Главная > Россия / США > Россия-США: перехват концептуального лидерства
Россия-США: перехват концептуального лидерства19 августа 2016. Разместил: mediapuls |
ЛЕПЕХИН Владимир После публикации на РИА-новости статьи «США уходят из Турции. Уйдут ли они из Сирии?» (http://ria.ru/analytics/20160819/1474777840.html) и размещения её в ФБ автор этих строк получил такой комментарий от пользователя Viacheslav Morozov: «Островная доктрина саксов не имеет шансов, даже математических против евразийского треугольника Россия-Индия-Китай». Ответил Вячеславу так: «Первый шаг сделан: формируется «малый треугольник» (Россия-Иран-Турция) с выносом англосаксы на задворки зоны влияния ЕАЭС. После чего и параллельно будет формироваться «большой треугольник с опусканием англосаксов в мировом масштабе». Так вот: поговорим подробнее о «малом треугольнике» — о том, что происходит в данный конкретный момент времени в северной части Ближнего Востока. Официальный представитель госдепартамента Джон Кирби заявил в минувший четверг, что США-де нацелены на обсуждение с Россией темы сотрудничества в Сирии. Разумеется, глава МИД РФ Сергей Лавров изъявил готовность встретиться 26 августа в Женеве хоть с чертом, дабы обсудить урегулирование сирийского конфликта. На самом деле Сергей Викторович понимает, что США верны своей тактике и, стремясь сорвать взятие сирийской армией Алеппо, предлагают — как они обычно поступают в подобных ситуациях — приступить к переговорам. Словом, ничего нового в сирийском анклаве вроде как не происходит («на западном фронте без перемен»), если не считать изменившейся тональности. Госдеп уже не требует, а ПРОСИТ Россию пойти ему навстречу. Тот же Джон Кирби отмечает, что власти США хотят, мол, «не дискредитировать Россию в вопросах сирийского урегулирования, а найти консенсус». Еще более откровенным был на минувшей неделе журнал Spiegel, по мнению которого «решение сирийского конфликта находится в руках Москвы, поскольку Запад боится принимать в нем более активное участие». «Судьба Сирии в руках Владимира Путина», - отмечает издание. Действительно, ситуация на Ближнем Востоке изменилась принципиально. И, несмотря на продолжение сирийской войны, в огонь которой США и их союзники продолжают подливать масло, Госдеп уже вряд ли владеет здесь концептуальной инициативой. Полагаю, единственное, на что годится сегодня Госдеп в сирийской кампании, это пытаться уговорить Россию приостановить наступление на Алеппо и перейти к переговорному процессу. В свою очередь, российское руководство не спешит — как это бывало ранее — угодить своим западным «партнерам» и выдерживает паузу, наслаждаясь сполохами маразма в рядах западной номенклатуры. Не останавливая ударов ВКС по террористам, российская сторона предлагает американской разобраться таки со списком умеренной оппозиции. «США давали нам заверения на экспертном уровне, что это вопрос буквально пары недель. Пара недель длится уже много месяцев, и, к сожалению, процесс заходит в тупик», — заявила на днях официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, перебросив мяч на сторону Госдепа. В свою очередь, также не прерывая операции ВКС РФ в Алеппо, представитель Минобороны РФ заявил о готовности поддержать предложение ООН о еженедельных 48-часовых «гуманитарных паузах» в осажденном городе. В итоге спецпосланнику ООН по Сирии Стефану де Мистуре не осталось ничего иного, как согласиться с предложением Минобороны РФ. Ну, а Джон Кирби заявил, что США поддержит любую инициативу, которая приведет к улучшению положения мирных жителей в сирийском городе Алеппо. Чиновники Евросоюза по инерции еще чего-то требуют от России, призывая «немедленно прекратить бои в сирийском Алеппо, возобновить перемирие в стране и снять осаду всех городов», но их в РФ уже никто не слышит — настолько несущественным стало мнение стран Европы и ЕС, по крайней мере, по сирийскому вопросу. Похоже, Россия — единственный участник войны в Сирии, который понимает, что делает. Все же остальные участники этой кампании уже вынуждены либо ей доверять (как Асад и Иран), либо, не доверяя, тем не менее (как Госдеп и ЕС) считаться с её позицией. Возрастающая лидерская роль России не только в сирийском конфликте, но также в тех процессах, которые происходят сегодня в северной части Ближнего Востока (следствием чего является сближение с РФ таких региональных держав, как Иран, Турция и Азербайджан), объясняется не только утратой Госдепом концептуальной геополитической инициативы. Сами российские силовые структуры и внешнеполитический блок РФ действуют уже как единый и сплоченный организм. И, разумеется, не в режиме пресловутой «мягкой силы», приведшей российскую дипломатию к серьезному поражению на той же Украине, но в формате прямой военной, дипломатической и концептуальной мощи. Подобное было невозможным еще несколько лет назад, в период, когда Минобороны возглавлял Анатолий Сердюков (в силу чего обороноспособность страны заставляла ожидать лучшего), а чуть ли не каждое второе российское посольство возглавляли «дипломаты» вроде Михаила Зурабова. Первый серьезный звонок прозвенел для России ровно восемь лет назад в Южной Осетии, когда российские военные, не дожидаясь указаний со стороны Генштаба Минообороны РФ, вынуждены были отразить атаку грузинско-американских сил на Цхинвал. Второй звонок прозвенел осенью 2011 года, когда руководство РФ отсутствием внятной пророссийской позиции по Ливии фактически благословила интервенцию сил НАТО в эту страну. Третьим серьезным звонком стали события на майдане в Киеве. Операция российских ВКС в Сирии стало демонстрацией перехода России к принципиально иной внешней и оборонной политике, и сегодня, несмотря на то, что Алеппо еще не взят, а война в этой стране продолжается, совместный успех российских военных и дипломатических ведомств налицо. В минувший четверг брюссельская интернет-газета EurActiv сообщила, что CША приступили к вывозу ядерных бомб из Турции на базу «Девеселу» в Румынии. МИД последней категорически опроверг сообщения о перемещении американского ядерного оружия в эту страну. Ну, а что еще должно делать румынское руководство в ситуации, когда размещение баз США на территории Румынии все менее популярно у её граждан? По мнению бывшего начальника международно-договорного управления Минобороны РФ Евгения Бужинского, перемещение значительной части ядерных вооружений из Турции в Румынию не нарушит сложившийся баланс сил между НАТО и Россией. С моей точки зрения, в Европе — да, не нарушит. Но речь ведь идет сегодня не о Румынии, а о ключевом с точки зрения мировой расстановки сил регионе многоугольника Россия-Иран-Турция-Сирия-Ирак, где в настоящее время идут несколько войн с участием двух трансрегиональных военно-политических коалиций — одной во главе с США, другой — с участием России. И вот здесь расстановка сил меняется принципиально. Понятно, что США и их ближайшие союзники (прежде всего, Великобритания) находятся в регионе давно и ТОТАЛЬНО. Понятно и то, что лишь сверхмажорные обстоятельства могут вынудить их начать исход из региона или же, оставшись, поумерить свои амбиции. И такие обстоятельства, похоже, имеют место быть. В частности, вылет российских самолетов с аэродрома Хамадан стал первой со времен Второй мировой войны операцией иностранного государства, запущенной с территории Ирана. Одновременно глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара намерена укреплять сотрудничество как с Тегераном, так и с Москвой по вопросам урегулирования ситуации в Сирии и борьбе с терроризмом. Эти и многие другие заявления политиков России, Турции, Ирана и других стран свидетельствуют: Пентагону и НАТО в регионе не место. Может быть именно поэтому посол США на Украине Джеффри Пайетт заявил в минувший четверг, что Вашингтон намерен в ближайшее время поставить вооружения Киеву. Означает ли это заявление, что США, уйдя из Сирии, намерены начать наступление на Россию через Украину? Полагаю, что ответ на этот вопрос мы получим уже после окончания президентских выборов в США. Вернуться назад |