Рождённые ползать продавали «Мотор Сич» на утиль
1 января 1970
РОСТОВЦЕВ Александр
В минувшем июне в Париже проходил престижный авиасалон Ле Бурже, на которой украинский авиапром был представлен компаниями «Антонов», «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич». Судя по бодрым рапортам PR-службы украинских авиастроителей, отрасль стремительно шла на поправку и даже начинала показывать бурный рост.
Сообщалось, что Украина нашла богатого китайского инвестора и речь идёт о поставках в КНР 52-х ближнемагистральных транспортных самолёта Ан-178, оснащённых двигателями Д-436-148ФМ. «Мотор Сич» отдельно сообщила о якобы подписанном с китайцами контракте на поставку двигателей для китайского самолёта K-8G, а также 12 самолётов украинской сборки и ещё 40 самолётокомплектов.
Памятуя о могучей украино-индийской авиационной «сделке» 2016 года, оказавшейся на деле громким PR-пшиком, за которым прослеживалась попытка украинского руководства сбагрить индийцам по сходной цене остатки интеллектуальной собственности разгромленного концерна «Антонов», закрадывалось подозрение, что теперь великие укры желают загнать кое-что и китайцам. Собрать 52 самолёта из ничего и выполнить контракт дышащий на ладан украинский авиапром попросту не в состоянии. Но современные авиационные, вертолётные и ракетные двигатели, производимые «Мотор Сич», — едва ли не последний актив, способный заинтересовать бурно развивающуюся авиационную промышленность Поднебесной. А это значило, что вот-вот должен был разразиться скандал вокруг торговли остатками интеллектуальной собственности Украины.
Вуаля! — 7 сентября суд Шевченковского района Киева, удовлетворяя ходатайство Главного следственного управления СБУ, постановил арестовать 41% акций двигателестроительного предприятия «Мотор Сич», которые были проданы китайскому инвестору в обход Антимонопольного комитета (АМКУ). СБУ обвиняет украинского владельца контрольного пакета акций компании Вячеслава Богуслаева по статьям «диверсия» и «подготовка к преступлению». По итогам разбирательства арестованный пакет акций может перейти в собственность государства.
Досудебное расследование СБУ показало, что с 2016 года прошёл ряд сделок, в результате которых контрольный пакет акций «Мотор Сич» был продан нескольким офшорным компаниям, зарегистрированным в Панаме, на Виргинских островах, на Кипре, в Сент-Китс и Невис. По данным СБУ, новые владельцы «намерены переместить активы и производственные мощности „Мотор Сич“ за пределы Украины, что приведет к его ликвидации и уничтожению».
Конечным бенефициаром сделки становился некий гражданин КНР, владелец компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, который должен был опосредованно получить в собственность 56,009% акций «Мотор Сич». Таким образом, к нему переходил контроль над единственным на Украине предприятием по производству гражданских и военных авиационных двигателей.
В самой «Мотор Сич» сделку подавали под совершенно иным соусом. Предприятие якобы обязуется построить в китайском Чунцине авиационный завод, где внедрялись бы украинские технологии, а китайцы за это должны были инвестировать в украинское предприятие 250 млн. долларов.
В конечном итоге сделка не состоялась, так как её не одобрил АМКУ. В связи с этим на 41% акций был наложен арест. Что стало с остальной частью пакета, не уточняется.
В ходе скандала всплыли некоторые интересные подробности. Например, собственником технической и конструкторской документации на один из двигателей, который «Мотор Сич» намерена не то производить, не то с потрохами продать в КНР, является казённое предприятие «Ивченко-Прогресс», входящее в состав концерна Укроборонпром. Информация об этом содержится в приказе ликвидированного министерства промышленной политики. Выходит, продавая китайцам «Мотор Сич», барыга Богуслаев попутно цеплял и то, что ему не принадлежало.
Да и самими акциями «Мотор Сич» история рисовалась уж очень мутной. В ответ на журналистские запросы бывший владелец контрольного пакета акций компании Богуслаев заявил, что он совершенно не в курсе торговли акциями — «у нас всё нормально, компания работает» — и посоветовал обратиться за разъяснениями в компанию «Dragon Capital», выступающую держателем акции. Но в «Dragon Capital» стали страстно отнекиваться и рассказывать, что их контора не является держателем или распорядителем акций, а выступает чем-то вроде знаменитой тумбочки, где хранятся некие ценные бумаги. Причём, сколько акций «Мотор Сич» хранится в тумбочке «Dragon Capital», в компании не знают, как и то, кто конкретно их туда положил.
Единственное, что хорошо знают в компании-тумбочке, что фондовый рынок Украины впал в кому ещё в 2011 году, и что государству вместе с СБУ нечего совать свой нос в торговлю акциями частных компаний. Представитель отдела продаж даже обвинил СБУ в корыстных мотивах с целью присвоения акций предприятия и последующим снятием сметаны и прочих пенок с прибыльного бизнеса.
Некоторые, особо одарённые, видят в сделке руку Москвы, протянутую через Китай. По их экспертному мнению, России не удалось создать собственных авиационных и вертолётных двигателей, и поэтому хотят захватить «Мотор Сич». Простим селюкам их безграмотность. Их наверняка отключили от интернета. Им не дано узнать о фирме «Климов» и двигателистах из Перми.
Характерно, что ни одна из сторон конфликта симпатий и сочувствия не вызывает. Воровское и коррупционное украинское государство приватизировало одно из ключевых промышленных предприятий Украины, от которой зависит военная и технологическая безопасность страны. Хапуги, которым досталась «Мотор Сич», раздробили контрольный пакет акций компании, рассовав их по офшорам и запутав следы, чтобы при продаже активов можно было спокойно ловить рыбку в мутной воде. Теперь, нанятые ими юристы и другая обслуга поднимают ответную волну — «А шо такого случилось? Сперва докажите злой умысел и только тогда цепляйтесь. Уважайте частную собственность: пацаны захотели — пацаны продали».
Что касается «Избушки», то её никак не получается причислить к организациям с чистыми руками, в которой мзду не берут и за державу болеют. Да и само дело, похоже, возникло из указивки американских кураторов, следящих, чтобы критически важные технологии из Украины не уплыли в руки китайского военпрома. Ведь информация о возможной продаже «Мотор Сич» китайцам появилась ещё год назад. Спрашивается — чего раньше не чесались защитники украинских промышленных секретов?
Остаётся только зафиксировать медицинский факт: в сфере оборонной промышленности Украины царит бардак. Частным лицам можно не только продавать на ликвидацию иностранцам ключевые предприятия, имеющие важное народно-хозяйственное и оборонное значение, но и толкать прицепом интеллектуальную собственность, принадлежащую государству.
Минэкономразвития и торговли Украины сообщает, что компания «Мотор Сич» является исполнителем гособоронзаказа по ремонту и модернизации авиационной техники, а также имеет важное значение для экономики и обороноспособности Украины. Согласно справке Минобороны Украины, компания принимает активное участие в разработке, ремонте, модернизации и восстановлении авиационной техники ВСУ. По состоянию на 2017 год государственным оборонным заказом предусмотрена закупка двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е и модернизация вертолетов Ми-2, Ми-8ТП и Ми-8Т (Ми-9). По данным госпредприятия «Ивченко-Прогресс», «Мотор Сич» выпускает более 28 типов серийных авиационных двигателей, каждый из которых является уникальным.
Несмотря на то, что украинский авиапром находится в грязных и шелудивых лапах, нельзя позволить пустить его на поток и разграбление. Перефразируя знаменитое высказывание Сталина, «бандеры приходят и уходят, а Украина остаётся». Освобождённая от рождённых ползать страна должна снова научиться летать. Это один из факторов её возрождения.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)