Главная > Россия / Крым / Фоторепортаж > Что приплыло в Россию с Крымом (ФОТО)
Что приплыло в Россию с Крымом (ФОТО)16 мая 2016. Разместил: mediapuls |
16.05.2016 - 8:00 Сразу скажу, это не попытка сообразить очередное бурление на тему уже надоевших всем вертолетоносцев. Это про завод «Залив». Мы вообще-то мало что знаем про то, что приплыло к нам вместе с Крымом. А поверьте, кроме стоянок для флота, пляжей и виноградников там еще много чего интересного и полезного. Очень много. И об этом стоит рассказать. Натолкнувшись на заявление министра промышленной политики Крыма Андрея Васюты, я был, признаюсь, удивлен. «Завод «Залив» — уникальное предприятие. Такой верфи и такого сухого дока, который есть на заводе «Залив», ни на одной верфи Российской Федерации нет. По большому счету, вопрос о «Мистралях» вообще бы никогда не стоял, если бы 5 лет назад, когда происходили заказы, была такая верфь, как керченский завод «Залив». Удивился, естественно, не наличием в Крыму министра промышленной политики, нет. А тому, что прочитал в его интервью. Порывшись потом дополнительно, сделал выводы, которыми и решил поделиться. Начну с завода. Завод «Залив» существует в городе Керчи аж с 1938 года. Правда, во время войны прописку менял на Тюмень и Пермь, но после вернулся обратно в Керчь. Было проведено восстановление, после чего завод занимался производством танкеров типа «Крым» и «Панамакс», военных фрегатов и нефтяных платформ. За период с 1945 г. по 1980 г. завод построил и сдал заказчику 814 судов и кораблей. В 70–80 годы прошлого века «Залив» вышел на пик своей формы с выпуском первого крупнотоннажного супертанкера «Крым», за которым последовала целая серия гигантов проекта 1511: «Кривбасс», «Кубань», «Кавказ», «Советская нефть», «Кубань». Водоизмещение танкеров составляло 180 тысяч тонн. Они до сих пор являются крупнейшими кораблями, построенными в СССР. Ну, и в России, соответственно. Строились корабли и суда и поменьше размером. В том числе «Севморпуть», уникальный и первый в мире ледокол-лихтеровоз с атомной силовой установкой. Строились и боевые корабли. Проект 1135 «Буревестник», самый известный из которых — сторожевой корабль «Беззаветный», который прославился «выпихиванием» крейсера «Йорктаун» из нашей 12-мильной зоны в феврале 1988 года. Построено 7 кораблей. Проект 11351, модификация тех же сторожевиков для пограничной службы. Построено 8 кораблей. Самый известный, пожалуй, мутировавший во фрегат «Гетман Сагайдачный», краса и слава Украинского флота. А потом советское прошлое закончилось, и началась суровая независимость. И с 1993 года «Залив» занимался исключительно производством корпусов по заказам голландских фирм. В 2000 году завод купил украинский бизнесмен Давид Жвания. И «Залив» начал стремительно мельчать. А потом и вовсе акции пошли с молотка банкам и группам. Небольшое улучшение произошло в 2006 году, когда большую часть активов скупил действительно украинский бизнесмен Константин Жеваго из холдинга «АвтоКрАЗ». Завод начал выбираться из долговой ямы и даже в 2011 году достроил судно «Polarcus Adira» по заказу норвежской компании «Ulstein». А потом случилось общеизвестное событие… И Холдинг «АвтоКрАЗ» лишился завода. «Залив» уплыл… И географически, и экономически. На официальном сайте завода говорится о рейдерском захвате завода неким ООО «Судостроительный завод «Залив» (г. Москва) при поддержке так называемой «Самообороны Крыма» и остановке всей деятельности. Что ж, возможно, рейдерский захват и был, вот только, по данным СБУ, руководил им не эмиссар из Москвы под охраной «зеленых человечком», а главный инженер завода Юрий Богомягков и рабочие завода. Что же такое завод «Залив»? И насколько прав был Васюта, говоря, что заливчане могут построить «Мистраль» или что-то подобное? Получается, прав министр. Завод имеет огромный сухой док (360x60x13,2 м), который обслуживается двумя козловыми кранами грузоподъемностью 320 т каждый и пятью портальными кранами грузоподъемностью 80 т каждый. Крановое оборудование позволяет формировать корпуса судов из крупных секций и блоков весом до 600 т. Сухой док можно разделить на две части, что позволяет проводить параллельно ремонт и строительство нескольких судов одновременно. Другой технологический комплекс имеет два горизонтальных стапеля длиной 400 м со следующими кранами: два — по 80 т, три — по 32 т и четыре — по 16 т. Обе линии имеют общее спусковое устройство — поперечный слип, который обеспечивает спуск судов весом до 2500 т. Если в целом, то база имеется. Правда, по словам Васюты, завод изрядно деградировал за минувшие 20 лет и нуждается в существенной модернизации. «Первая из проблем, с которой мы столкнулись, это большой износ основных фондов и, как следствие, необходимость существенной модернизации этих предприятий. Ни для кого не секрет, что все 23 года нахождения в составе Украины — это практически процесс деградации этих предприятий, постепенное снижение заказов, постепенное снижение компетенции». И существует проблема оттока кадров, которые по-хорошему, надо возвращать обратно на завод. А это можно осуществить при очень простом условии: заказы. В данный момент на верфи в Керчи в работе находятся два спасательных корабля проекта А-163 и два универсальных морских танкера. Если все обстоит именно так, как говорил Васюта, а цифры вроде бы не дают в этом усомниться, то проблема, которую мы не раз обсуждали здесь на сайте, касающаяся постройки крупнотоннажных кораблей, не так уж и остро стоит. Да, «Залив» трудно сравнить с такими монстрами судостроения, как «Океан», «Черноморский завод» и Николаевский судостроительный завод имени 61 Коммунара. Ведь именно там были построены в свое время корабли, которые до сих пор несут свою службу в российских ВМС. «Адмирал Кузнецов», «Москва», и многие другие наши боевые корабли. Однако если исходить из принципа «используй то, что под рукою и не ищи себе другое», то, если приложить время и деньги, в Керчи мы сможем получить для своей страны судостроительную базу, если и уступающую николаевским заводам, то только в части прошлых побед и успехов. Но, в отличие от николаевских судостроителей, у их керченских коллег есть перспектива. И эту перспективу надо всячески развивать и использовать с максимальной эффективностью. И тогда не будет болеть голова за то, кто и где будет строить новый российский (допустим) авианосец, вертолетоносец или БПК. Важен один момент: российский корабль должен строиться только в России и нашими специалистами. Только так можно на 100% быть застрахованными от повторения сомнительных «мистральных» эпопей. Роман Скоморохов Вернуться назад |