Медиа Пульс » Украина » Армия Украины проиграла зимнюю кампанию: итоги 4-х военных операций и потери сторон

Армия Украины проиграла зимнюю кампанию: итоги 4-х военных операций и потери сторон

3 марта 2015
03.03.2015 - 16:40
Армия Украины проиграла зимнюю кампанию: итоги 4-х военных операций и потери сторон
Судя по всему, пора подводить предварительные итоги.
Следует отметить ЧЕТЫРЕ отдельные операции зимней кампании.
Первая операция. Наступление ВСН в районе Бахмутки. Задуманное и осуществляемое войсками луганского корпуса ВСН. Замысел, похоже, был довольно грандиозный, но столкнулся с некоторыми проблемами по ходу его реализации.
Вначале предполагалось очистить «бахмутский» выступ и нанести фланговый удар по Счастью с целью вынудить отступить ВСН с главной линии обороны или окружения сил хунты в этом районе.
Довольно медленное аккуратное продвижение привело к тому, что несмотря на значительные потери, части ВСУ, благодаря резервам, смогли удержать с. Крымское что делало невозможным дальнейшее наступление во фланг и тыл Счастьинской группировки хунты.
Именно в этой операции впервые была опробована новая тактика продавливания обороны ВСУ при помощи чередующихся артиллерийских налетов и атак на ключевые позиции.
Продолжением этой операции были бои в районе Станицы — Луганской, которые носили характер встречных боев с ограниченными целями.
Вторая операция. Наступление ВСН на донецкий аэропорт. Стремительная атака ВСН на новый терминал ДАП вылился в несколько недельных боев за его удержание/возврат.
Для Украины аэропорт был раскрученным фетишем, который сдавать было нельзя, но который нечем было вернуть. Сумбурные атаки сводного батальона ВСУ 17–19 января не могли дать результата. Незначительность сил, плохая организация, техническая необеспеченность, все это дало результатом разгром ударной группировки ВСУ.
В дальнейшем бои переросли в позиционные. Причем значительные резервы хунты, оттянутые с других участков фронта, сыграли стабилизирующую роль в районе ДАП, но стали роковыми в районе Дебальцево.
Третья операция. Дебальцево. Операция в районе Дебальцево напрашивалась конфигурацией фронта. Узкий выступ вглубь территории республик мог быть удобным плацдармом для атак ВСУ, что делало операцию по его срезанию не просто желаемой, но и вынужденной.
В то же время хунта также осознавала важность того участка и довольно сильно его укрепила. Укрепрайоны были хорошо оборудованы и удачно расположены на местности.
Одновременно с этим были созданы значительные маневренные механизированные группировки в районе Дебальцево и Артемовска (эту потом пришлось частично перебросить в район Донецка).
Вообще в этой операции меня поражает одно. Как при таком соотношении сил хунта смогла попасть в такую зад. .цу? Количество уничтоженной техники и взятых трофеев настолько велико, что впору задать вопрос, а зачем все это собиралось и  не использовалось?
Около 30 танков ВСУ были взяты в капонирах абсолютно целые и на ходу. Более того, меня поражает наличие в составе гарнизона как минимум двух дивизионов 55-ой артиллерийской бригады. Причем один дивизион пушек «Мста-Б». Зачем было в котел вводить эти дальнобойные и абсолютно беззащитные для ответных ударов орудия?
ПЯТЬ тяжелых батальонных тактических групп, усиленных отдельным танковым батальоном (судя по количеству уничтоженной и захваченной техники) с частями усиления и обеспечения, плюс до трех отдельных легких батальонов были разгромлены в этом сражении. Причем потери ЛС хоть и велики, но восполнимы, а потери техники уже восполнить будет очень сложно, если вообще возможно (о потерях ниже).
Четвертая Операция. Мариуполь. Попытка изобразить контрнаступление силами двух рот полка «Азов» вылились затем в бои в районе Широкино, в результате которых большая часть этих рот была выведена из строя. Плюс был разбит взвод батальона «Донбасс», подошедший на помощь «побратимам».
Вообще операция не стоила бы внимания на фоне других боев, если бы не медийная составляющая. Примечательно, что здесь впервые были применены заградотряды против «добровольцев», что и привело к затяжным боям и большим потерям в их составе (они не привыкли к таким упорным боям).
Особенности тактики.
Тактические построения войск хунты не выдерживают никакой критики. Я понимаю, что это вынужденная мера, но… бригады ни разу не использовались как единое целое.
Это резко усложняет управляемость. Части ВСУ и НГ использовались максимум побатальонно, часто поротно, иногда повзводно, что приводило к хаосу, «дружескому огню» и срыву практически всех операций. Впервые зимой были отмечены ОСОЗНАННЫЕ боестолкновения между частями хунты (ВСУ и НГ).
Следующий момент. Полная пассивность киевских частей привела к тому, что более крупные силы не просто проиграли сражение, но и попали в котел. При этом понесли большие потери. Это двойной нонсенс. Могу это объяснить только тем, что низкая мораль частей хунты и хаос в управлении делает невозможным любые осмысленные операции с их стороны. Даже при перевесе в ЛС и технике.
В обороне части хунты также проявили себя гораздо хуже, нежели летом. Они с охотой сдавались в плен и шли на «договорники» с выходом, понимая, что ВСН сдержат свое слово, а в плене нет ничего страшного. То, что летом с первыми пленными поступили по-человечески, сказалось уже в зимней кампании и, уверен, еще более проявится в летней 2015 года.
В ВСН также не все было хорошо. Как я уже отмечал, части, которые так и не влились в ВСН, показали себя гораздо хуже, нежели номерные бригады. Хотя и в них не все было хорошо.
После проваленного отвлекающего удара «Призрака» на Попасную, который они предварительно распиарили в СМИ, а потом долго поясняли, что их «слили», были отмечены факты неповиновения приказу, которые также частично затронули одну из номерных бригад.
Вообще, ход боев показал, что проводить атаку под сильным огнем противника части ВСН могут пока ограниченно (нет должной выучки и слаженности действий). Хотя там, где все удалось, были получены отличные результаты (Углегорск, Чернухино).
Также следует отметить значительную плотность артиллерийского огня в зимних боях. Фактически именно артиллерия и решила исход боев. Ее выучка и техническая оснащенность. ВСН выиграли в первую очередь потому, что выиграли артиллерийские дуэли у ВСУ. Залог успеха — контрбатарейная борьба. По данным с мест, ВСН наносили ответный удар через 4–8 минут после обстрела ВСУ.
Со стороны ВСУ обратка прилетала от 15 до 20 минут. Отсюда и незначительность потерь артиллерии среди ВСН и фактически уничтожение батарей тяжелых САУ ВСУ (есть пока непроверенные данные, что из трех батарей 26-ой бригады осталась одна из четырех орудийного состава).
Потери сторон.
Самый скользкий как всегда, но необходимый момент.
ВСН. Потери в технике были довольно значительными во время Дебальцевской операции. Также ощутимые потери были в районе «бахмутки». Суммарно я могу их оценить как: ЛС около 2–3 тыс. человек. Из них 500–800 убитых. Половина это Дебальцево. Танки до 50 единиц. Из них до 20 безвозвратные. ББМ до 50 единиц. САУ и орудия посчитать сложно. Но до 20–30 орудий и установок РСЗО.
ВСУ/НГ. Суммарно до 8 тысяч. Из них до 2 тысяч убитых. По технике. Трофеи в Дебальцево: более 80 танков, до 100 ББМ, до 100 САУ и буксируемых орудий. Суммарно была потеряна практически вся техника 5 БТГ+ 1 ТБ (учитывая некомплект): до 120 танков (все безвозвратные), 200–300 ББМ, до 200 САУ и более 100 буксируемых орудий. До 30–50 РСЗО.
Плюс к этому довольно значительные потери на остальных участках: до 20–30 танков, до 100 ББМ, до 100 орудий (в основном контрбатарейная борьба). Потери просто огромные, учитывая то, что практически все они безвозвратные.
Выводы и стратегия сторон на лето   При большой протяженности линии фронта и относительно малом количестве войск, большое значение имеет факт ИНИЦИАТИВЫ. Ожидание ударов со всех направлений, которые ты не можешь прикрыть, это самая худшая тактика. А потому я ожидаю от ВСУ хоть каких-то попыток к наступлению (активная оборона). Иначе у них нет шансов удержать занятые позиции.
Хунта уже давно в цугцванге и потому исходит из тактических целей. Стабилизация нынешнего состояния для нее очень желаема, а потому за это надо бороться. До летней кампании будут подготовлены новые резервы. НО.
Их боевой дух уже очевидно будет еще ниже. (Хотя кажется куда уж ниже. Дебальцевская группировка могла бы смело держаться не одну неделю, но посыпалась от одного удара. Части хунты не держат ближний бой. Более того, обычный стрелковый бой для них — это уже недостижимая цель. Сдача в плен перестала пугать солдат.)
Поэтому я хоть и понимаю, что хунте надо проводить наступательные операции с ограниченными целями, слабо верю в то, что офицерам удастся поднять солдат в атаку.
Мобилизация, которая сейчас проводится на Украине, сможет поставить в строй до 20–30 тысяч человек. Правда, очень низкого качества. До ТРЕТИ из них (по отзывам с мест) даже в учебках «ложат» на службу, пьют и говорят командирам, что сдадутся в плен при первом же боестолкновении (вот такая форма протеста даже среди тех, кого удалось набрать).
Второй момент это ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ, которая должна пройти с 18 марта по 1 мая. Она может затронуть от 30 до 100 тысяч человек (зависит от некоторых разночтений, о которых солдаты еще могут и не догадываться). Если это будет проведено, то армия ослабнет. А значит, скорее всего что-то должно случиться, что сделает демобилизацию невозможной.
Ограничивающим фактором для хунты является дефицит техники. Уже в зимнюю кампанию отмечен некомплект подразделений по бронировано технике, даже с учетом постановки в строй откровенно устаревших образцов (БТР-70). Украина лишилась до трети всех танков. Зимой был некомплект, который пытались восполнить даже техникой из учебных подразделений.
Второй момент — отсутствие опытных экипажей, учить которые, по сути, некому и не на чем (разве что подсобят союзники по НАТО, у которых еще есть на вооружении данная техника). Восстановление танков третьей очереди — это очень долгая и дорогая работа. Если удастся восстановить до летней кампании 20–30 единиц, кроме подбитых, будет хорошо.
Со стороны ВСН следует ждать одного мощного удара, с целью нанести поражение частям Киева в генеральном сражении, обескровить их и попытаться реализовать победу занятием значительной территории, что отнюдь не очевидно. На широкие наступательные операции стратегического масштаба (учитывая неподготовленность идеологическую) сил пока нет.
Именно поэтому сейчас принято решение вдвое увеличить количество номерных бригад ВСН. К сожалению так и не закончено приведение к повиновению отрядов ополчения некоторых полевых командиров, которые составляют значительную силу (и которые я по ошибке ранее считал номерными бригадами).
Руководство ВСН приняло решение формировать эти бригады не при помощи переформирования старых ополченческих частей, а при помощи мобилизации. Учитывая необходимое время для подготовки, новые части будут готовы к маю-июню. Источник

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 707
Распечатать
Комментировать