«Революция» в образовании: Как изменят школы новые ФГОСы, — подробности
1 января 1970
16.04.2018 - 20:04
Широкое обсуждение проекта новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начнётся в мае–июне 2018 г., пишет МК.
Кропотливая работа над новыми стандартами образования продолжалась более года.
Глава российского Министерства образования и науки Ольга Васильева сообщила, что в этот процесс будет вовлечено максимально большое количество экспертов, заинтересованных в развитии отечественного образования, с обязательным привлечением парламентариев.
Проблема в том, что в настоящее время школьники проходят обучение по устаревшим стандартам, принятым в начале 2010-х годов.
«Они уже не соответствуют тем реалиям, которые сложились в последние годы. ФГОС успели устареть, пока их разрабатывали и внедряли, — рассказал заслуженный учитель России, преподаватель истории московской школы № 2045 Александр Снегуров. — В существующую модель образования заложены очень высокие цели. С одной стороны, это хорошо, но с другой, требования и к преподавателям, и к ученикам чрезмерно завышены, нагрузка очень высокая».
Критики смены образовательных стандартов делают упор на то, что в новых ФГОС достаточно строгие рамки для учителей и отсутствие вариативности образования.
В действительности же обсуждаемый проект предполагает, что не менее 70% от основной образовательной программы составит её обязательная часть. Остальные 30% останутся на усмотрение самих учителей.
«Это правильно, — комментирует новые стандарты Александр Снегуров. — Базовая программа должна превышать дополнительную и она должна быть без лишнего усложнения и идеализации. К сожалению, даже 30% может быть много: большинство педагогов не готовы к творческому подходу, они хотят учить детей по шаблонам, которые для них являются спасательным кругом. Для хорошего же учителя 30% для авторской части программы вполне достаточно».
Многие из опрошенных учителей уверены, что непременно должны быть единые для всех школ стандартизированные программы. В начале 2010-х годов, когда приняли нынешнее поколение стандартов, из них исключили предметность.
Это привело к тому, что качество образования стало снижаться, а единое образовательное пространство — постепенно разрушаться.
Пример из литературы: в одной школе пьесу Дениса Фонвизина «Недоросль» ученики могут проходить в 8-м классе, а в другой школе уже в 9-м.
«Если раньше изучались сначала обыкновенные дроби, а уже потом десятичные, то теперь в некоторых школах этот порядок изменили, — рассказывает народный учитель России, преподаватель математики московской школы № 67 Леонид Звавич. — В этом смысле стандарты должны быть единые не только в математике, но по другим дисциплинам».
Новые ФГОС Министерства образования также потребуют и серьёзной переработки учебных пособий. Александр Снегуров говорит, что, без сомнений, необходимо сокращать количество учебников и программ обучения: «Во многих учебниках находятся ошибки, видна некачественная редакторская работа, издатели экономят на иллюстрациях и качестве бумаги».
Для соответствия школьной литературы новым стандартам потребуется переработать всю школьную литературу. «Все учебники будут доработаны, но содержательное ядро в них сохранится», — утвеждает один из разработчиков новых ФГОС и автор учебников издательства «Русское слово» Сергей Зинин.
«Никто не откажется от „Капитанской дочки”, „Дубровского” или „Тараса Бульбы”. Ломать традиции российского образования никто не планирует. ФГОС — это не революция, а эволюция», — успокавивает Зинин.
«Новые ФГОС разрабатываются с учетом того, что в сегодняшнем мире ученику необходимо уметь ориентироваться в большом информационном потоке, анализировать информацию из различных источников и развивать творческое воображение, критическое мышление», — отмечает учитель истории школы № 27 областного города Мытищи Нина Данилина, — и задача педагога — расширять мыслительные способности ученика».
Многие учителя заостряют внимание на таком моменте: на внедрение и адаптацию новых образовательных стандартов необходимо заложить достаточно времени.
Согласна с их мнением и министр образования Ольга Васильева: «Принятие новых стандартов не сиюсекундная история, эта стыковка будет значительно больше 2-х лет».
Читайте также: Китай бросает вызов США, размещая базу ВМФ у союзников непризнанных Республик
Широкое обсуждение проекта новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начнётся в мае–июне 2018 г., пишет МК.
Кропотливая работа над новыми стандартами образования продолжалась более года.
Глава российского Министерства образования и науки Ольга Васильева сообщила, что в этот процесс будет вовлечено максимально большое количество экспертов, заинтересованных в развитии отечественного образования, с обязательным привлечением парламентариев.
Проблема в том, что в настоящее время школьники проходят обучение по устаревшим стандартам, принятым в начале 2010-х годов.
«Они уже не соответствуют тем реалиям, которые сложились в последние годы. ФГОС успели устареть, пока их разрабатывали и внедряли, — рассказал заслуженный учитель России, преподаватель истории московской школы № 2045 Александр Снегуров. — В существующую модель образования заложены очень высокие цели. С одной стороны, это хорошо, но с другой, требования и к преподавателям, и к ученикам чрезмерно завышены, нагрузка очень высокая».
Критики смены образовательных стандартов делают упор на то, что в новых ФГОС достаточно строгие рамки для учителей и отсутствие вариативности образования.
В действительности же обсуждаемый проект предполагает, что не менее 70% от основной образовательной программы составит её обязательная часть. Остальные 30% останутся на усмотрение самих учителей.
«Это правильно, — комментирует новые стандарты Александр Снегуров. — Базовая программа должна превышать дополнительную и она должна быть без лишнего усложнения и идеализации. К сожалению, даже 30% может быть много: большинство педагогов не готовы к творческому подходу, они хотят учить детей по шаблонам, которые для них являются спасательным кругом. Для хорошего же учителя 30% для авторской части программы вполне достаточно».
Многие из опрошенных учителей уверены, что непременно должны быть единые для всех школ стандартизированные программы. В начале 2010-х годов, когда приняли нынешнее поколение стандартов, из них исключили предметность.
Это привело к тому, что качество образования стало снижаться, а единое образовательное пространство — постепенно разрушаться.
Пример из литературы: в одной школе пьесу Дениса Фонвизина «Недоросль» ученики могут проходить в 8-м классе, а в другой школе уже в 9-м.
«Если раньше изучались сначала обыкновенные дроби, а уже потом десятичные, то теперь в некоторых школах этот порядок изменили, — рассказывает народный учитель России, преподаватель математики московской школы № 67 Леонид Звавич. — В этом смысле стандарты должны быть единые не только в математике, но по другим дисциплинам».
Новые ФГОС Министерства образования также потребуют и серьёзной переработки учебных пособий. Александр Снегуров говорит, что, без сомнений, необходимо сокращать количество учебников и программ обучения: «Во многих учебниках находятся ошибки, видна некачественная редакторская работа, издатели экономят на иллюстрациях и качестве бумаги».
Для соответствия школьной литературы новым стандартам потребуется переработать всю школьную литературу. «Все учебники будут доработаны, но содержательное ядро в них сохранится», — утвеждает один из разработчиков новых ФГОС и автор учебников издательства «Русское слово» Сергей Зинин.
«Никто не откажется от „Капитанской дочки”, „Дубровского” или „Тараса Бульбы”. Ломать традиции российского образования никто не планирует. ФГОС — это не революция, а эволюция», — успокавивает Зинин.
«Новые ФГОС разрабатываются с учетом того, что в сегодняшнем мире ученику необходимо уметь ориентироваться в большом информационном потоке, анализировать информацию из различных источников и развивать творческое воображение, критическое мышление», — отмечает учитель истории школы № 27 областного города Мытищи Нина Данилина, — и задача педагога — расширять мыслительные способности ученика».
Многие учителя заостряют внимание на таком моменте: на внедрение и адаптацию новых образовательных стандартов необходимо заложить достаточно времени.
Согласна с их мнением и министр образования Ольга Васильева: «Принятие новых стандартов не сиюсекундная история, эта стыковка будет значительно больше 2-х лет».
Читайте также: Китай бросает вызов США, размещая базу ВМФ у союзников непризнанных Республик
Источник - Русская весна