Медиа Пульс » Главные новости » Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»

Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»

26 ноября 2017
27.11.2017 - 1:00
Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»

Подвижность, защищенность, вооруженность — основные характеристики любого современного танка. Он должен быстро менять позицию, эффективно поражать цели на максимальной дистанции и держать удар противника.
Все искушенные в разработке собственных танков державы десятилетиями пытались достичь «консенсуса» между этими тремя показателями. А поскольку конструкторская мысль в разных странах шла своим уникальным путем, бронетехника порой временами получалась диковинной. РИА Новости публикует подборку самых странных и необычных танков мира.
Самый многобашенный
Тяжелый танк Т-35, разработанный в 1931–1932 году советскими инженерами под руководством Николая Барыкова, стал первой советской массовой бронемашиной тяжелого класса. Конструктивные особенности этого 50-тонного монстра стали финальным воплощением модной в то время многобашенной компоновки.
У Т-35 было аж пять башен, позволявших танку вести огонь во все стороны одновременно из трех пушек (одна из них калибра 76,2 миллиметра, две — 45 миллиметров) и шести 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ. Управлять танком и его вооружением должна была целая «футбольная команда» — одиннадцать человек! Больше было только в экипажах немецких машин A7V времен Первой мировой войны — по 18 солдат и офицеров на одну единицу.
Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»


Тяжелый танк Т-35 в музее бронетехники в Кубинке © РИА Новости / Григорий Сысоев
К сожалению, уникальный советский прорыва в боевых условиях показал себя скромно. До 1941 года Т-35 принимали участие лишь в учениях и на парадах, воплощая собой всю мощь бронетанковых сил Красной армии. Однако все эти машины (около 50 единиц) были потеряны на первом этапе Великой Отечественной войны — с начала немецкого вторжения до Битвы за Москву.
Многобашенная компоновка, эффективная на словах, совершенно не подходила для реальных боевых действий. Во-первых, командир физически не успевал координировать огонь всех орудий. Во-вторых, танк получился слишком громоздким и был легкой целью для противника. В-третьих, огромная масса позволила «накрыть» машину лишь тонкой противопульной броней. В-четвертых, Т-35 передвигался в бою с «черепашьей» скоростью» — 8–10 километров в час. И в-пятых, танк оказался очень «капризным» технически.
Подавляющее большинство Т-35 армия потеряла из-за поломок. Именно после неудачного опыта эксплуатации этой грозной, красивой, но непрактичной машины советское руководство окончательно отказалось от многобашенных танков.
Самый приземистый
Прямой противоположностью советскому Т-35 стал шведский Stridsvagn 103 (или Strv.103). Эта машина — единственный представитель класса основных боевых танков (ОБТ), вообще не имеющий башни. 105-миллиметровая пушка L74 жестко закреплена в лобовом листе корпуса.
В горизонтальной плоскости ее наведение осуществляется поворотом танка вокруг оси вращения, в вертикальной — опусканием или подниманием носа или кормы машины с помощью электрогидравлической системы подвески. Столь необычная компоновка позволила сделать танк максимально приземистым. Его высота — 214 сантиметров. Таким образом, Strv.103 ниже обычной пассажирской «Газели».
Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»


Strv 103 CC BY-SA 3.0 / Jorchr / Stridsvagn 103 Revinge 2015
Приземистый силуэт танка отлично подходил для организации засад — хорошо замаскированную машину было затруднительно обнаружить даже вблизи. Однако танк Strv.103 становился полностью беспомощным в случае повреждения ходовой части. Навести орудие без участия гусениц было невозможно. Тем не менее «безбашенный швед» оставался основным боевым танком вооруженных сил королевства с 1966-го вплоть до 1990-х годов, когда его в этой роли сменил немецкий «Леопард-2».
Самый проходимый
В годы холодной войны и СССР, и США пытались создать тяжелый танк, способный воевать даже в эпицентре ядерного взрыва. Но у обоих государств дело не зашло дальше постройки прототипа. Советский «Объект 279», разработанный в Ленинграде под руководством легендарного конструктора бронетехники Жозефа Котина к 1959 году, даже сегодня поражает воображение своим необычным видом.
Во-первых, корпус танка имел криволинейную форму, «вытянутую» до эллипсоида, и внешне походил то ли на катер, то ли на «летающую тарелку». Такое конструктивное решение предотвращало переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва.
Читайте также: «Вероятность слияния ЛНР и ДНР растет», — мнение
Во-вторых, в движение машину приводила ходовая часть с четырьмя гусеничными лентами, что раньше в танкостроении не практиковалось. Это решение позволяло «Объекту 279» преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Он с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местности. Шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении заграждений — «ежей», «пней», надолбов и так далее.
Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»


Объект 279
Впрочем, в серийное производство «Объект 279» не пошел. К его недостаткам относятся низкая поворотливость, сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Единственный экземпляр танка представлен на экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
Самый «головастый»
Похожая судьба постигла и крайне любопытный американский проект танка, устойчивого к поражающим факторам оружия массового поражения. Двадцатипятитонный Chrysler TV-8 никогда не производился массово и существовал в виде полноразмерного макета, оборудованного лишь частью штатных систем.
Про этот танк можно однозначно сказать, что его создатели «перемудрили». Во-первых, машину приводил в движение паровой двигатель, тепло для которого поставлял небольшой атомный реактор. Во-вторых, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, а также орудие с пулеметами и двигатель расположены в массивной каплевидной башне. В третьих, экипаж TV-8 должен был ориентироваться на поле боя с помощью установленных снаружи корпуса видеокамер. В-четвертых, это чудо инженерной мысли еще и умело плавать.
Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»


Chrysler TV-8 © Chrysler
Американские военные, впрочем, инновационного напора оружейников корпорации Chrysler не оценили. Танк признали слишком сложным в производстве, а его боевые возможности сочли недостаточными для того, чтобы отказываться от машин традиционной компоновки. И 23 апреля 1956 года проект TV-8 был закрыт.
Самый скорострельный
Французский легкий танк АМХ-13, разработанный в 1946–1949 годах, отличался весьма необычной конструкцией с использованием так называемой качающейся башни. Традиционно эта часть боевой машины представляет собой цельную поворотную конструкцию, в которой орудие для наведения в вертикальной плоскости размещается в подвижной установке на втулках-цапфах.
Башня AMX-13 же состоит из двух частей — поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, в которой и размещается орудие. Основным преимуществом качающейся башни перед традиционной является неподвижность ее верхней части относительно пушки, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания.
Самые странные танки мира: «безбашенный швед» против «летающей тарелки»


AMX-13 © Фото: public domain
В АМХ-13 для подачи снарядов используется «барабанная» схема. Сразу за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем боеприпас досылается в ствол, затвор закрывается и происходит выстрел.
Такое устройство обеспечивает скорострельность 10–12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Необычный танк оказался успешным. Всего было построено около восьми тысяч АМХ-13. Он до сих пор стоит на вооружении более десятка государств.
Читайте также: «Сексуально неправильное поведение»: США охватило безумие (ФОТО)
Андрей Коц

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 680
Распечатать
Комментировать