Трудные дороги фронтового донецкого шофера: блокпосты нацгвардии, обыски, десятки БТРов и танков, дымящихся вдоль трассы
10 января 2015
10.01.2015 - 16:02 Ему около пятидесяти, но все пассажиры по-свойски зовут его Мишей. В дни, когда грохотала битва за Иловайск, когда части ВСУ и нацгвардии обстреливали Шахтёрск и Саур-Могилу, Амвросиевский и большая часть Старобешевского районов находились в транспортной блокаде.
Один единственный автобус дважды в сутки ходил тогда по маршруту Амвросиевка — Донецк через Старобешево и другие населённые пункты региона. Многие водители в августе минувшего года просто отказывались садиться за руль, опасаясь за свою жизнь. И только Михаил ежедневно исправно отправлялся на своём автобусе в дорогу.
Уже сразу за городской чертой Амвросиевки автобус тормозили и досматривали нацгвардейцы, оборудовавшие на выезде хорошо укреплённый блокпост и нашпиговавшие лесопосадку боевой техникой. Вдоль автотрассы были установлены таблички с надписью: «мины». А на обелиске в честь освободителей Донбасса от немецко-фашистских захватчиков кощунственно трепыхался желто-голубой флаг.
Вооружённые автоматами оккупанты придирчиво проверяли и пассажиров, и водителя, хотя видели его по нескольку раз на день. Любой досмотр был опасным и тяжелым.
Однако водитель никогда не терял оптимизма, подбадривал и успокаивал своих земляков, особенно после досмотров, которые повторялись на пути неоднократно. Каратели искали то террористов, то заставляли девчат с распущенными волосами показывать шею — якобы выискивали снайперш, наносивших себе татуировку в виде следа рыси.
Но особенно горячие дни начались с середины августа, когда боевые действия переместились непосредственно на территорию Старобешевского района. Не раз опытному водителю приходилось сворачивать с асфальтированной трассы на просёлок, а то и прямо в поля. А по дороге с одиноким маленьким автобусом била артиллерия, рвались мины.
Побледневших от страха пассажиров Миша поддерживал песенкой фронтовых водителей: «А помирать нам рановато, есть у нас ещё дома дела!».
Дорога, как правило, была не только опасной, но и долгой. Понимая, что несмотря на военные действия людям надо добираться по своим делам: кому на работу, кому в больницу или аптеку Михаил всегда отвозил людей до пункта назначения. И его автобус всегда был забит до отказа.
Автобусное сообщение по этому маршруту прервалось всего на два-три дня, когда украинские вояки пытались прорваться по главной автотрассе Старобешевского района. Однако уже на следующий день после того как ополчение взяло под контроль эту территорию, Михаил снова отправился в рейс, справедливо рассудив, что война войной, а людям надо ехать.
Сам он не любит рассказывать об увиденном — десятках БТРов и танков, дымящихся вдоль трассы, о разлагающихся телах солдат, лежащих на обочине и в полях, о дороге, скользкой от крови.
В один из дней на степном участке дороги из-за утёса, сложенного осадочными породами, появилась большая группа вооружённых людей в потрёпанном камуфляже. Они начали стрелять в сторону автобуса, а Михаил дал по газам. Как выяснилось на ближайшем блок посту ополченцев, это были остатки разбитого оккупационного воинства. Они искали транспорт, на котором могли бы удрать из «котла».
Ополченцы порекомендовали Михаилу прицепить к кабине автобуса что-нибудь типа белого флага. Кто-то из пассажиров, медик, извлёк из сумки свой белый халат. Так с развевающимся халатом мы тогда и ехали до Амвросиевки.
…С тех пор прошло уже несколько месяцев, но Михаил и в осенний шторм, и в гололёдицу, и в аномальные морозы раз за разом отправляется в путь. Земляки недаром называют его фронтовым шофёром. Ведь пусть он перевозит мирных граждан, но в условиях войны обеспечение нормальной жизни тыла — тоже важная задача.
А сколько в Донбассе ещё таких людей, чью повседневную работу можно считать подвигом. Мало кто из них согласится с таким определением, поскольку чувство долга и личное мужество определяют дела, а не слова.
Военкор Авас
Один единственный автобус дважды в сутки ходил тогда по маршруту Амвросиевка — Донецк через Старобешево и другие населённые пункты региона. Многие водители в августе минувшего года просто отказывались садиться за руль, опасаясь за свою жизнь. И только Михаил ежедневно исправно отправлялся на своём автобусе в дорогу.
Уже сразу за городской чертой Амвросиевки автобус тормозили и досматривали нацгвардейцы, оборудовавшие на выезде хорошо укреплённый блокпост и нашпиговавшие лесопосадку боевой техникой. Вдоль автотрассы были установлены таблички с надписью: «мины». А на обелиске в честь освободителей Донбасса от немецко-фашистских захватчиков кощунственно трепыхался желто-голубой флаг.
Вооружённые автоматами оккупанты придирчиво проверяли и пассажиров, и водителя, хотя видели его по нескольку раз на день. Любой досмотр был опасным и тяжелым.
Однако водитель никогда не терял оптимизма, подбадривал и успокаивал своих земляков, особенно после досмотров, которые повторялись на пути неоднократно. Каратели искали то террористов, то заставляли девчат с распущенными волосами показывать шею — якобы выискивали снайперш, наносивших себе татуировку в виде следа рыси.
Но особенно горячие дни начались с середины августа, когда боевые действия переместились непосредственно на территорию Старобешевского района. Не раз опытному водителю приходилось сворачивать с асфальтированной трассы на просёлок, а то и прямо в поля. А по дороге с одиноким маленьким автобусом била артиллерия, рвались мины.
Побледневших от страха пассажиров Миша поддерживал песенкой фронтовых водителей: «А помирать нам рановато, есть у нас ещё дома дела!».
Дорога, как правило, была не только опасной, но и долгой. Понимая, что несмотря на военные действия людям надо добираться по своим делам: кому на работу, кому в больницу или аптеку Михаил всегда отвозил людей до пункта назначения. И его автобус всегда был забит до отказа.
Автобусное сообщение по этому маршруту прервалось всего на два-три дня, когда украинские вояки пытались прорваться по главной автотрассе Старобешевского района. Однако уже на следующий день после того как ополчение взяло под контроль эту территорию, Михаил снова отправился в рейс, справедливо рассудив, что война войной, а людям надо ехать.
Сам он не любит рассказывать об увиденном — десятках БТРов и танков, дымящихся вдоль трассы, о разлагающихся телах солдат, лежащих на обочине и в полях, о дороге, скользкой от крови.
В один из дней на степном участке дороги из-за утёса, сложенного осадочными породами, появилась большая группа вооружённых людей в потрёпанном камуфляже. Они начали стрелять в сторону автобуса, а Михаил дал по газам. Как выяснилось на ближайшем блок посту ополченцев, это были остатки разбитого оккупационного воинства. Они искали транспорт, на котором могли бы удрать из «котла».
Ополченцы порекомендовали Михаилу прицепить к кабине автобуса что-нибудь типа белого флага. Кто-то из пассажиров, медик, извлёк из сумки свой белый халат. Так с развевающимся халатом мы тогда и ехали до Амвросиевки.
…С тех пор прошло уже несколько месяцев, но Михаил и в осенний шторм, и в гололёдицу, и в аномальные морозы раз за разом отправляется в путь. Земляки недаром называют его фронтовым шофёром. Ведь пусть он перевозит мирных граждан, но в условиях войны обеспечение нормальной жизни тыла — тоже важная задача.
А сколько в Донбассе ещё таких людей, чью повседневную работу можно считать подвигом. Мало кто из них согласится с таким определением, поскольку чувство долга и личное мужество определяют дела, а не слова.
Военкор Авас
Источник - Русская весна