды побывать у берегов Антарктиды. В ходе первого рейса судно доставит на станции «Прогресс» и «Мирный» сезонный и зимовочный составы 62-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), а затем заберет зимовщиков 61-й РАЭ. Эти работы планируются в период с 1 января по 17 февраля.
В период с 9 по 16 марта судно зайдет в Кейптаун, откуда зимовочный состав 61-й и сезонный состав 62-й антарктических экспедиций вылетит на родину, а судно вернется в Антарктиду, чтобы забрать зимовщиков со станций «Беллинсгаузен» и «Новолазаревская». В середине апреля «Академик Федоров» отправится в Петербург.
На маршруте от Петербурга до Бремерхафена (ФРГ), где судно пополнит запасы продовольствия, старшим рейса является Александр Панфилов, начальник станции «Мирный» в предстоящем зимовочном сезоне. От Бремерхафена до Кейптауна роль старшего рейса будет выполнять заместитель начальника сезонной экспедиции Виктор Вендерович, а во время работ в антарктических водах — начальник сезонной экспедиции Александр Скородумов. Капитан «Академика Федорова» Олег Калмыков неоднократно принимал участие в антарктических плаваниях на этом судне, но в должности его капитана вышел в рейс впервые.
В ходе выполнения плавания сезонным составом РАЭ и научно-технической службой «Академика Федорова» будет проводиться большой объем попутных научных исследований по океанологии, гидробиологии, озонометрии, гидрографии, ледоведению и другим направлениям наук о Земле. Всего в программу работ 62-й РАЭ включено 59 различных научных проектов, представленных специалистами 29 научно-исследовательских, научно-образовательных и научно- производственных организаций Росгидромета, Роснедр, Росреестра, Росрыболовства, Роскосмоса, Минобрнауки России, Минобороны России, ФАНО России, научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» и «Сколковский институт науки и технологий». Кроме того, участие в экспедиции примут ученые Австралии, Белоруссии, Бразилии, Германии, Испании, КНР, США, Швейцарии и Чили.
Вернуться назад