Медиа Пульс » Главные новости » Пять блондинок на одни президентские выборы — это перебор

Пять блондинок на одни президентские выборы — это перебор

20 января 2018
Пять блондинок на одни президентские выборы — это перебор

ЛЕПЕХИН Владимир
Прошла ровно неделя с того момента, когда кампания по выборам президента России вошла в следующую фазу – в процесс сбора кандидатами подписей избирателей в свою поддержку. И эту фазу претенденты на высший пост в стране проходят неровно.
С одной стороны, сбор подписей – сама рутинная и скучная часть кампании. По сути, это фильтр, призванный отсечь «слабых» кандидатов, не обладающих соответствующим оргресурсом. И, как показывает опыт предыдущих выборов, из нынешних, прошедших этап регистрации документов выдвиженцев (их 17 человек) более половины либо не соберут нужное количество подписей избирателей, либо соберут их с явными нарушениями, либо будут остановлены бдительными контролерами ЦИК, обнаружившими нарушения неявные. Вот почему сегодня рано делать ставки на тотализаторе по поводу распределения голосов избирателей, проголосовавших за того или иного кандидата.
С другой стороны, сбор подписей – это миникампания, в ходе которой кандидаты при желании уже могут заявить о себе. В этом смысле мы пока что видим лишь кампанию действующего президента, штаб которого сообщает СМИ о каждой дополнительно собранной им сотне тысяч подписей в поддержку кандидата. Штаб Ксении Собчак сообщает нам в основном о процессе сбора денег на выборы, штаб Павла Грудинина – об исключительной сердобольности кандидата, аккумулировавшего гигантские средства на зарубежных счетах исключительно в целях лечения больного родственника, штаб Ирины Волынец – о том, как ей удалось вскочить в последний вагон списка кандидатов.
Других претендентов не слышно и не видно. Не видно, в частности, чтобы они собирали подписи в свою поддержку на улицах Москвы. Москва не нравится? Но я вот в выходные побывал в Костроме, а до этого – в Ярославле – но и там что-то не видно процесса сбора подписей чьими-то штабами.
Вялые посты в социальных сетях на фоне тишины в реальном политическом пространстве говорят о том, что будущий итог кампании уже известен – и не только в Кремле. Понятна и сама формула избирательной кампании.
Во-первых, три кандидата уже есть: Павел Грудинин и Владимир Жириновский уже зарегистрированы, поскольку им, как выдвиженцам от парламентских партий, собирать подписи избирателей не нужно. А избирательный штаб Владимира Путина набрал уже подписей на порядок больше положенного.
Во-вторых, ясно, что в этом году явка избирателей на выборы будет выше в сравнении с показателями последних федеральных выборов (в Государственную Думу) 2016 года. Что объясняется появлением, уже на старте кампании, некоторых интриг, уже перерастающие в скандалы.
За интригами предвыборного процесса лучше всего следить в социальных сетях. С моей точки зрения, сети дают более адекватную картинку выборов, уж поскольку в них мы видим мнение не, как правило, ангажированных журналистов, но рядовых избирателей, причем определенным образом «таргетированных».
К примеру, сетевые сообщества, представители которых относят себя к так называемому креативному классу, сосредоточены исключительно на мониторинге «борьбы с системой» такого кандидата, как Ксения Собчак, в то время как ключевыми темами постов пользователей от лево-патриотического большинства являются вопросы, связанные с тем, насколько мощно выступит на предстоящих выборах Павел Грудинин и сможет ли он составить конкуренцию Владимиру Путину. И если в традиционных СМИ нынешние кандидаты в кандидаты в президенты РФ представлены пока что более или менее сбалансированно, то в соцсетях какие-либо иные претенденты, кроме трех, названных выше, практически не просматриваются.
По сути, формула предстоящих выборов задана вот этой тройкой: в центре - действующий президент, справа от него – кандидат-фаворит от либералов, слева – кандидат от КПРФ.
Все остальные выдвиженцы фактически «погреться вышли» в лучах славы, при всем моем уважении к некоторым из них.
Вообще-то все претенденты на пост президента России еще с 1996 года делятся на четыре основных категории.
Первая категория претендентов - «партия сказало надо – кандидат ответил: есть!». Это кандидаты, выдвигающиеся в президенты страны «по работе»: ныне это Владимир Путин, Павел Грудинин, Владимир Жириновский и Сергей Бабурин. Собственно говоря, всякая приличная партия для того и создается, чтобы участвовать в выборах, ну а лидеры таких партий, как и действующий глава государства, просто обязаны участвовать в президентской гонке.
Второй тип кандидатов – «попросили в высоких кабинетах». К ним я бы отнес Ксению Собчак, Бориса Титова и Максима Сурайкина. Комментарии тут, как говорится, излишни. Избирательная кампания в России без спойлеров – не кампания.
Третья категория кандидатов – «выдвиженцы по зову сердца». На стадии сдачи документов кандидатов в ЦИК к этой категории можно было отнести разве что Ирину Волынец, и ей первоначально было отказано в регистрации - по той самой причине, что романтикам в президентских кампаниях не место. Впрочем, возможно, чиновники рассуждали еще проще: пять блондинок на одни президентские выборы – это явный перебор, даже если одна из них крашеная. Хотя послушать мать четверых детей избирателям все же было бы полезнее, чем ту же Ксению Собчак или её тень Екатерину Гордон.
Наконец, четвертая категория выдвиженцев – политические фрики. Персонажи, которые ошиблись дверью. То есть, это, быть может, замечательные люди - выдающиеся бизнесмены, высококвалифицированные крановщицы, супержурналисты, известные и не очень общественные деятели, поэты-певцы-актеры и проч., - которые, тем не менее, в кампании по выборам президента страны явно лишние, уж поскольку используют серьезный, в общем-то, политический процесс в качестве повода лишний раз пропиариться, «развести на бабки» легковерных спонсоров или же решить какие-то еще свои личные проблемы. К ним я отношу всех тех кандидатов, что не попадают в первые три категории.
Очевидно, что большинство кандидатов второй, третьей и четвертой категорий обычно не проходят через фильтр сбора подписей избирателей в свою поддержку уже хотя бы потому, что в их подписных листах избиркомовские крючкотворы неизбежно находят сомнительные подписи или неправильно заполненные графки. То есть к 18 февраля (это окончательный срок регистрации кандидатов) в списке допущенных к выборам индивидов останется, как и в 2012 году, едва ли половина от тех, что мы имеем сегодня.
Словом, в нынешнем году повторится ставшая уже классической трехчленная формула избирательной кампании (правые-левые-центр), что является свидетельством абсолютной предсказуемости итогов голосования 18 марта с.г.
Отмечу еще одну интересную деталь разворачивающейся кампании: избирателей совершенно не волнуют предвыборные программы кандидатов – только самые общие лозунги. Подготовкой программных текстов не озабочены особо и сами кандидаты. Некоторые из них так вообще бравируют отсутствием программ – типа «ешьте меня таким, какой я есть!». Даже Павел Грудинин – и тот представил избирателям такую «предвыборную программу», что комментарий к ней может быть только один: «Стыдно, товарищи!». Спойлеры же, как обычно, обязаны двигать антипрограммы: Титов – против «неправильных» либералов, Сурайкин – против «неправильных» коммунистов, Собчак – «против всех».
Получается, по факту, что выборы (не только в РФ, кстати, но повсеместно) носят все больше демонстрационный, если не ритуальный характер. И все же президентские выборы в России нельзя назвать фейковыми, поскольку они выполняют важную функцию в стране, взявшую курс на принципиальную смену общественного строя: выборы легитимируют политическое лидерство конкретной «группы влияния» и реальное место во власти тех или иных «групп интересов».
О действующем президенте – разговор особый. Он начал штурм поста главы государства еще в конце 1999 года с позиции исполняющего обязанности председателя Правительства России и, таким образом, изначально оказался в позиции как бы НАД конкурентными группировками. В такой позиции Владимир Путин находится и по сей день, что позволяет ему иметь максимально высокий рейтинг в самых разных, в том числе и в противоборствующих социальных группах.
Автору этих строк, как участнику (в том или ином качестве) всех федеральных избирательных кампаний в России, начиная с 1990 года, хорошо известна технология определения победителей выборов любого уровня задолго до голосования – уже с момента их регистрации. Понятно, что основана она не только на данных социологических замеров, но также на оценке ресурсов и потенциала кандидатов и их избирательных штабов и на анализе иных факторов, способных повлиять на настроения избирателей накануне выборов. Так вот, по состоянию на 20 января с.г. будущий итоговый результат голосования уже предопределен. Можно также со стопроцентной уверенностью утверждать, что никаких неожиданностей в ходе предстоящих выборов президента России не будет.
Как и в 2012 году, основные дебаты развернутся между доверенными лицами двух кандидатов: представителя власти и кандидата от «левых» сил. Кампания пройдет по тем же лекалам, что и шесть лет назад.
От смены фамилии представителя КПРФ, выдвинутого на пост главы государства, конечная сумма голосов в его поддержку, в принципе, не изменится. Так, по итогам прошлой кампании кандидат от Компартии Геннадий Зюганов занял второе место, набрав 17,18 % голосов избирателей, примерно такого же результата может добиться в этом году и Павел Грудинин. При этом президентские выборы в России зарегулированы настолько, что смена всего лишь одной персоны в списке выдвиженцев от парламентских партий сразу же внесла в предвыборную кампанию определенную интригу, поскольку и противники «левого» кандидата, и его сторонники, в предвкушении возможно высокого результата кандидата от КПРФ и «Левого фронта», устремились в бой, так или иначе способствуя росту явки населения на избирательные участки.
Замечу также, что Грудинин, подаваемый Компартией как «альтернативный» власти кандидат, оценивается экспертами не столько как реальный конкурент действующего президента, сколько как еще один как бы «свежий» кадр, призванный то ли разбавить либералов во власти, то ли стать преемником Дмитрия Медведева, а то и самого Владимира Путина. Отсюда и разного рода предположения по поводу того, что Павел Грудинин может набрать в ходе кампании «неожиданно много» голосов в свою поддержку.
К примеру, известный экономический аналитик Михаил Хазин, хорошо осведомленный о подоплеке «неожиданной» победы на выборах в США Дональда Трампа, начал в СМИ информационную кампанию под лозунгами «Я знаю, кто победит Владимира Путина» и «Павел Грудинин станет премьер-министром страны».
В представлении Хазина обе эти посылки складываются в силлогизм с выводом о том, что нынешний кандидат от КПРФ станет фаворитом предвыборной гонки, но чтобы он и в самом деле не победил на президентских выборах (и для этого - сбавил бы предвыборные обороты), ему загодя предложат возглавить Правительство РФ.
С моей точки зрения, даже если Грудинину и предложат в итоге какой-нибудь министерский портфель, то не потому, что он покажет в ходе выборов какой-то выдающийся результат. Зависимость тут обратная: само его участие в президентской кампании есть условие возможного будущего высокого назначения. (Согласно высказанному выше тезису о выборах как механизме легитимации влияния тех или иных «групп интересов»).
С учетом падения в России в течение последних двух-трех лет уровня жизни значительной части населения, степень протестных настроений в РФ нарастает. На этой почве у власти появляется потребность в квазисоюзе с одной из протестных групп – и лучше, чтобы это был союз с «левыми» патриотами, чем с либералами-западниками. С «левыми» можно договориться о «национальном консенсусе», а с радикальными либералами нет. «Левые» зависят от Кремля, а потому их можно водить за нос, в то время как у либералов свои кукловоды в Вашингтоне или Лондоне. К тому же первых в России на порядок больше, чем вторых, и именно поддержка народного большинства обеспечивает тем или иным российским политикам их высокий рейтинг.
Вот почему западопоклонцев в президентской кампании на этих выборах представляет системная «оторва» Собчак, а не – как шесть лет назад - какой-нибудь популярный и плохо управляемый олигарх вроде Михаила Прохорова. Ну а чтобы поп-дива не дай Бог, не собрала бы все 5 % голосов тех, кто считает Крым «не нашим», и не возомнила бы себя политической звездой, в этом году – в отличие от 2012 года – ЦИК наверняка зарегистрирует кандидатом Григория Явлинского. Этот «вечный» кандидат в президенты РФ на сей раз будет конкурировать не с Владимиром Путиным, а с Ксенией Собчак.
Но вернусь к тезису о вынужденном грядущем «полевении» российской власти. Полагаю, что демонстрационное «полевение» правящих в РФ элит станет базовым политическим трендом в России в текущем году.
Официальное как бы «полевение» российской власти позволит ей – путем кооптации в свои ряды Павла Грудинина и некоторых представителей его команды – снизить в стране градус протестных настроений, что очень важно в ситуации нарастания внешнего давления на российское руководство.
Вот почему Владимир Путин в течение прошедшей недели сделал несколько заявлений в пользу примирения власти с марксистами-ленинцами (по Мавзолею, схожести христианской и социалистической идей и проч.)
Таковы, на мой взгляд, главные особенности предстоящих в России президентских выборов по состоянию на понедельник 14 января.
Следующий наш обзор по данной теме будет опубликован на «Руснекст» после сбора кандидатами в президенты подписей избирателей в свою поддержку.

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 427
Распечатать
Комментировать