Главная > Военные действия / Происшествия > Выстрел на десятки миллиардов

Выстрел на десятки миллиардов


30 января 2016. Разместил: mediapuls
30.01.2016 - 18:51
Выстрел на десятки миллиардов

Прошло совсем немного времени с того дня, когда в Сирии самолетом турецких ВВС был сбит истребитель-бомбардировщик ВКС России «Су-24». Что изменилось за это время? Многое.
Например, Турция потеряла большую часть продукции агропромышленного комплекса. «Россия закупала у нас 60 процентов всех овощей и фруктов. Теперь мы все это потеряли», — признается президент Турецкой ассоциации продавцов овощей и фруктов Бурхан Эр. Куда теперь, в условиях все усиливающейся рецессии, турки перенаправят поток помидоров, яблок и огурцов — совершенно не понятно, пишет Свободная Пресса.
Но еще более самоубийственным оказался этот авиадемарш для турецкой сферы туризма, стабильно приносившей в бюджет страны 34 миллиарда долларов. И это касается не только непосредственно курортов, отелей, аквапарков и иже с ними. Но и торговцев сувенирами, лоточников, таксистов, владельцев магазинчиков, закусочных и вообще инфраструктуры в целом.
И если с октября поток туристов замедлился, то после теракта, в котором погибло 10 немцев, он и вовсе практически прекратился. Пляжи и гостиницы опустели. Турки начинают понимать, к чему привел их страну необдуманный поступок властной верхушки. Появляется ропот недовольных политикой президента.
И на этом фоне Эрдоган делает все для того, чтобы показать своим избирателям, что он тоже может ответить на российские санкции. На днях, например, стало известно, что Турция вводит для производителей листового прокатного железа из России антидемпинговые пошлины. Чем же все это может закончиться?
— Я не думаю, что это кончится серьезным «кровопролитием». Безусловно, турки будут нести серьезный ущерб от того, что эти наши санкции будут и дальше работать, — считает военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.
— Но мы ведь тоже в чем-то зависимы от Турции, от турецких строительных компаний, от других вещей. Поэтому, я думаю, что где-то наши избирательные санкции будут по отдельным направлениям в отношении Турции ослабевать. Но время, как говорят, хороший учитель и лекарь. Через какой-то определенный период, конечно, наши отношения во многом исправятся, но никогда уже не вернутся к тем, которые были до того, как турки сбили наш самолет. И я думаю, что пока у власти будут Эрдоган и Давутоглу, они, по большому счету, серьезно не улучшатся.
— И вот тут весьма актуальным становится вопрос: зачем на самом деле турки сбили наш самолет? Чего они добивались или хотели доказать?
— Здесь есть много факторов. Во-первых, турецкие амбиции: Эрдоган и Давутоглу стремятся показать, что Турция — главный игрок на Ближнем Востоке. Она должна всеми руководить и диктовать, что только она принимает решения и сама же их выполняет. Это одна из причин. Вторая состоит в том, что Россия, действительно, войдя в Сирию и поддержав Асада, которого ненавидит руководство Турции, спутала все ее планы по тому, чтобы отхватить от Сирии, которая уже разваливалась, очень выгодный кусок земли.
И главное — Россия начала мешать Турции делать бизнес на ворованной сирийской нефти. Еще одна причина заключается в том, что Россия боролась против ИГИЛ*. А ИГИЛ — это практически незаконнорожденное дитя Турции. Она всячески поддерживала ИГИЛ и продолжает это делать по идеологическим, религиозным и реакционным исламским причинам. Вот это, по-моему, и есть главное из того, почему Турция сбила российский самолет.
— Могли ли турки сделать это без отмашки США?
— В принципе, могли. Но я думаю, что турки, конечно, информировали США, и американцы знали, что Турция будет себя так вести. Соединенным Штатам ведь это тоже было на руку. Это как бы демонстрация того, что Россия на Ближнем Востоке нежеланный представитель.
— А могли ли по какой-то причине сами американцы это спровоцировать?
— Я не уверен, что американцы пытались это сделать. Это не в их интересах. При всем их коварстве я не думаю, чтобы они на это пошли: чтобы сделать это турецкими руками. Да, турки и американцы являются союзниками. И поскольку Россия всегда предупреждала американцев о том, какие она будет выполнять задачи и как она их будет выполнять (это определено соглашениями между Россией и США для предупреждения инцидентов на сирийской земле), я не исключаю, что американцы могли информировать Турцию о том, где и как будет пролетать наш самолет. Но я не думаю, что они сделали это с той целью, чтобы турки сбили наш самолет.
— Как вы считаете, кто непосредственно мог отдать этот преступный приказ?
— Я думаю, что его отдал Эрдоган. Но приказ отдали не в тот момент, когда бомбардировщик был в воздухе. Они заранее сделали это, чтоб сбить российский самолет, если он будет находиться над территорией Турции и даже на границе с ней. Но я считаю, что «Су-24» все-таки не залетал на территорию Турции — об этом свидетельствуют все данные. Он упал в четырех километрах от границы. «Су-24» — это все-таки не лайнер и не планер, чтобы так спланировать на четыре километра от турецкой территории на сирийскую.
Во-вторых, я думаю, что они собирались это делать, потому что заранее были подготовлены телеоператоры, которые снимали инцидент (и очень профессионально снимали). Потому что как человек, который владеет фотоаппаратом и много раз пытался снимать наших летчиков в воздухе (в том числе и на выставках Ле-Бурже, Фарнборо, здесь, в Жуковском), я знаю, как трудно поймать самолет в центр объектива. А здесь видно, что снимал профессионал. Значит, эту запись специально готовили. Ну, и, безусловно, те террористы, которые расстреливали наших летчиков, тоже знали, что будет лететь российский самолет и что они могут захватить их в плен. Так что, я думаю, турки специально и заранее готовились к этому преступному акту.
— Вы, как офицер в отставке, можете предположить: была ли у пилотов хоть какая-то теоретическая возможность уклониться от ракеты?
— Наверное, была такая возможность, если бы они знали, что их будут обстреливать. Для них это было полной неожиданностью. Это действительно был предательский удар в спину. Пилоты не предполагали, что турецкие летчики будут наносить по ним ракетный удар. Турки ведь зашли в корму нашему самолету, сзади подкрались. И сделали они это на территории Сирии. Доказать это сегодня достаточно сложно. Но штурман, который выжил, когда разговаривал с журналистами, прямо об этом им сказал. Что «Су-24», во-первых, не пересекал границу Турции, а во-вторых, российские летчики не видели турецких самолетов, которые зашли с тыла. Поэтому удар был, действительно, подлый.
— То есть ни о каких противоракетных маневрах здесь даже и речи идти не могло.
— Да, потому что пилоты и не были готовы к этому, и даже не предполагали, что это может случиться. Если бы они увидели ракету, конечно, они бы что-то предприняли, но они ее не видели. И скорей всего у них на приборной панели не было радара, который предупреждал бы о ракетной атаке.
— Тем более, что турки, говорят, дождались, когда у пилотов «Су-24» закончится весь боевой арсенал?
— Наверно, так, потому что они же на обратном пути их сбили.
— Неприятно осознавать, но бытует и такое мнение, что наши пилоты просто расслабились. Кстати, они ведь должны были лететь в сопровождении истребителей.
— Вы абсолютно правы, я об этом уже писал. Но не сами летчики расслабились, а руководство нашей группировки. Не было ни одного случая, чтобы на них нападали или чтобы их атаковали. И они, конечно, пренебрегли своими обязанностями. Потому что ни один штурмовик или бомбардировщик не должен летать без поддержки истребителей — это азбучная истина. Вот эйфория от того, что все до этого момента было здорово, их и подвела.
Виталий Карюков
* Запрещенная в РФ террористическая организация
Вернуться назад