Урны для Донбасса
1 мая 2016
01.05.2016 - 5:00
О том, как Киев приближается к согласию на выборы в Новороссии — в материале «Свободной Прессы».
Руководство Украины готово разработать закон о проведении выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса и организовать их к лету. Об этом в интервью радиостанции «Голос Америки» рассказал замглавы МИД страны Вадим Пристайко.
«Мы готовы разработать этот закон, согласовать его и согласно этому закону срочно начать выборы, чтобы получить, желательно этим летом, уже легитимных представителей Луганска и Донецка, чтобы с ними вести переговоры», — сообщил Пристайко. Он добавил, что единственная возможность для Киева вести переговоры с Донбассом — это «иметь легальных представителей» в регионе.
Напомним, ранее, 20 апреля, Украина устами своего представителя в политической подгруппе Контактной группы на Минских переговорах Романа Бессмертного озвучила новое препятствие для проведения выборов в Донбассе — отсутствие возможности профинансировать эти выборы даже в случае обеспечения безопасности в регионе.
«Банковская система там не работает. Нужно восстановить режим реальной украинской власти, без этого государство не может финансировать выборы. В нынешних условиях любое финансирование будет означать финансирование незаконной власти», — заявил Бессмертный.
Иными словами, Киев в тот раз дал понять, что по-своему воспринимает порядок выполнения минского протокола, в котором сказано, что выборы должны предшествовать выводу иностранных формирований и передаче Украине контроля над границей. В Киеве вот уже год повторяют, что без предварительной реализации именно последних пунктов «Минска» выборы невозможны. Иначе на них, якобы, не обеспечить должный уровень безопасности как для наблюдателей, так и для кандидатов и их агитаторов.
Смысл украинской позиции в том, что выборы в Донбассе Киев согласится провести лишь в том случае, если ему отдадут регион без всяких предварительных условий, что вызывает большие вопросы относительно объективности таких выборов. Кроме того, украинская сторона требует возобновление вещания украинских каналов на территории ЛДНР.
«Украинская сторона иногда делает попытки разговаривать с нами языком ультиматумов, что крайне неприемлемо в любом переговорном процессе. Например, одно из требований для проведения выборов — полное возобновление вещания украинских телеканалов, в том числе и тех, которые открыто призывали к насилию против нашего народа, — заявила исполняющая обязанности министра иностранных дел и представитель ДНР на минских переговорах Наталья Никонорова. «И это одно из тех условий, с которым мы согласиться не можем».
Киев также настаивает на участие в выборах в Донбассе всех политических партий, действующих на территории Украины.
Напомним: проведение выборов в неподконтрольных Киеву территориях Донбасса является одним из ключевых пунктов политического урегулирования. Сроки этих выборов неоднократно переносились властями ДНР и ЛНР. Изначально те планировали провести выборы минувшей осенью. Однако в октябре 2015-го, после встречи «нормандской четверки» в Париже, власти республик согласились перенести местные выборы на февраль—апрель.
Это время давалось на то, чтобы Украина выполнила все взятые на себя по минским соглашениям обязательства: предоставила Донбассу особый статус и приняла поправки в конституцию, закон об амнистии всех участников конфликта. И отдельно — закон о выборах в Донбассе. При этом все это должно было быть согласованно с представителями ЛДНР. Однако Киев не выполнил ни одного из пунктов.
Полпред ДНР в контактной группе Денис Пушилин заявил, что из-за позиции Киева провести выборы в регионе в первом полугодии 2016 года невозможно. В результате их перенесли на 24 июля.
Между тем, еще осенью лидеры «нормандской четвёрки» установили сроки проведения выборов — первая половина 2016 года. 20 апреля глава МИД Франции Жан-Марк Эйро в жесткой форме дополнительно указал Киеву на необходимость выполнения своих обязательств.
Однако, несмотря на все возрастающее давление, 17 марта в Центральной избирательной комиссии Украины исключили проведение выборов на неконтролируемой территории Донбасса до 2018 года. В начале апреля украинский лидер Петр Порошенко заявил, что выборы в ДНР и ЛНР возможны только при осуществлении полицейской миссии ОБСЕ.
В итоге в настоящий момент властями ДНР и ЛНР выборы запланированы на 24 июля 2016 года.
— Слова Пристайко следует рассматривать в контексте действий двух высокопоставленных американок — помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд и постоянного представителя США в ООН Саманты Пауэр, — считает политический обозреватель Виктор Шапинов. — Нуланд в ходе визита в Киев и жесткого разговора с главами фракций украинского парламента настаивала на скорейшем принятии закона об «особом статусе» «некоторых районов Донецкой и Луганской областей», угрожая приостановить очередной транш кредитов МВФ.
Многие российские комментаторы начали на радостях писать, что, мол, американцы сейчас заставят Киев выполнять минские соглашения. Однако у Нуланд речь идет не об изменениях в конституцию, согласованных с ЛНР и ДНР (как в минских соглашениях), а о варианте изменений, подготовленном администрацией Порошенко и совершенно не устраивающем народные республики.
Второй «сигнал» дала Саманта Пауэр на специальном заседании Совбеза ООН по Украине. Она заявила, что выборы в Донбассе не могут состояться, так как там нет достаточного уровня безопасности, в том числе для миссии ОБСЕ.
Следует отметить, что очень «кстати», как раз перед данным заседанием Совбеза, созванным по инициативе Киева, произошла кровавая трагедия — обстрел ВСУ пункта перехода в Еленовке, в результате которого погибло четверо человек, в том числе беременная женщина.
Можем мы предположить, что перед этим из Вашингтона в Киев был звонок: «Неплохо было бы, если бы перед заседанием ООН у вас что-нибудь там постреляло…»? Думаю, можем. Исходя из этого, я полагаю, что усилия США направлены сейчас не на реальное выполнение минских соглашений, но на преодоление той ситуации, в которой все понимают, что виновен в приостановке мирного процесса именно Киев.
Поэтому будут сделаны какие-то шаги по имитации выполнения «Минска», в результате которых можно будет заявить, что тормозят процесс «сепаратисты» и Россия. Нечего и говорить о том, что выборы летом этого года не состоятся. Даже под давлением США, Верховная Рада вряд ли примет необходимый закон. Об этом свидетельствует заявление партии «Самопомич», которая потребовала увольнения замглавы МИД Вадима Пристайко, допустившего возможность проведения выборов на Донбассе.
«СП»: — Недавно Бессмертный заявлял, что у Киева банально нет денег на финансирование выборов. Так ли это? На то, чтобы повысить зарплату военным, значит, есть, а на выборы нет? Какие еще «отмазки» может применить Киев?
— «Отмазок» может быть бесконечное количество. Вот, Саманта Пауэр подсказала своим подопечным еще одну — отсутствие безопасности. Но дело не в поводах, а в причине. Сегодняшняя власть в Киеве не хочет и, по большому счету, не может выполнять минские соглашения.
— Главный вопрос — это голосование за означенные законы. В новой Раде у Порошенко достаточно голосов? А как же позиция спикера, который категорически против выполнения «Минска»?
— Глубинная причина тут в том, что все промайданные силы — как пропорошенковские, так и оппозиционные — не хотят возвращения Донбасса. С отделением Донбасса и Крыма электоральный баланс Украины резко сдвинулся в сторону прозападных и националистических сил. Возвращение нескольких миллионов избирателей, которые сейчас живут в ДНР и ЛНР, качнет маятник в обратную сторону. Состав ВР будет совсем другим.
Сопоставьте это с разочарованием в «революции достоинства» и вы поймете, что Киев не хочет возвращения Донбасса. Их устраивал военный возврат «территории, но не населения». Теперь это невозможно (хотя некоторые киевские политики до сих пор мечтают поступить с Донбассом так же, как в свое время с Сербской Краиной). Поэтому единственная стратегия Киева — затягивать и саботировать мирный процесс.
С другой стороны, США намерены давить на киевское руководство, чтобы формально изменения в конституцию были все-таки приняты. Тут уже вопрос заключается в том, что пересилит: страх перед американскими «патронами» или страх растерять поддержку шовинистической части избирателей.
— Как долго еще Донецк и Луганск готовы переносить выборы? Есть ли та красная черта, после которой они скажут: «Все, хватит! Пора прекращать этот цирк»!
— Нет, такой черты не будет. Все играют в игру: «Это не я виноват, что мирный процесс в тупике».
— Вы вообще верите, что какие-либо поправки и законы могут быть приняты «по согласованию»? Не слишком ли бескомпромиссны позиции обеих сторон?
— В настоящее время я в это не верю. По меньшей мере, пока серьезно не изменится баланс сил в Киеве, такое согласование, скорее всего, невозможно. На сегодня не сделано даже первого шага к такому согласованию.
— У любого исследователя новейшей украинской политики, особенно постмайданного периода, может сложиться ощущение, что там правая рука не ведает, что делает левая, — комментирует заявление Пристайко политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Именно поэтому рассматривать отдельные заявления отдельных чиновников по тем или иным поводам — не слишком продуктивно. За словами может вообще ничего не последовать, даже если это слова президента о решении «донбасского вопроса» за несколько часов или заявление премьер-министра о скором начале строительства «стены» по всей протяжённости украино-российской границы.
В целом же Киев как-то должен был отреагировать, хотя бы и в риторической форме, на призыв официального представителя Госдепа США Виктории Нуланд о необходимости провести в Донбассе выборы. Когда и если выборы будут проведены, это не станет гарантией их признания официальным Киевом.
— Насколько технически реально к лету принять закон и организовать выборы? Звучит фантастически…
— Технически этот вопрос вполне решаем. Достаточно вспомнить быстроту подготовки к референдуму в Крыму или же к референдумам в Донецкой и Луганской областях весной 2014 года. Проблема, однако, носит не технический, а политический характер. И связана она не с выстраиванием отношений между Киевом и республиками. И даже не между Киевом и Москвой.
Политический вопрос — соблюдение баланса интересов США, заинтересованных в сохранении Украины как рычага давления на Россию, и Германии, заинтересованной в нормализации отношений с нашей страной. Нормализация обстановки на Донбассе и начало диалога между Киевом, с одной стороны, и Донецком и Луганском, с другой, очевидно, в интересах Германии, но вряд ли в интересах США.
— Насколько эффективно давление Запада в плане выполнения «Минска» в целом, и выборов, в частности? Уже не первый месяц Киеву «в жесткой форме указывают на необходимость выполнения» и т. д.
— Запад не выступает сейчас консолидированной силой. На заре «Евромайдана» США и ЕС выступали с единых позиций, открыто поддерживая «мирных» протестующих с «коктейлями Молотова». А затем-де-факто поддержали силовое отстранение от власти тогдашнего президента Виктора Януковича. ЕС (читай — Германия) хотел расширить сферу своего влияния и получить доступ к новому рынку. США намеревались вырвать Украину из сферы влияния России, тем самым ослабив продвижение экономического и политического влияния РФ в западном направлении.
После перерастания «революции достоинства» в полномасштабную войну в Донбассе и начала санкционной войны с Россией, интересы ближнего Запада и, так сказать, дальнего Запада стали существенно расходиться. США продолжили и продолжают поддерживать Украину, потому как она служит их интересам в смысле сдерживания России.
Германия же всё больше раздражается сложившейся ситуацией, учитывая как негативное влияние на неё российских контрсанкций, так и тот факт, что постмайданная Украина оказалась существенно менее привлекательной для евроинтеграции, чем стабильная Украина Януковича.
В итоге Германия, поставив на «Евромайдан», проиграла, хотя пока это ещё не признаётся на высшем уровне.
Вместе с тем, надо отметить, что Германия и ЕС лишены возможности проводить самостоятельную внешнюю политику в отношении России и даже Украины. 172 военные базы США на территории Германии расположены не просто так. Именно поэтому Германия, скорее всего, выскажется за продолжение антироссийских санкций, в которых, конечно, для нее никакой пользы нет. Да и не было во время их введения.
— Недавно Бессмертный заявлял, что у Киева банально нет денег на финансирование выборов. А теперь откуда возьмутся?
— Украина-де-факто передала России всю ответственность за финансовое обеспечение «отдельных территорий Донецкой и Луганской областей». В этой связи вопрос о финансировании выборов Украиной не стоит на повестке дня. Как, впрочем, и вопрос о возвращении Донбасса в состав Украины.
— Как насчет включения украинских каналов и участия украинских партий, против чего категорически выступает Донбасс? В тексте «Минска» сказано, что все должно быть согласовано. Как можно согласовать подобные моменты?
— Технически здесь нет сложностей. При необходимости Киев может настоятельно рекомендовать украинским партиям не выставлять своих кандидатов на территориях ДНР и ЛНР. А с трансляцией украинских каналов могут случиться технические сбои. Решение о признании или непризнании официальным Киевом выборов на Донбассе будет принято безотносительно соблюдения этих пунктов властями ДНР и ЛНР.
— Если представить себе, что Киев все же выполняет обязательства, как вы видите эти выборы? Кто в них сможет принять участие, и у кого больше шансов на победу.
— При внешнем разнообразии политических групп, существующих в провозглашённых республиках Донбасса, их позиция по ключевым вопросам жизни региона совпадает с позицией РФ в отношении признания Крыма частью России. Она едина. Ждать каких-то неожиданностей на предстоящих выборах не приходится. Как несложно спрогнозировать и резко отрицательное отношение к ним со стороны значительной части украинских партий.
А вот что представить действительно трудно, так это рабочее взаимодействие представителей Донбасса с их украинскими коллегами, поддерживающими «АТО» или даже активно в ней участвующими.
Дмитрий Родионов
О том, как Киев приближается к согласию на выборы в Новороссии — в материале «Свободной Прессы».
Руководство Украины готово разработать закон о проведении выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса и организовать их к лету. Об этом в интервью радиостанции «Голос Америки» рассказал замглавы МИД страны Вадим Пристайко.
«Мы готовы разработать этот закон, согласовать его и согласно этому закону срочно начать выборы, чтобы получить, желательно этим летом, уже легитимных представителей Луганска и Донецка, чтобы с ними вести переговоры», — сообщил Пристайко. Он добавил, что единственная возможность для Киева вести переговоры с Донбассом — это «иметь легальных представителей» в регионе.
Напомним, ранее, 20 апреля, Украина устами своего представителя в политической подгруппе Контактной группы на Минских переговорах Романа Бессмертного озвучила новое препятствие для проведения выборов в Донбассе — отсутствие возможности профинансировать эти выборы даже в случае обеспечения безопасности в регионе.
«Банковская система там не работает. Нужно восстановить режим реальной украинской власти, без этого государство не может финансировать выборы. В нынешних условиях любое финансирование будет означать финансирование незаконной власти», — заявил Бессмертный.
Иными словами, Киев в тот раз дал понять, что по-своему воспринимает порядок выполнения минского протокола, в котором сказано, что выборы должны предшествовать выводу иностранных формирований и передаче Украине контроля над границей. В Киеве вот уже год повторяют, что без предварительной реализации именно последних пунктов «Минска» выборы невозможны. Иначе на них, якобы, не обеспечить должный уровень безопасности как для наблюдателей, так и для кандидатов и их агитаторов.
Смысл украинской позиции в том, что выборы в Донбассе Киев согласится провести лишь в том случае, если ему отдадут регион без всяких предварительных условий, что вызывает большие вопросы относительно объективности таких выборов. Кроме того, украинская сторона требует возобновление вещания украинских каналов на территории ЛДНР.
«Украинская сторона иногда делает попытки разговаривать с нами языком ультиматумов, что крайне неприемлемо в любом переговорном процессе. Например, одно из требований для проведения выборов — полное возобновление вещания украинских телеканалов, в том числе и тех, которые открыто призывали к насилию против нашего народа, — заявила исполняющая обязанности министра иностранных дел и представитель ДНР на минских переговорах Наталья Никонорова. «И это одно из тех условий, с которым мы согласиться не можем».
Киев также настаивает на участие в выборах в Донбассе всех политических партий, действующих на территории Украины.
Напомним: проведение выборов в неподконтрольных Киеву территориях Донбасса является одним из ключевых пунктов политического урегулирования. Сроки этих выборов неоднократно переносились властями ДНР и ЛНР. Изначально те планировали провести выборы минувшей осенью. Однако в октябре 2015-го, после встречи «нормандской четверки» в Париже, власти республик согласились перенести местные выборы на февраль—апрель.
Это время давалось на то, чтобы Украина выполнила все взятые на себя по минским соглашениям обязательства: предоставила Донбассу особый статус и приняла поправки в конституцию, закон об амнистии всех участников конфликта. И отдельно — закон о выборах в Донбассе. При этом все это должно было быть согласованно с представителями ЛДНР. Однако Киев не выполнил ни одного из пунктов.
Полпред ДНР в контактной группе Денис Пушилин заявил, что из-за позиции Киева провести выборы в регионе в первом полугодии 2016 года невозможно. В результате их перенесли на 24 июля.
Между тем, еще осенью лидеры «нормандской четвёрки» установили сроки проведения выборов — первая половина 2016 года. 20 апреля глава МИД Франции Жан-Марк Эйро в жесткой форме дополнительно указал Киеву на необходимость выполнения своих обязательств.
Однако, несмотря на все возрастающее давление, 17 марта в Центральной избирательной комиссии Украины исключили проведение выборов на неконтролируемой территории Донбасса до 2018 года. В начале апреля украинский лидер Петр Порошенко заявил, что выборы в ДНР и ЛНР возможны только при осуществлении полицейской миссии ОБСЕ.
В итоге в настоящий момент властями ДНР и ЛНР выборы запланированы на 24 июля 2016 года.
— Слова Пристайко следует рассматривать в контексте действий двух высокопоставленных американок — помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд и постоянного представителя США в ООН Саманты Пауэр, — считает политический обозреватель Виктор Шапинов. — Нуланд в ходе визита в Киев и жесткого разговора с главами фракций украинского парламента настаивала на скорейшем принятии закона об «особом статусе» «некоторых районов Донецкой и Луганской областей», угрожая приостановить очередной транш кредитов МВФ.
Многие российские комментаторы начали на радостях писать, что, мол, американцы сейчас заставят Киев выполнять минские соглашения. Однако у Нуланд речь идет не об изменениях в конституцию, согласованных с ЛНР и ДНР (как в минских соглашениях), а о варианте изменений, подготовленном администрацией Порошенко и совершенно не устраивающем народные республики.
Второй «сигнал» дала Саманта Пауэр на специальном заседании Совбеза ООН по Украине. Она заявила, что выборы в Донбассе не могут состояться, так как там нет достаточного уровня безопасности, в том числе для миссии ОБСЕ.
Следует отметить, что очень «кстати», как раз перед данным заседанием Совбеза, созванным по инициативе Киева, произошла кровавая трагедия — обстрел ВСУ пункта перехода в Еленовке, в результате которого погибло четверо человек, в том числе беременная женщина.
Можем мы предположить, что перед этим из Вашингтона в Киев был звонок: «Неплохо было бы, если бы перед заседанием ООН у вас что-нибудь там постреляло…»? Думаю, можем. Исходя из этого, я полагаю, что усилия США направлены сейчас не на реальное выполнение минских соглашений, но на преодоление той ситуации, в которой все понимают, что виновен в приостановке мирного процесса именно Киев.
Поэтому будут сделаны какие-то шаги по имитации выполнения «Минска», в результате которых можно будет заявить, что тормозят процесс «сепаратисты» и Россия. Нечего и говорить о том, что выборы летом этого года не состоятся. Даже под давлением США, Верховная Рада вряд ли примет необходимый закон. Об этом свидетельствует заявление партии «Самопомич», которая потребовала увольнения замглавы МИД Вадима Пристайко, допустившего возможность проведения выборов на Донбассе.
«СП»: — Недавно Бессмертный заявлял, что у Киева банально нет денег на финансирование выборов. Так ли это? На то, чтобы повысить зарплату военным, значит, есть, а на выборы нет? Какие еще «отмазки» может применить Киев?
— «Отмазок» может быть бесконечное количество. Вот, Саманта Пауэр подсказала своим подопечным еще одну — отсутствие безопасности. Но дело не в поводах, а в причине. Сегодняшняя власть в Киеве не хочет и, по большому счету, не может выполнять минские соглашения.
— Главный вопрос — это голосование за означенные законы. В новой Раде у Порошенко достаточно голосов? А как же позиция спикера, который категорически против выполнения «Минска»?
— Глубинная причина тут в том, что все промайданные силы — как пропорошенковские, так и оппозиционные — не хотят возвращения Донбасса. С отделением Донбасса и Крыма электоральный баланс Украины резко сдвинулся в сторону прозападных и националистических сил. Возвращение нескольких миллионов избирателей, которые сейчас живут в ДНР и ЛНР, качнет маятник в обратную сторону. Состав ВР будет совсем другим.
Сопоставьте это с разочарованием в «революции достоинства» и вы поймете, что Киев не хочет возвращения Донбасса. Их устраивал военный возврат «территории, но не населения». Теперь это невозможно (хотя некоторые киевские политики до сих пор мечтают поступить с Донбассом так же, как в свое время с Сербской Краиной). Поэтому единственная стратегия Киева — затягивать и саботировать мирный процесс.
С другой стороны, США намерены давить на киевское руководство, чтобы формально изменения в конституцию были все-таки приняты. Тут уже вопрос заключается в том, что пересилит: страх перед американскими «патронами» или страх растерять поддержку шовинистической части избирателей.
— Как долго еще Донецк и Луганск готовы переносить выборы? Есть ли та красная черта, после которой они скажут: «Все, хватит! Пора прекращать этот цирк»!
— Нет, такой черты не будет. Все играют в игру: «Это не я виноват, что мирный процесс в тупике».
— Вы вообще верите, что какие-либо поправки и законы могут быть приняты «по согласованию»? Не слишком ли бескомпромиссны позиции обеих сторон?
— В настоящее время я в это не верю. По меньшей мере, пока серьезно не изменится баланс сил в Киеве, такое согласование, скорее всего, невозможно. На сегодня не сделано даже первого шага к такому согласованию.
— У любого исследователя новейшей украинской политики, особенно постмайданного периода, может сложиться ощущение, что там правая рука не ведает, что делает левая, — комментирует заявление Пристайко политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Именно поэтому рассматривать отдельные заявления отдельных чиновников по тем или иным поводам — не слишком продуктивно. За словами может вообще ничего не последовать, даже если это слова президента о решении «донбасского вопроса» за несколько часов или заявление премьер-министра о скором начале строительства «стены» по всей протяжённости украино-российской границы.
В целом же Киев как-то должен был отреагировать, хотя бы и в риторической форме, на призыв официального представителя Госдепа США Виктории Нуланд о необходимости провести в Донбассе выборы. Когда и если выборы будут проведены, это не станет гарантией их признания официальным Киевом.
— Насколько технически реально к лету принять закон и организовать выборы? Звучит фантастически…
— Технически этот вопрос вполне решаем. Достаточно вспомнить быстроту подготовки к референдуму в Крыму или же к референдумам в Донецкой и Луганской областях весной 2014 года. Проблема, однако, носит не технический, а политический характер. И связана она не с выстраиванием отношений между Киевом и республиками. И даже не между Киевом и Москвой.
Политический вопрос — соблюдение баланса интересов США, заинтересованных в сохранении Украины как рычага давления на Россию, и Германии, заинтересованной в нормализации отношений с нашей страной. Нормализация обстановки на Донбассе и начало диалога между Киевом, с одной стороны, и Донецком и Луганском, с другой, очевидно, в интересах Германии, но вряд ли в интересах США.
— Насколько эффективно давление Запада в плане выполнения «Минска» в целом, и выборов, в частности? Уже не первый месяц Киеву «в жесткой форме указывают на необходимость выполнения» и т. д.
— Запад не выступает сейчас консолидированной силой. На заре «Евромайдана» США и ЕС выступали с единых позиций, открыто поддерживая «мирных» протестующих с «коктейлями Молотова». А затем-де-факто поддержали силовое отстранение от власти тогдашнего президента Виктора Януковича. ЕС (читай — Германия) хотел расширить сферу своего влияния и получить доступ к новому рынку. США намеревались вырвать Украину из сферы влияния России, тем самым ослабив продвижение экономического и политического влияния РФ в западном направлении.
После перерастания «революции достоинства» в полномасштабную войну в Донбассе и начала санкционной войны с Россией, интересы ближнего Запада и, так сказать, дальнего Запада стали существенно расходиться. США продолжили и продолжают поддерживать Украину, потому как она служит их интересам в смысле сдерживания России.
Германия же всё больше раздражается сложившейся ситуацией, учитывая как негативное влияние на неё российских контрсанкций, так и тот факт, что постмайданная Украина оказалась существенно менее привлекательной для евроинтеграции, чем стабильная Украина Януковича.
В итоге Германия, поставив на «Евромайдан», проиграла, хотя пока это ещё не признаётся на высшем уровне.
Вместе с тем, надо отметить, что Германия и ЕС лишены возможности проводить самостоятельную внешнюю политику в отношении России и даже Украины. 172 военные базы США на территории Германии расположены не просто так. Именно поэтому Германия, скорее всего, выскажется за продолжение антироссийских санкций, в которых, конечно, для нее никакой пользы нет. Да и не было во время их введения.
— Недавно Бессмертный заявлял, что у Киева банально нет денег на финансирование выборов. А теперь откуда возьмутся?
— Украина-де-факто передала России всю ответственность за финансовое обеспечение «отдельных территорий Донецкой и Луганской областей». В этой связи вопрос о финансировании выборов Украиной не стоит на повестке дня. Как, впрочем, и вопрос о возвращении Донбасса в состав Украины.
— Как насчет включения украинских каналов и участия украинских партий, против чего категорически выступает Донбасс? В тексте «Минска» сказано, что все должно быть согласовано. Как можно согласовать подобные моменты?
— Технически здесь нет сложностей. При необходимости Киев может настоятельно рекомендовать украинским партиям не выставлять своих кандидатов на территориях ДНР и ЛНР. А с трансляцией украинских каналов могут случиться технические сбои. Решение о признании или непризнании официальным Киевом выборов на Донбассе будет принято безотносительно соблюдения этих пунктов властями ДНР и ЛНР.
— Если представить себе, что Киев все же выполняет обязательства, как вы видите эти выборы? Кто в них сможет принять участие, и у кого больше шансов на победу.
— При внешнем разнообразии политических групп, существующих в провозглашённых республиках Донбасса, их позиция по ключевым вопросам жизни региона совпадает с позицией РФ в отношении признания Крыма частью России. Она едина. Ждать каких-то неожиданностей на предстоящих выборах не приходится. Как несложно спрогнозировать и резко отрицательное отношение к ним со стороны значительной части украинских партий.
А вот что представить действительно трудно, так это рабочее взаимодействие представителей Донбасса с их украинскими коллегами, поддерживающими «АТО» или даже активно в ней участвующими.
Дмитрий Родионов
Источник - Русская весна