Обама готовится к «звездным войнам»
28 мая 2016
28.05.2016 - 8:00
Янки всерьез взялись за планы «звездных войн», пишет «Свободная Пресса».
Такой вывод можно сделать из краткого уведомления от имени президента США Барака Обамы о том, что американское правительство разработало и передало на рассмотрение Конгресса США доклад о сдерживании «противников» в космическом пространстве.
В четверг, 26 мая, текст уведомления распространила пресс-служба Белого дома.
В нем сказано, что в правительственном докладе (он засекречен) излагается «интегрированная политика, направленная на сдерживание противников в космосе», и подчеркивается, что документ является «продуктом межведомственного процесса». Его цель — «сократить риски для США и их союзников в космосе», а также «защитить и сохранить доступ к околоземному пространству» и «свободу действий» в нем.
«Успех потребует многолетних усилий со стороны всех министерств и ведомств», — говорится в уведомлении.
Напомним, в начале мая The Washington Post писала, что, по мнению Пентагона, Россия и Китай разрабатывают технологии, которые могут выводить из строя инфраструктуру национальной безопасности США в космосе. А замгоссекретаря США по контролю над вооружениями Фрэнк Роуз заявил тогда об обеспокоенности Вашингтона из-за продолжающегося развития Россией и Китаем противоспутникового оружия.
Как сообщала «СП», речь может идти о российской противоракете, создающейся в рамках ОКР «Нудоль», которая способна уничтожать спутники на низких орбитах. О ее испытании американские СМИ сообщили в декабре 2015-го года. Кроме того, Штаты подозревают, что российский военный спутник «Космос-2504» неспроста отрабатывал в июле 2015-го маневры по сближению с разгонным блоком, который выводил его на орбиту.
В Пентагоне решили, что «такая возможность маневрирования, пусть и необязательно, говорит о том, что речь идет об антиспутниковом оружии», — об этом сообщил американский сайт Spacenews со ссылкой на официального представителя ВВС США.
Так или иначе, но в 2016 году Пентагон собирается потратить на космические программы внушительную сумму в 22 млрд. долларов.
Кроме того, на космические исследования будет дополнительно потрачено еще 5 млрд., в том числе 2 млрд долларов направят на «космический контроль», который якобы включает строго засекреченную программу по наступательным действиям.
Означает ли это, что мы стоим на пороге космической гонки вооружений?
— Еще в 1964 году в Советском Союзе были начаты работы по созданию пилотируемой космической станции «Алмаз», которая разрабатывалась по заказу Министерства обороны, — отмечает военный эксперт Владимир Щербаков.
— Этот комплекс, работы по которому велись в КБ Владимира Челомея, включал орбитальную станцию весом в 17,8 тонн и объемом около 100 кубометров, транспортный корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата. Комплекс мог сбивать вражеские спутники, вести разведку и наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты.
В частности, станция получила на вооружение 23-мм автоматическую пушку «Щит-1», специально переработанную для стрельбы в вакууме. В дальнейшем появилась и система «Щит-2» с двумя ракетами «космос-космос».
А с 1975 года в СССР стали разрабатываться наземные лазерные комплексы. Одновременно велись интенсивные работы по отработке сопровождения космических целей и баллистических ракет. Работы по противоспутниковой и противоракетной программе возглавлял лауреат нобелевской премии по физике Николай Геннадиевич Басов. В 1994 году он так оценил ее итоги: «Мы здорово продвинули лазеры…»
Однако в августе 1983 года Советский Союз в одностороннем порядке объявил мораторий на испытания противоспутникового оружия, условия которого до настоящего времени соблюдает Россия.
Другой вопрос — что осталось сегодня от советских разработок. В сентябре 2015 года стало известно, что Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева возобновит работы по лазерному комплексу авиационного базирования (ЛКАБ), скрывавшегося в СССР под шифром А-60. Комплекс предназначается для борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника.
Над проектом в советское время работали специалисты ТАНТК им. Г. М. Бериева совместно с ЦКБ «Алмаз». Тогда на базе транспортного Ил-76 было создано два таких комплекса, и выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — аэростату на высоте 30–40 км.
Возобновление работ над ЛКАБ позволяет предположить, что исследовательские и опытно-конструкторские работы могут продолжаться и по некоторым другим направлениям. Но доподлинно об этом ничего не известно.
— То есть США, говоря, что РФ разрабатывает технологии по выводу из строя инфраструктуры американской нацбезопасности в космосе, не так уж неправы?
— Мы не знаем, какой разведывательной информацией располагают американцы. Каких-либо конкретных фактов в подтверждение своих слов Белый дом не приводит, и ни в чем Москву не обвиняет. Поэтому заявление США в отношении России выглядят, скорее, как надуманный предлог, который позволяет оправдать собственные американские разработки в сфере военного космоса.
А вот Китай действительно разрабатывает противоспутниковое оружие. По данным Госдепартамента США, Китай в 2014–2015 годах провел ряд испытаний ракеты, предназначенной для уничтожения спутников на околоземной орбите. А самое серьезное испытание противоспутникового оружия китайцы провели в январе 2007 года. Тогда КНР уничтожила свой старый метеоспутник с использованием баллистической ракеты, на высоте 865 километров над поверхностью Земли.
Впрочем, аналогичное испытание год спустя провели и США. В феврале 2008-го они сбили противоракетой SM-3, запущенной с борта крейсера Lake Erie, американский спутник-шпион USA-193. Испытания прошли под благовидным предлогом — спутник якобы вышел на нерасчетно низкую орбиту.
Россия такие испытания не проводила. Именно потому мы находимся в выгодной политической позиции страны, действия которой не могут служить предлогом для развязывания космической гонки вооружений, и которая последовательно выступает за мирное освоение космоса.
Замечу, что и сейчас в США ведутся масштабные работы по военно-космической тематике. Достаточно напомнить, что с 1999 года американцы разрабатывают экспериментальный космолет X-37B. Начинали эту работу в NASA, а сейчас созданием космоплана занимается секретное подразделение Военно-воздушных сил США.
Предназначение X-37B, судя по секретности, которая окружает все, что с ним связано, имеет в основном военный характер.
Прототипы уже трижды побывали в космосе, и каждый раз успешно возвращались назад на Землю на автопилоте, и садились на посадочной полосе базы ВВС США Ванденберг.
Согласно официальной версии, Х-37 В будет использоваться для доставки на орбиту различных грузов. Но еще в 2006-м мелькала информация, что Х-37 В готовят для роли космического рейнджера. По некоторым оценкам, боевые модификации космолета уже сейчас можно оснащать лазерными и плазменными пушками, а также размещать на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками, что позволит поражать из космоса любую цель на Земле.
— Каковы шансы, что в космосе развернется гонка вооружений?
— Перспектива военного освоения космоса, на мой взгляд, достаточно ясная. Размещение в космосе ядерного оружия и оружия массового поражения запрещено на основании договора между США и СССР, вступившего в силу 10 октября 1967 года, к которому потом присоединились около 100 стран.
Договор запрещает размещать такое оружие на земной орбите, на Луне или любом другом небесном теле, в том числе на борту космических станций. Плюс, договор предусматривает использование любых небесных тел, в том числе Луны, лишь в мирных целях. Он прямо запрещает их использование для проведения испытаний любых видов оружия, создания военных баз, а также проведения военных маневров. Тем не менее, договор не запрещает размещение на земной орбите обычных видов вооружений.
Но надо понимать: никаких санкций за выход из этого договора не предусмотрено. Это значит, что если те же США захотят выйти из него, они легко это сделают. Как это происходит на практике, мы уже видели на примере договора об ограничении систем ПРО. В декабре 2001 администрация Джорджа Буша-младшего просто уведомила Россию, что с 12 июня 2002 года договор по ПРО закончит свое существование.
На мой взгляд, эта история имеет все шансы повториться и в случае с договором о неразмещении в космосе оружия массового поражения. В этом случае, понятно, и другие страны соблюдать этот договор не станут, и космическая гонка вооружений очень быстро начнет набирать обороты…
— США пытаются провести ревизию договоренностей о мирном космосе, — уверен главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Думаю, уже в ближайшие годы американцы-де-факто — или даже-де-юре, — будут обходить запрет на развертывание оружия в космосе.
Что касается России, сложно сказать, в каком состоянии находится наши разработки в области противоспутникового оружия. Думаю, наработки 1970–1980 годов никуда не делись. Понятно, что с тех пор полностью изменилась элементная база, наука далеко шагнула вперед, но какие-то заделы у нас точно есть.
Я имею в виду и расконсервированный проект ЛКАБ, и разработки противоспутникового оружия на низких орбитах на базе систем С-500.
Так что у России есть чем ответить Америке. Другое дело, насколько политики США и РФ готовы отбросить прежние договоренности, и открыто перейти к военному освоению космоса…
Андрей Полунин
Янки всерьез взялись за планы «звездных войн», пишет «Свободная Пресса».
Такой вывод можно сделать из краткого уведомления от имени президента США Барака Обамы о том, что американское правительство разработало и передало на рассмотрение Конгресса США доклад о сдерживании «противников» в космическом пространстве.
В четверг, 26 мая, текст уведомления распространила пресс-служба Белого дома.
В нем сказано, что в правительственном докладе (он засекречен) излагается «интегрированная политика, направленная на сдерживание противников в космосе», и подчеркивается, что документ является «продуктом межведомственного процесса». Его цель — «сократить риски для США и их союзников в космосе», а также «защитить и сохранить доступ к околоземному пространству» и «свободу действий» в нем.
«Успех потребует многолетних усилий со стороны всех министерств и ведомств», — говорится в уведомлении.
Напомним, в начале мая The Washington Post писала, что, по мнению Пентагона, Россия и Китай разрабатывают технологии, которые могут выводить из строя инфраструктуру национальной безопасности США в космосе. А замгоссекретаря США по контролю над вооружениями Фрэнк Роуз заявил тогда об обеспокоенности Вашингтона из-за продолжающегося развития Россией и Китаем противоспутникового оружия.
Как сообщала «СП», речь может идти о российской противоракете, создающейся в рамках ОКР «Нудоль», которая способна уничтожать спутники на низких орбитах. О ее испытании американские СМИ сообщили в декабре 2015-го года. Кроме того, Штаты подозревают, что российский военный спутник «Космос-2504» неспроста отрабатывал в июле 2015-го маневры по сближению с разгонным блоком, который выводил его на орбиту.
В Пентагоне решили, что «такая возможность маневрирования, пусть и необязательно, говорит о том, что речь идет об антиспутниковом оружии», — об этом сообщил американский сайт Spacenews со ссылкой на официального представителя ВВС США.
Так или иначе, но в 2016 году Пентагон собирается потратить на космические программы внушительную сумму в 22 млрд. долларов.
Кроме того, на космические исследования будет дополнительно потрачено еще 5 млрд., в том числе 2 млрд долларов направят на «космический контроль», который якобы включает строго засекреченную программу по наступательным действиям.
Означает ли это, что мы стоим на пороге космической гонки вооружений?
— Еще в 1964 году в Советском Союзе были начаты работы по созданию пилотируемой космической станции «Алмаз», которая разрабатывалась по заказу Министерства обороны, — отмечает военный эксперт Владимир Щербаков.
— Этот комплекс, работы по которому велись в КБ Владимира Челомея, включал орбитальную станцию весом в 17,8 тонн и объемом около 100 кубометров, транспортный корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата. Комплекс мог сбивать вражеские спутники, вести разведку и наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты.
В частности, станция получила на вооружение 23-мм автоматическую пушку «Щит-1», специально переработанную для стрельбы в вакууме. В дальнейшем появилась и система «Щит-2» с двумя ракетами «космос-космос».
А с 1975 года в СССР стали разрабатываться наземные лазерные комплексы. Одновременно велись интенсивные работы по отработке сопровождения космических целей и баллистических ракет. Работы по противоспутниковой и противоракетной программе возглавлял лауреат нобелевской премии по физике Николай Геннадиевич Басов. В 1994 году он так оценил ее итоги: «Мы здорово продвинули лазеры…»
Однако в августе 1983 года Советский Союз в одностороннем порядке объявил мораторий на испытания противоспутникового оружия, условия которого до настоящего времени соблюдает Россия.
Другой вопрос — что осталось сегодня от советских разработок. В сентябре 2015 года стало известно, что Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева возобновит работы по лазерному комплексу авиационного базирования (ЛКАБ), скрывавшегося в СССР под шифром А-60. Комплекс предназначается для борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника.
Над проектом в советское время работали специалисты ТАНТК им. Г. М. Бериева совместно с ЦКБ «Алмаз». Тогда на базе транспортного Ил-76 было создано два таких комплекса, и выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — аэростату на высоте 30–40 км.
Возобновление работ над ЛКАБ позволяет предположить, что исследовательские и опытно-конструкторские работы могут продолжаться и по некоторым другим направлениям. Но доподлинно об этом ничего не известно.
— То есть США, говоря, что РФ разрабатывает технологии по выводу из строя инфраструктуры американской нацбезопасности в космосе, не так уж неправы?
— Мы не знаем, какой разведывательной информацией располагают американцы. Каких-либо конкретных фактов в подтверждение своих слов Белый дом не приводит, и ни в чем Москву не обвиняет. Поэтому заявление США в отношении России выглядят, скорее, как надуманный предлог, который позволяет оправдать собственные американские разработки в сфере военного космоса.
А вот Китай действительно разрабатывает противоспутниковое оружие. По данным Госдепартамента США, Китай в 2014–2015 годах провел ряд испытаний ракеты, предназначенной для уничтожения спутников на околоземной орбите. А самое серьезное испытание противоспутникового оружия китайцы провели в январе 2007 года. Тогда КНР уничтожила свой старый метеоспутник с использованием баллистической ракеты, на высоте 865 километров над поверхностью Земли.
Впрочем, аналогичное испытание год спустя провели и США. В феврале 2008-го они сбили противоракетой SM-3, запущенной с борта крейсера Lake Erie, американский спутник-шпион USA-193. Испытания прошли под благовидным предлогом — спутник якобы вышел на нерасчетно низкую орбиту.
Россия такие испытания не проводила. Именно потому мы находимся в выгодной политической позиции страны, действия которой не могут служить предлогом для развязывания космической гонки вооружений, и которая последовательно выступает за мирное освоение космоса.
Замечу, что и сейчас в США ведутся масштабные работы по военно-космической тематике. Достаточно напомнить, что с 1999 года американцы разрабатывают экспериментальный космолет X-37B. Начинали эту работу в NASA, а сейчас созданием космоплана занимается секретное подразделение Военно-воздушных сил США.
Предназначение X-37B, судя по секретности, которая окружает все, что с ним связано, имеет в основном военный характер.
Прототипы уже трижды побывали в космосе, и каждый раз успешно возвращались назад на Землю на автопилоте, и садились на посадочной полосе базы ВВС США Ванденберг.
Согласно официальной версии, Х-37 В будет использоваться для доставки на орбиту различных грузов. Но еще в 2006-м мелькала информация, что Х-37 В готовят для роли космического рейнджера. По некоторым оценкам, боевые модификации космолета уже сейчас можно оснащать лазерными и плазменными пушками, а также размещать на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками, что позволит поражать из космоса любую цель на Земле.
— Каковы шансы, что в космосе развернется гонка вооружений?
— Перспектива военного освоения космоса, на мой взгляд, достаточно ясная. Размещение в космосе ядерного оружия и оружия массового поражения запрещено на основании договора между США и СССР, вступившего в силу 10 октября 1967 года, к которому потом присоединились около 100 стран.
Договор запрещает размещать такое оружие на земной орбите, на Луне или любом другом небесном теле, в том числе на борту космических станций. Плюс, договор предусматривает использование любых небесных тел, в том числе Луны, лишь в мирных целях. Он прямо запрещает их использование для проведения испытаний любых видов оружия, создания военных баз, а также проведения военных маневров. Тем не менее, договор не запрещает размещение на земной орбите обычных видов вооружений.
Но надо понимать: никаких санкций за выход из этого договора не предусмотрено. Это значит, что если те же США захотят выйти из него, они легко это сделают. Как это происходит на практике, мы уже видели на примере договора об ограничении систем ПРО. В декабре 2001 администрация Джорджа Буша-младшего просто уведомила Россию, что с 12 июня 2002 года договор по ПРО закончит свое существование.
На мой взгляд, эта история имеет все шансы повториться и в случае с договором о неразмещении в космосе оружия массового поражения. В этом случае, понятно, и другие страны соблюдать этот договор не станут, и космическая гонка вооружений очень быстро начнет набирать обороты…
— США пытаются провести ревизию договоренностей о мирном космосе, — уверен главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Думаю, уже в ближайшие годы американцы-де-факто — или даже-де-юре, — будут обходить запрет на развертывание оружия в космосе.
Что касается России, сложно сказать, в каком состоянии находится наши разработки в области противоспутникового оружия. Думаю, наработки 1970–1980 годов никуда не делись. Понятно, что с тех пор полностью изменилась элементная база, наука далеко шагнула вперед, но какие-то заделы у нас точно есть.
Я имею в виду и расконсервированный проект ЛКАБ, и разработки противоспутникового оружия на низких орбитах на базе систем С-500.
Так что у России есть чем ответить Америке. Другое дело, насколько политики США и РФ готовы отбросить прежние договоренности, и открыто перейти к военному освоению космоса…
Андрей Полунин
Источник - Русская весна