Медиа Пульс » Главные новости » Минск и будущие договоренности

Минск и будущие договоренности

11 июня 2016
11.06.2016 - 4:00
Минск и будущие договоренности

Белоруссия не собирается подвергать сомнению и ревизии союзные соглашения с Российской Федерацией. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил посол Республики Беларусь на Украине Валентин Величко, отметивший, что всем известно отношение его страны к НАТО.
«Более того: мы имеем договоры, и не хотелось бы подвергать их сегодня каким-то анализам или дискуссиям, — подчеркнул дипломат. — Они приняты. У нас есть белорусско-российский союз и государство, что тоже многим не нравится. Там есть общие вооруженные силы, силы ПВО. Поскольку сегодня вооруженные силы НАТО находятся на границе с нашей страной, то мы тот буфер, дальше которого нет. Они на территории Польши. Поэтому нам не нужны сверхзвуковые самолеты, которые взлетают — и уже за границей. Мы небольшая страна, но договоренности, которые есть, они у нас, извините, будут неуклонно выполняться. Я это говорю с уверенностью как представитель страны, потому что имею на это все полномочия».
Величко также рассказал, что западные эксперты убеждали белорусов в необходимости проводить определенные реформы, чтобы получить кредиты от международных финансовых институтов и попрекали Белоруссию дотированием сельского хозяйства и доминированием госсобственности в промышленности, пишет Свободная Пресса.
«Но это же решение страны, — подчеркнул дипломат. — Почему сегодня кто-то должен так определять? Что касается таможенного союза, Союза Белоруссии и России и единого экономического союза, то я не хотел бы, чтобы мы подвергали анализу международные договоры, которые приняты и действуют. Можно задавать какие-то вопросы, но это все прописано, найдены оптимальные решения, которые наилучшим образом отражают интересы той или иной страны».
Отметим, что столь конкретное заявление прозвучало после того, как экс-посол в РБ Роман Бессмертный заявил, обращаясь к Валентину Величко, что союз с Россией чреват для Белоруссии войной на ее территории.
«Нынешняя разнополярность в современной и будущей судьбе Украины и Беларуси — это основа для дальнейшего обострения ситуации в этом регионе и стимулирование конфликтов, в том числе и таких, в которых находится Украина, — утверждает политик. — Я имею в виду войну с РФ, поскольку я ее воспринимаю только так. Это есть уроком для нашего соседа, для Республики Беларусь…
Обратите внимание сейчас на события на севере Казахстана. Уважаемому господину послу на прощание я хочу сказать только одну фразу. Нахождение в этом объединении [в союзе с РФ] совсем не гарантирует безопасности. Более того: оно провоцирует эту проблему, но только не на западной или южной, а на восточной границе Беларуси».
«Я уже неоднократно публично и непублично просил обратить внимание, что происходит легально и нелегально на территории Витебской и Гомельской областей, — добавил Бессмертный. — Сколько я пытался достучаться до казахстанских коллег — обратите внимание на этот регион. Но все думали, что действующие системы смогут удержать ситуацию. Еще раз акцентирую: нахождение в том, что называется ОДКБ, Таможенный союз, Евразийское экономическое пространство, не только не гарантирует, а стимулирует этот конфликт».
При этом Величко заверил, что Минск поддерживает целостность Украины и выступает против ее федерализации, а также в том, что с территории Белоруссии на Украину не будет военного вторжения со стороны третьих стран.
«Руководителем нашей страны была дана однозначная оценка: с нашей земли никогда не будет агрессии и не будет позволено никакой третье стране производить агрессию», — заверил дипломат.
«И было сказано, что целостность Украины, никакой федерации — это все поддерживается. Как будут идти минские переговоры? Мы — площадка и делаем все возможное, чтобы минимизировать последствия. мы понимаем, насколько это тяжело».
Напомним, в конце мая в город Клинцы Брянской области была переброшена 28-я мотострелковая бригада вооруженных сил России из Екатеринбурга. Это вызвало резко негативную реакцию не только на Украине, что предсказуемо, но и в Белоруссии, при этом антироссийскую истерию поддержали не только оппозиционные СМИ, подхватившие украинскую версию о том, что Москва готовит для Белоруссии повторение сценария Крымской весны.
— Власти Белоруссии мечутся, — полагает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачев.
— Они ведут себя, как самая младшая сестра, которая пытается или выбрать между двумя поссорившимися старшими, либо помирить их. Белоруссия действительно здесь нейтральна, и по-другому быть не может, ибо в стране есть разные мнения по поводу событий в Донбассе. Что касается посадок, что в Белоруссии сажают и ополченцев Донбасса, и украинских радикалов. Лукашенко пытается предотвратить любую опасность. С одной стороны, превращения в Белорусский федеральный округ РФ (об этом речи нет, но страхи такие в стране есть), с другой — в нечто похожее на русофобскую полуколонию Запада. О военных обязательствах тут говорить не приходится — войны между Россией и Украиной нет.
— Величко заявил, что его страна поддерживает целостность Украины и выступает против ее федерализации. А как же условия «Минска»? Там ведь именно о федерализации говорится…
— Белоруссия не является стороной Минских соглашений, и вольна говорить, что угодно. Они не поддерживают федерализацию Украины, поскольку в будущем нечто похожее придётся осуществлять и в Белоруссии. Есть относительно пропольский и католический Гродно, есть православные и пророссийские Могилёв и Витебск. Белоруссия — тоже страна неоднородная, и её власти боятся любого намёка на повторение украинского сценария.
— По словам Величко, у России и Белоруссии есть союзные обязательства другом перед другом, и они не подлежат пересмотру. При этом Лукашенко на каждом шагу говорит, что он не планирует размещать на территории Белоруссии российские войска. Что это за союз такой? Америка вон полмира утыкала своими военными базами?
— Лукашенко ведёт себя во многом так, как бы ему позволяем. Мы недостаточно на него давим в данном вопросе, но не факт, что у нас есть силы надавить сильнее без ущерба для себя. У США больше сил и возможностей давить на союзников. Базу в Белоруссии поставить сложно по той причине, что часть населения и политической элиты будет категорически возражать против этого, опасаясь повторения крымского сценария. Сам же Лукашенко предпочитает лавировать между Россией и Западом, и делать резкий крен в одну или другую сторону не хочет.
— Величко назвал Белоруссию буфером для НАТО. Так ли это? Будет ли НАТО пытаться перешагнуть этот «буфер»?
— Перешагнуть буфер — это значит включить Белоруссию в НАТО или сделать её союзницей альянса. Первое просто невозможно, и в Брюсселе отдают себе в этом отчёт. Над вторым на Западе работают день и ночь, чтобы в Минске у власти оказался прозападный режим. Что касается Лукашенко, то для него такой вариант невозможен. И он на него не пойдёт, как не пойдёт и на создание российской военной базы.
— Белоруссию связывают с Россией не только отношения военного союза, но и экономического. В свое время Европа пыталась и Белоруссию затащить в «восточное партнерство». Можно ли сказать, что эта попытка провалилась окончательно?
— Нет, нельзя. Попытки сильнее вовлечь Белоруссию в деятельность «Восточного партнёрства» продолжатся, и данный вопрос стоит на повестке дня. До трети белорусского торгового оборота приходится на Европу, и само руководство страны подчёркивает, что будет развивать экономические связи и на западе, и на востоке. Так что в том или ином виде Белоруссия останется в «Восточном партнёрстве», хотя и с ЕАЭС рвать не станет.
— Почему с Белоруссией не получилось, а с Украиной получилось?
— Белоруссия — страна неоднородная, но там нет своей Галиции, выступающей в качестве русофобского ядра. Уровень неприятия России и русских там изначально ниже, чем на Украине. Кроме того, в Белоруссии есть жёсткая власть, которая не дала в полной мере разгуляться иностранным фондам и доморощенным боевикам. Тем не менее, работа над тем, чтобы сделать из Белоруссии вторую Украину, ведётся. И опасность превращения её в более мягкий вариант нынешней Украины существует. И Россия просто обязана работать на упреждение такого сценария. Чего она, к сожалению, в должной мере не делает.
— Минск пытается вести свою игру, причём получается у него это более чем успешно, — считает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Формально существующие договоры о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь не предполагают обязательного единства мнения руководства обеих стран во всех вопросах внешней политики.
Ряд заявлений президента Александра Лукашенко или белорусских чиновников высокого ранга зачастую трактуется в России как недружественные, если не сказать — предательские. В этой связи возникает необходимость выработать механизмы, обеспечивающие согласованность внешней политики РФ и РБ. Но даже разговоры об этом в Минске, очевидно, будут интерпретироваться как желание подмять под себя белорусский суверенитет.
Даже во времена обеих мировых войн и Холодной войны у европейских государств была опция нейтральности. Была, например, Югославия, которая, несмотря на социалистический строй, не входила ни в советский блок, ни в западный, стараясь поддерживать дружеские отношения со всеми. Сейчас европейские страны, в том числе Белоруссия, практически лишены возможности быть нейтральными, даже если они этого очень хотят.
— По словам Величко, «у нас есть белорусско-российский союз и государство». А он есть? Не на бумаге, а в реальности?
— Есть или нет в реальности российско-белорусский союз, как и есть ли жизнь на Марсе, — вопрос неоднозначный. Скажем, я был в марте на проходившем в Смоленском гуманитарном университете российско-белорусском круглом столе «Цивилизационные основы государственности России и Белоруссии». Мероприятие как раз было посвящено двадцатилетию Союзного государства. В целом мнения высказывались довольно скептические. То есть, при значительной поддержке населения обеих стран интеграционных процессов, в настоящее время нельзя говорить о существовании Союзного государства в полном смысле слова. Интересной идеей является включение в интеграционные процессы третьего государства, которым могла бы стать Сербия.
— Насколько украинский конфликт сыграл на руку Лукашенко? Многие называют его едва ли не единственным выгодоприобретателем. Лукашенко действительно видит себя в роли успешного миротворца и верит, что сможет повлиять на ситуацию?
— Главным выгодоприобретателем от украинского конфликта является Вашингтон, который, в отличие от Берлина, получил всё, чего хотел, безоговорочно поддержав государственный переворот в Киеве и политику нового украинского руководства. Вашингтон получил антироссийскую Украину и максимальное ухудшение отношений между Москвой и Берлином с 1945 года.
Президенту Лукашенко, безусловно, приятно, что он из «предпоследнего диктатора Европы» стал миротворцем в глазах некоторой части граждан. Основной урок, однако, для белорусского президента был в том, что, во-первых, с оппозицией нельзя договариваться, ей нужно только ставить условия, а, во-вторых, что сидеть на двух стульях одновременно, как это пытался сделать бывший президент Украины Янукович, не получается, поэтому когда-нибудь придётся делать однозначный выбор внешнеполитической ориентации.
— Роман Бессмертный пытается убедить Величко, что союз с Россией чреват для Белоруссии войной на ее территории. В более широком смысле официальный Киев пытается убедить Минск разорвать союз с Москвой? Это вообще реально? Вы можете представить себе ситуацию, в которой Минск предпочтет Европу, как это сделала Украина?
— Вплоть до самого государственного переворота и бегства президента Януковича, господствующим в России мнением по поводу украинских событий было то, что «никуда Украина от нас не денется» и что «перебесятся и успокоятся». Отмечу также, что книга вашего покорного слуги «Иллюзия свободы: куда ведут Украину новые бандеровцы», вышедшая ровно за год до переворота, и правильно, как оказалось, предсказывавшая ту траекторию, куда двигалась страна, была воспринята многими как «сгущение красок». Говорили, что автор слишком много внимания уделяет фактору влияния украинского национализма на политику государства, который, говорили они, минимален и является уделом маргинальных групп в Галичине.
Украинские события должны были бы, по идее, научить русских более внимательно следить за тем, что происходит у них в приграничье, тем более — в тех странах, которые называют братскими. Но куда там! «Белоруссия всегда будет на нашей стороне», «Батька, конечно, себе на уме, но он не подведёт», «Минск не продастся Западу» — доминирующие тезисы в неэкспертном сообществе.
Даже если предположить, что президент Лукашенко всегда будет вести хотя бы нейтральную политику по отношению к Москве, то остаётся важнейший вопрос, о котором оптимисты почему-то не задумываются. Какова будет политика Белоруссии при следующем президенте? И откуда следует, что она не будет антироссийской?
Что же касается в целом заявлений Романа Бессмертного, то Киев вряд ли сейчас находится в том положении, чтобы давать дельные советы Минску о правильной внешней или внутренней политике.
— Бессмертный говорит, что неоднократно просил обратить внимание, что происходит легально и нелегально на территории Витебской и Гомельской областей. А что там происходит? Это обычная антироссийская пропаганда или там действительно есть почва для конфликта? А в Казахстане?
— О каких-то сепаратистских тенденциях в Витебской и Гомельской областях мне ничего неизвестно, да и г-н Бессмертный упомянул об этом как-то вскользь. Видимо, не желая вдаваться в подробности, которых, очевидно, просто нет. На севере Казахстана компактно проживают русские, однако никаких сепаратистских тенденций со времён скандального и неудачного похода Лимонова 15 лет назад там, насколько я знаю, тоже нет.
Дмитрий Родионов

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 686
Распечатать
Комментировать