Константин Кеворкян: РФ почти не ведет контрпропагандистскую работу на Украине
10 мая 2016
Харьковский журналист и писатель, бывший депутат Городского совета Харькова Константин Кеворкян — о том, что ждет Украину в случае невыполнения Минских соглашений, и какая поддержка на Украине нужна тем, кто по-прежнему считает Россию братской страной.
— Константин Эрвантович, конфликт на Украине по своей геополитической значимости и возможным последствиям, пожалуй, самый кровавый на постсоветском пространстве. Выполнение минских договоренностей — решение проблемы или нет?
— Минские соглашения — это только часть глобального решения проблемы, лишь первый шаг. Надо понимать, что прекращение огня, амнистия, возможный особый статус Донбасса — всего лишь прелюдия к переучреждению государства Украина на принципиально новых основах, которые подразумевают признание ошибочности предыдущего пути. Пути метаний, разграбления национального богатства, искусственно взращиваемого национализма и неонацизма. Но первый шаг самый сложный, необратимость дальнейших шагов вызывает ужас тех, кто строил свою жизнь и карьеру на лживых основах, которые, в конечном итоге, привели к нынешней трагедии. Но это шаг назад от пропасти и его надо сделать.
— Введение двух государственных языков — украинского и русского, еще в 1991 году стало бы решением вопроса единства страны, о котором неустанно говорили президенты Украины?
— Не думаю, что это могло решить абсолютно все проблемы, но многих глупостей можно было бы избежать. На самом деле, основное различие русскоязычной и украиноязычной частей государства находится в плоскости не этнических, а экономических интересов.
Промышленный комплекс Востока Украины всегда был тесно связан с экономикой России, и именно этот комплекс создавал основное национальное богатство Украины, её ВВП, налоговую базу местных бюджетов, рабочие места и сопутствующую инфраструктуру.
Утрата этих связей автоматически ведет к разорению миллионов людей и банкротству государства, что мы и наблюдаем сегодня. Искусственно раздуваемая националистической пропагандой враждебность является лишь дымовой завесой, за которой изменилась экономическая модель государства: от одной из крупнейших экономик Европы с мощной наукой и промышленностью до самой нищей страны континента, управляемой продажными компрадорами. Кто был заинтересован в таком развитии событий? Те, кто видел будущее Украины в качестве покорной колонии.
— Не кажется ли Вам, что все 24 года независимости, учитывая совершенно разный менталитет и уклад жизни Западной, Центральной, Юго-Восточной частей страны, искусственно замалчивались эти противоречия, что привело к кровавому исходу?
— Наоборот, эти сначала не слишком существенные противоречия сознательно раздувались и превращались в непреодолимые разделительные рвы. Украина разная, это могло стать как источником её слабости, так и источником силы. Возможности встречать и принимать любые вызовы современности, применяя те или иные таланты своего народа.
К сожалению, сегодня верх одержала националистическая доктрина Донцова –Бандеры, подразумевающая насильственное создание унифицированного этнократического общества. Но не могут все деревья быть одинаковыми. Начали рубить несогласных — полетели щепки. Только жизнь человеческая не щепа и за нее придется отвечать. Уверен, что последышей убийц Бабьего Яра, Хатыни, Волынской резни и ждет вполне заслуженное ими наказание. А сейчас чрезвычайно важно силами всех заинтересованных в правосудии лиц накапливать доказательную базу. Это очень важно.
— Предстоящие выборы на Донбассе должны пройти в июле. Их итоги предсказать не трудно. По сути, это начало федерализации страны. А называя вещи своими именами -единственный шанс не допустить окончательного развала Украины. Не так ли?
— Не соглашаясь на федерализацию страны, всячески искусственно затягивая её, правители Украины обрекли государство на конфедерализацию. Полного развала Украины не допустят внешние игроки, исходя каждый из своих соображений. Но даже сейчас предлагаемая ими степень статусности Донбасса подразумевает, скорее, отношения внутри конфедерации. Насколько быстро до аналогичного статуса дотянутся другие регионы, будет зависеть от соотношения экономической ситуации внутри самой Украины и на Донбассе. Чем лучше она будет на Донбассе, тем скорее разоренные регионы тоже захотят присоединиться к подобным льготным условиям хозяйствования.
— В таких условиях возрастает роль ключевого центра Юго-Востока — Харькова. По Вашим ощущениям, смогут ли харьковчане, даже в условиях установившейся диктатуры заявить о себе в полный голос?
— Харьков был и остается главными воротами Украины на восток. Харьков и Россию связывают миллионы нитей — личных и родственных связей, общий язык, экономика, торговля, культура, история. По сути, Харьков является крупнейшим русскоязычным городом за пределами Российской Федерации. Добрые отношения с Россией являются условием его выживания. Соцопросы и даже результаты выборов всегда подтверждали данную тенденцию. Эти настроения были, есть и будут. Другое дело, что сегодня, в условиях нагнетаемого психоза и поощряемого политического доносительства высказывать вслух симпатии к «государству-агрессору» (как называют Россию майданные СМИ и украинские официальные лица) весьма небезопасно, а никакого поощрения этим настроениям извне нет. А потому лучше особо не высовываться.
— Харьков всегда отличался мощной прослойкой научной, культурной интеллигенции. Не зря его называли мозговым центром Украины. Способны ли сегодня они реально влиять на происходящие события?
— Влияют не прослойки, а общественное мнение. Харьковская интеллигенция (а это почти половина города) расколота. И если техническая интеллигенция — сотрудники КБ, серьезных НИИ, специалисты, занятые в промышленном производстве — изначально понимали, чем чреваты лично для них потери выгодных заказов и разрыв контрактов с Россией, то многим гуманитариям, пораженным традиционным для отечественной интеллигенции плесневым грибком западопоклонничества, только предстоит осмыслить глубину пропасти, в которую они летят. Финансовая пропасть самая глубокая.
Я так часто обращаюсь к финансовым критериям и категориям, потому что именно реальные цифры и отсутствие денег значительно лучше многих заумных дискуссий отрезвляют вчерашних восторженных поклонников майдана. Значит, по мере холодного отрезвления, будут меняться настроения и среди них. Уже меняются.
— Харьковская область имеет протяженную границу с Белгородской. Экономические, культурные связи сведены к нулю. Не за горами время, когда начнут рушатся и родственные. Неужели только СМИ виноваты?
— Виноваты политики, точнее, захватившие в результате государственного переворота самозванцы. Связи не рушатся, но подвергаются очень серьезным испытаниям. Продолжает существовать русская культура на Украине (вот совсем недавно харьковская поэтесса Ирина Евса стала лауреатом литературной «Русской премии»), работают — пусть и в не простых условиях — сотни русскоязычных литераторов и журналистов, других деятелей культуры.
Другое дело, что со стороны РФ, на мой взгляд, не оказывается должной поддержки ни тем из них, кто оказался под властью хунты, ни тем, кто был вынужден уехать в эмиграцию. Предназначенные для того многочисленные фонды словно бы замерзли, на территории Украины почти не ведется контрпропагандистская работа и нечего винить СМИ врага, в том что собственные буксуют. Надо свою работу делать профессионально.
— В российском информационном пространстве уже открыто высказываются о том, что Россия потеряла братскую Украину. К примеру, известный кинорежиссер Н.Михалков в своей программе «Бесогон». На ваш взгляд, можно согласиться с подобными утверждениями?
— Конечно, если махнуть на все рукой, то и результат будет соответствующий: в конце концов, подрастут и вооружатся миллионы людей, которые сегодня находятся в пропагандистской матрице киевского режима. Собственно, об этом говорил Никита Сергеевич. Если не хотите терять своих детей в грядущей беде, не продолжайте равнодушно наблюдать за матереющим зверем. И легкомысленно глумиться: дескать, сами приползут… Шапкозакидательство царило и в СССР накануне великой войны 1941-45 года: «На чужой территории, малой кровью…»
Нужно ли напоминать цену того шапкозакидательства? Не смиряться и равнодушничать надо, а активно бороться с неонацизмом — благо, существуют современные способы эффективного гибридного противостояния и действуют они без ненужного пролития рек крови. Украина не потеряна, там живут миллионы русских людей, говорите с ними, если хотите быть услышанными.
— В таком контексте, что Вам ближе: «братский народ» или, скажем, отдельные термины — «Новороссия»,»Малороссия»?
— А это взаимосвязанные понятия! На исторических территориях Малороссии, Новороссии живет братский украинский народ. И корень со словом Россия у той же Малороссии один. Вот и выбирайте сами, что для вас дороже и нужнее — изначальная, исконная Малая Русь или враждебная окраина-Украина. Не надо принимать за весь украинский народ банду проходимцев, захватившую власть вооруженным путем. Как и не представляют украинскую культуру прощелыги, некоторые из которых — например, господа Драч и Павлычко — зычно воспевали коммунизм еще в эпоху СССР. И хотя многие книги о сегодняшней Украине только пишутся, но уже звучат песни протеста и рождены многие замечательные стихи, часть из которых недавно была опубликована в сборнике донецких поэтов «Час мужества». Ну, а сколько еще ждет своих издателей?
— Кровавые события двухгодичной давности разрезали по-живому судьбы миллионов людей на Украине и в России, со всеми вытекающими последствиями. Пожалуй, никто не может предсказать, что нас ожидает в ближайшей перспективе. Есть ли она?
— Конечно же, есть. Если ничего не делать — будет становиться только хуже. А если поддерживать появляющиеся обнадеживающие тенденции — будет лучше. Значительно лучше. Здесь нельзя недооценивать роль России, и нет в этом никакого таинства. Надо только отдавать себе отчёт в том, что нормальным людям на Украине, антифашистам противостоят серьезно настроенные профессиональные преступники. Без поддержки разрозненная команда энтузиастов-любителей рано или поздно проиграет организованным профессионалам. Такая перспектива нас устраивает?
Кеворкян Константин Эрвантович — журналист, писатель, общественный деятель.
Родился в 1966 году на Украине, более 20 лет вел на харьковском телевидении телепрограмму «Первая Столица», пять раз избирался депутатом Харьковского горсовета, автор нескольких книг.
В 2014 резко и публично выступил против государственного переворота, был исключен из Союза Журналистов Украины, внесен в «черные списки» сайта «Миротворец» МВД Украины и вынужден эмигрировать. В настоящее время проживaет в России, член Союза Писателей Москвы.
Беседовал Геннадий Алехин, haifainfo.com
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)