Украинский цирк: рецидивист в кресле генерального прокурора и его американский надзиратель
18 августа 2016
У известного швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта есть повесть «Поручение, или О наблюдении наблюдателя за наблюдателями».
Предваряет её эпиграф: «Куда мы идём? Что готовит нам будущее? Не знаю, не могу себе представить… Эта жизнь абсурдна, чудовищна, невыносима».
Так примерно ощущается жизнь на Украине после переворота 2014 года.
В стране, где воцарились насилие и произвол, где разносят вдребезги целые города с их жителями, никто не может себя чувствовать в безопасности. Драка на верхних этажах власти не стихает, её жертвами становятся вчерашние кумиры и «херои революции достоинства».
И всё чаще пускают в ход в этой драке такое оружие, как знаменитое украинское «кривосудие». Оно используется для сведения счетов с недругами, для расправ над инакомыслящими, вроде Мирославы Бердник, для «отжима» государственной и чужой частной собственности. Суды, прокуратура, следствие, милиция-полиция, СБУ — вот шестерёнки этой машины…
Одна история Генеральной прокуратуры Украины чего стоит! С 1991 года пятнадцать человек (!) успели побывать в кресле её руководителя. Взять, к примеру, Михаила Потебенько. Последний прокурор УССР вернулся в здание на Ризницкой (местонахождение Генпрокуратуры) через семь лет после развала Союза — и за три года превратился во владельца монопольной сети по продаже цветов, нескольких зданий на Крещатике и больших супермаркетов. А когда начали против Потебенько расследование, он быстро стал депутатом Верховной рады… от Компартии. Цирк!
Ещё более колоритная фигура — Святослав Пискун, бизнес-партнёр Виктора Пинчука, зятя Кучмы. Тот самый Пискун, который в марте 2014 года предлагал своё решение крымской проблемы: «Единственный выход для Украины — это танки. Нужно открыто идти танками». Пискун трижды при разных украинских президентах сумел поработать генпрокурором. Возбуждал уголовные дела против Юлии Тимошенко, потом вместе с ней раскручивал «дело Гонгадзе», потом сражался против Ющенко за Януковича. Настоящий украинский характер! При этом о себе и своей родне никогда не забывал.
Его нигде не работавшие жена и дочь неожиданно стали хозяйками огромного бизнеса, владелицами несметного состояния, недвижимости в Западной Европе. Финансово-промышленные группы «Киев-Инком», «Диктатор», «Корса», «Примула», торговый дом «Хмельницкая кондитерская фабрика», сеть дорогой одежды «„Дон Бриони“-Украина», значительная часть хлебного рынка страны — всё это Пискун и его родня… Что ни говори, Генеральная прокуратура Украины — золотое дно! Разбирательства многочисленных коррупционных деяний Пискуна неизменно заканчивались ничем. Кстати, вели такие разбирательства практически против всех бывших украинских генпрокуроров, и все они тоже заканчивались ничем. Генеральный прокурор — одна из самых хлебных должностей в «незалэжной». Потому и дерутся за неё не на жизнь, а на смерть.
Технология деятельности Генеральной прокуратуры очень проста. Возбуждаются уголовные дела с формулировкой «по факту» против любой состоятельной коммерческой структуры. По украинскому законодательству «по факту» можно разбираться хоть сто лет! Проводятся выемки документов, забираются жёсткие диски компьютеров. Любой самый успешный бизнес можно развалить так за неделю-другую. Поэтому коммерсанты стараются до развала дело не доводить, а посредники — тут как тут. Следует ответ на вопрос «Сколько?» — и уголовное дело закрывается. А потом называется ежемесячная сумма взносов «на развитие прокуратуры». Чтобы механизм работал чётко, генеральному прокурору надо только верно расставить свои кадры в областях и не пускать чужих, которые тырят деньги по карманам. Так всё годами и работало. И плевать хотели украинские прокурорские работники на рекомендации какой-нибудь там Венецианской комиссии.
А потом, после «революции достоинства», вдруг возмутились американцы — их перестал устраивать Виктор Шокин, тогдашний генпрокурор. Поговаривают, что Шокин обложил оброком транснациональные (читай: американские) компании на Украине. Главный управляющий украинскими делами посол США Джеффри Пайетт потребовал у Порошенко, чтобы потерявшего чутьё Шокина убрали и назначили на его место кого-нибудь другого. И надо же — нашли Луценко! Цирк!
Нынешний генпрокурор — личность уникальная. Юрий Витальевич Луценко — сын бывшего первого секретаря Ровенского обкома КПУ, судимый, рецидивист, без юридического образования и опыта работы в прокуратуре. Не беда, решили в Киеве — и исправили «под Луценко» статьи в законе о прокуратуре. Юрий Витальевич прославился пьяными дебошами и драками — с немецкой полицией в аэропорту Франкфурта-на-Майне, с мэром Киева… А до того — организацией уличных беспорядков во время «оранжевого» путча. После воцарения Ющенко вчерашний мастер цеха небольшого провинциального предприятия поразительным образом попал в кресло… министра внутренних дел. И что тут началось!
В интервью газете «Известия-Украина» Луценко заявил: «Я назначен политическим терминатором, я не знаком с менталитетом и специфическими сторонами работы милиции. Надеюсь, моих человеческих и политических качеств будет достаточно для сближения с сотрудниками МВД. Я мечтаю через год выступить в Верховной раде и доложить депутатам и президенту: „Милиция с народом“. Это станет лучшим результатом моей работы». После этого пошли массовые аресты политических противников. Бросили за решётку одного из лидеров Партии регионов Бориса Колесникова. На бэтээрах наведались в офис к главному спонсору этой партии Ринату Ахметову. Ввели «публичные приглашения» на допросы (это когда известные деятели узнавали о своём предстоящем аресте из вечерних выпусков новостей).
А ещё отличился на посту главы МВД Юрий Витальевич публичными выступлениями против Кремля и «кровожадных москалей».
И награждал всех нужных людей именным огнестрельным оружием. Первым наградил себя, затем ещё сотни полторы человек — бизнесменов, «революционеров», старых школьных друзей, воров в законе… Кстати, этот эпизод фигурировал в первом уголовном деле против Луценко, которое возбудили ещё при его патроне Ющенко. Была создана следственная комиссия Рады, организована спецгруппа правоохранителей. Во время обыска в рамках уголовного дела № 492018 в квартире Юрия Витальевича нашли массу интересного: золотые слитки, крупные суммы в валюте, дорогие часы. А ещё нашли копию справки консульства Израиля о том, что Юрий Луценко не является гражданином этой страны. Цирк!
В канун новогодних праздников 2010 года бывшего теперь уже министра внутренних дел наконец-то посадили. Ему инкриминировали совершение преступлений, предусмотренных тяжёлой ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины — завладение государственным имуществом в особо крупных размерах путём злоупотребления служебным положением по предварительному сговору с группой лиц; а также ч. 3 ст. 365 — превышение служебных полномочий, повлёкшее тяжкие последствия. Суд признал Юрия Витальевича виновным и осудил сроком на четыре года с конфискацией всего принадлежащего ему имущества.
А потом добавил ещё два года по обвинению в халатности при продлении оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследования «отравления» Ющенко. Естественно, «прогрессивная мировая общественность» тут же начала кампанию за освобождение «политзаключенного», её поддержали на Украине. На митингах и в пикетах активничала Ирина Луценко, домохозяйка, жена Юрия Витальевича. Её сердобольные украинцы избрали депутатом в Раду, и тут оказалось, что госпожа Луценко так богата, что её состояние затмевает даже состояние Юлии Тимошенко.
Пробыл на зоне Луценко меньше трёх лет — Янукович помиловал его специальным указом. А после евромайдана, на котором пламенный революционер не слезал со сцены, его признали политическим заключённым, избрали депутатом Рады от блока Порошенко и назначили руководителем порошенковской парламентской фракции. Всех следователей, судей, прокуроров, занимавшихся уголовным делом Юрия Витальевича, после переворота отправили на нары. Цирк!
Недавно один судейский рассказал автору этих строк, как сейчас подбирают руководящие кадры Генеральной прокуратуры Украины. Вызывает Луценко человека в Киев и без долгих предисловий обозначает сумму в несколько миллионов долларов в месяц, которые надо будет ежемесячно заносить в кабинет генерального. Это за назначение на должность местного прокурора. Мой знакомый поблагодарил за доверие и отказался — сумма была для него неподъёмной. Назначили другого.
И тут самое время вернуться к повести Дюрренматта. В полной нелепостей и опасностей жизни побеждает тот, кто пытается понять механизм насилия, обмана, манипуляций общественным мнением и заглянуть за кулисы событий, лишив их ореола тайны, утверждал Дюрренматт. Американцы не просто заглянули за кулисы политической жизни «назалэжной», они там прочно расположились. Поначалу решили было назначать на все ключевые должности в Киеве своих. Подтащили из «запасников» ЦРУ и Натали Энн Джарэско, и Мишико Саакашвили, и даже заштатных Айвараса Абромавичуса с Сашей Боровиком… Первым претендентом на пост Генерального прокурора Украины тогда, сразу после переворота, был определён Боhдан Витвицкий, гражданин США украинского происхождения. Затем появилась идея сделать его главой новосозданного Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Витвицкий — бывший федеральный прокурор и помощник Генерального прокурора США. Его родители по неведомым причинам бежали за океан сразу после 1945 года. Пан Боhдан создал в 1998 году на деньги Госдепа НПО «Украинско-американская ассоциация юристов и профессионалов», поработал пару лет в американском посольстве на Украине. Находясь на дипломатической должности, отметился хамскими высказываниями в адрес Путина. Потом Витвицкого на некоторое время вывели «в запас»
Между тем в схеме управления новой подопечной территорией Соединённых Штатов не хватало важного звена — правового. Понятно, что отдавать это звено целиком в руки революционера-рецидивиста Луценко американцы не хотели. При этом и опыт организации параллельных «кривоохранительных» структур на Украине оказался не очень удачным: Национальное антикоррупционное бюро, хотя и находилось под наблюдением ФБР, влезло в святая святых Генпрокуратуры и начала наезды на крупный бизнес одновременно с крышеванием бизнеса криминального. Луценко и его люди, естественно, разозлились — ведь всегда сливки с этого доходного участка снимали Генеральная прокуратура и её глава. Короче, возбудили уголовные дела «по факту» и нагрянули с выемками в это самое НАБУ, устроив там драку с участием спецназа. Получился знакомый киевский мордобой под телекамеры.
Тогда-то англосаксы и решили учредить в этом бедламе пост «наблюдателя за наблюдателями». Из-за кулис вывели пана Боhдана Витвицкого, а объявил его выход Юрий Луценко, подписавший приказ «О первоочередных организационных мерах по обеспечению формирования кадрового состава Генеральной инспекции». И пояснил: «Мы подводим итоги подготовительного этапа создания генеральной инспекции при Генпрокуратуре. Орган, который должен следить за законностью действий прокуроров и следователей всей системы прокуратуры, должен быть создан с нуля». А Боhдана Витвицкого пан Луценко попросил быть «лидером» этого процесса.
Так всем стало ясно, кто теперь главный «наблюдатель за наблюдателями» и арбитр в вопросах права на Украине.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)