Главная > Украина > МИД Украины ведет страну к дипломатической изоляции
МИД Украины ведет страну к дипломатической изоляции19 ноября 2017. Разместил: mediapuls |
В 2014 году на волне Евромайдана нынешние киевские власти получили беспрецедентный уровень международной поддержки. Однако еще тогда неангажированные эксперты предупреждали, что ставка на ультранационализм неизбежно приведет Украину к проблемам в отношениях с Польшей, Румынией и Венгрией. Под конец 2017 года об этом можно говорить как о свершившемся факте. После принятия скандального украинского закона «Об образовании» Будапешт заявил, что будет блокировать шаги Киева по сближению с европейскими и евроатлантическими структурами, а Варшава пригрозила запретить въезд украинским гражданам, придерживающимся антипольских взглядов. Кроме того, утрата внешней поддержки является следствием высочайшего уровня непрофессионализма МИД Украины, возглавляемого Павлом Климкиным, уроженцем Курска и выпускником МФТИ (примечательно, что Климкин сделал карьерный рывок во времена Виктора Януковича, когда в 2011 году занял должность замминистра иностранных дел Украины и руководителя аппарата МИД). Служащие климкинского МИД умудряются втягивать Украину в один международный скандал за другим. В конце октября — начале ноября широкий резонанс получила история с послом Украины в Белграде Александром Александровичем, прославившимся скандальным интервью о российско-сербских отношениях (в частности, посол утверждал, что Россия использует Сербию для дестабилизации Западных Балкан и Европы). Государственный секретарь сербского МИД Ивица Тончев назвал заявления Александровича недопустимыми: «Вся деятельность Александровича сводится к напрасным попыткам нарушить отношения между Республикой Сербия и Российской Федерацией». С целью микширования скандала Климкину пришлось в срочном порядке вызывать Александровича на консультации, опасаясь принудительной высылки посла из Сербии. Нельзя не вспомнить и о деятельности другого украинского посла — Валерия Чалого, возглавляющего украинское диппредставительство в США. Этот дипломат запомнился тем, что в ходе последней предвыборной кампании в США открыто агитировал за Хиллари Клинтон. Вкупе со скандалом вокруг «амбарной книги» Партии регионов, где засветилось имя трамповского политтехнолога Пола Манафорта, попытки Киева повлиять на результат выборов обернулись «заморозкой» американо-украинских отношений в первые месяцы президентства Дональда Трампа и необходимостью «умасливать» бизнес-окружение Трампа, закупая пенсильванский уголь по $ 113 за тонну. Не так давно отличился посол Украины в Минске Игорь Кизим, назначенный на эту должность в феврале 2017. Вместо выполнения непосредственных обязанностей, Кизим занялся медийной дискредитацией совместных российско-белорусских учений «Запад-2017». Добавило ли это устойчивости украинско-белорусским отношениям — вопрос риторический. Не менее «профессионально» работает и верхушка украинского МИД. Судя по всему, список государств, с которыми испортила отношения Украина, очень скоро расширится стараниями замминистра иностранных дел, карьерного дипломата Сергея Кислицы. История следующая: 14 ноября Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН поддержал внесенную Украиной резолюцию «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь», однако представители 25 государств голосовали против. Кислица в своих аккаунтах в соцсетях перечислил данные 25 государств, назвав их «российской ратью». А ведь против голосовали такие государства как Индия (где в октябре гостил Климкин и даже предложил направить индийских миротворцев на Донбасс), Китай (в экономическом сотрудничестве с которым крайне заинтересован Киев, о чем заявлял Петр Порошенко на встрече с Си Цзиньпином на полях Давосского форума в начале 2017), и дружественно-нейтральный Казахстан, и ЮАР (где Украина покупает дефицитный энергетический уголь антрацитной группы). Стоит отметить, что в 2014 году резолюцию по Крыму поддерживало 100 государств, а в 2017 году лишь 71 — за три с половиной года украинская дипломатия растеряла поддержку 29 членов ООН. На этом фоне не столь критично, но крайне показательно проявила себя глава пресс-службы МИД Марьяна Беца (также карьерный дипломат). Вначале Беца выразила недовольство недавней публикацией The New York Times, в которой Крым назван «спорной территорией» и помечен на карте, иллюстрирующей статью, одним цветом с Россией. Далее Беца попросила редакцию NYT внести правки в материал, но газета ожидаемо проигнорировала данную просьбу и специально для Бецы пояснила, почему считает Крым «спорной территорией». Таким образом, The New York Times демонстративно поставила климкинский МИД на место, а дипломатические службы других государств наверняка сделали соответствующие выводы об авторитете Украины в мире и уровне профессионализма ее дипломатов. В принципе, факт профнепригодности самого Климкина стал предельно очевиден еще по итогам консультативного референдума в Нидерландах относительно вопроса ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, состоявшегося в апреле 2016. Напомним, что тогда в Нидерланды отправился «мощный десант» во главе с Климкиным агитировать местное население поддержать Соглашение об ассоциации с ЕС. Как результат, явка повысилась на несколько процентов, перевалив за необходимые 30% (без чего результаты референдума были бы признаны недействительными), но большинство пришедших на избирательные участки проголосовало против ратификации соглашения с Украиной. Вследствие этого с подачи Нидерландов в конце 2016 года в Соглашение об ассоциации были внесены изменения, где прописаны невозможность присоединения Украины к ЕС и ряд других ограничений в вопросе сближения Украины с Евросоюзом. По состоянию на сегодняшний день Климкин и его подчиненные превратились в пресловутое «пятое колесо в телеге» украинской внешней политики. Потому неудивительно, что функции МИД постепенно перебирает на себя Администрация президента Украины (АПУ) и персонально Константин Елисеев, заместитель главы АПУ. Помимо этого, с апреля 2016 года в правительстве Владимира Гройсмана существует должность вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, которую занимает представительница «Блока Петра Порошенко — Солидарность» Иванна Климпуш-Цинцадзе. Однако и они не демонстрируют сколько-нибудь заметных внешнеполитических успехов, и порой создается впечатление, что им мешает своеобразная профессиональная деформация, когда переговоры из способа решения проблем превращаются в самоцель. Получается так, что наиболее эффективным украинским дипломатом сегодня фактически является Виктор Медведчук, не занимающий ни одну из должностей в государственном аппарате Украины; его официальный статус — спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Трехсторонней контактной группе в Минске. Будучи единственным украинским политиком, обладающим доверительными отношениями с руководством России, Медведчук 15 ноября договорился о решении задачи по обмену пленными на Донбассе на наивысшем уровне, проведя переговоры с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым в присутствии патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Именно с обменом пленными покамест связаны достижения в выполнении Минских соглашений. Но проблема в том, что процесс обмена пленных в рамках Минской контактной группы заблокирован с сентября 2016 года. Тогда на мосту в городе Счастье Луганской области в присутствии наблюдателей СММ ОБСЕ был проведен последний обмен — Юрия Супруна и Владимира Жемчугова на сторонников ЛДНР. Чтобы «перезапустить» обмен, спецпредставитель Украины задействовал свои контакты на высшем уровне среди руководства России, равно как это произошло в случае с Надеждой Савченко, помилованной президентом РФ на основе разработанной Медведчуком юридической формулы, позволившей провести обмен украинки на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Также в активе Медведчука — более 400 освобожденных граждан Украины, находившихся в плену на Донбассе. Отметим, блокирование обмена пленных и незаконно удерживаемых лиц — прежде всего инициатива влиятельной киевской «партии войны», для которой прогресс в части выполнения «Минска-2» представляет серьезнейшую угрозу. Однако учитывая, что решение вопроса одобрили на столь высоком уровне, есть все шансы, что вернуть находящихся по обе линии разграничения 380 человек удастся уже до рождественских праздников, тем самым выполнив пункт № 6 Минских соглашений, предписывающего следующее: «Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа „всех на всех“». Увы, но усилия одного человека не могут перекрыть многочисленные провалы украинского МИД климкинского периода. В следующих политических циклах серьезнейшее кадровое переформатирование МИД должно стать одной из важнейших задач для Украины. По материалам Вернуться назад |