Медиа Пульс » Главные новости » Ошибка Сталина и 23 февраля: 100 лет назад русские и латышские ополченцы впервые остановили немцев под Псковом и Нарвой

Ошибка Сталина и 23 февраля: 100 лет назад русские и латышские ополченцы впервые остановили немцев под Псковом и Нарвой

25 февраля 2018
25.02.2018 - 4:45
Ошибка Сталина и 23 февраля: 100 лет назад русские и латышские ополченцы впервые остановили немцев под Псковом и Нарвой

23 февраля — праздник народной памяти.
День защитника Отечества — официальный праздник, отмечаемый 23 февраля в России, Белоруссии, Киргизии и республиках Донбасса. Был установлен в РСФСР 27 января 1922 г. (30 декабря 1922 г. РСФСР был переименован в СССР, и название «РСФСР» осталось лишь за Российской Федерацией в его составе). В тот день было опубликовано Постановление советского правительства, в котором говорилось о «наступающей годовщине создания Красной Армии (23 февраля)».
Первоначально он именовался «День Красной Армии и Флота», а с 1946 г. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота». После 1991 года появилось множество спекуляций по поводу этой даты, поэтому следует напомнить исторические истоки этого праздника — события конца Первой мировой войны.
18 февраля 1918 г. германские и австро-венгерские войска объявили о прекращении перемирия с большевиками и начали наступление по всему Восточному фронту. Наступление на Ревель, Псков и Нарву вели войска 8-й германской армии.
Немцы наступали небольшими летучими отрядами из добровольцев, которые, почти не встречая сопротивления, продвигались на поездах, автомашинах и санях далеко впереди от главных сил. Скорость продвижения немцев доходила до 50 км в сутки. Например, Двинск (ныне Даугавпилс) был взят немецким отрядом в 60–100 человек. 21 февраля был создан Комитет революционной обороны Петрограда, 23 февраля была отпечатана и распространена в Петрограде листовка с декретом Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество в опасности».
Надежды большевиков на Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям главного комиссара Петрограда Антонова-Овсеенко, «отряды в значительной части оказались недееспособны, дали большой процент дезертирства, ослушания. Отряды Красной Гвардии обнаружили в общем слабую выносливость, плохую маневренность и боеспособность».
Узнав о мобилизации Красной Гвардии и преобразовании её в Красную Армию, многие красногвардейцы сдали оружие и разошлись по домам.
Утром 23 февраля был получен германский ультиматум с требованием заключить мир на их условиях. На заседании ЦК РСДРП(б) Ленин, несмотря на сильную оппозицию, склонил членов ЦК принять ультиматум. Он потребовал заключения мира на любых условиях. Ленин считал, что главное — это ценой любых потерь сохранить островок власти большевиков, а Германия обречена на поражение в войне и территории вскоре можно будет вернуть обратно. Ультиматум был принят, однако наступление немецких войск продолжалось до подписания Брестского мирного договора 3 марта.
Именно 23 февраля красные отряды начали оказывать сопротивление германским войскам. В городе Валке наступавшие немецкие части вступили в бой с отрядом латышских стрелков.
Газета «Правда» от 24 февраля сообщала: «В Валке идёт бой немецких ударников с отрядом латышей в 300 человек». Псков защищала рота псковских красногвардейцев численностью до 100 человек, а также прибывшие из-под Риги две роты и пулемётная команда 2-го Рижского латышского полка под командованием выборного командира полка Ю. Аплока, партизанский отряд из солдат-добровольцев 20-го Сибирского полка под командованием фельдфебеля И. М. Ляшкевича и 2-й красноармейский полк под командованием бывшего штабс-капитана А. И. Черепанова, укомплектованный из солдат-добровольцев 12-й армии.
23 февраля 1918 года командование красных сообщало в Петроград: «Немцы в 25 верстах от Пскова и идут броневиками по шоссе и по железной дороге поездом. Очевидно, будут в Пскове через несколько часов».
Согласно воспоминаниям Черепанова, вечером 23 февраля его полк на линии рек Черёха-Многа (10–15 км от города), вступил в боестолкновение с немцами и сумел их ненадолго остановить. Еще один бой на реке Черёхе произошёл днём 24 февраля.
Далее, по воспоминаниям Черепанова, немцы обошли правый фланг псковских красногвардейцев и в 18 часов захватили станцию Псков-1. При этом они были встречены ожесточённым пулемётным огнем латышей, пытавшихся контратаковать. После этого 2-й полк и латыши получили приказ отступить. Некоторое время оставшиеся в городе небольшие группы красногвардейцев вели по немцам пулемётный огонь, прикрывая отступление.
Наиболее ожесточённый бой развернулся в ночь с 24 на 25 февраля. Его участник В. Лемзаль писал: «Красногвардейцы защищались мужественно и почти все полегли. Последними словами были: „Товарищи, мы можем только умереть!“». В сводке германской ставки, которую подписал генерал Людендорф, сообщалось: «Южнее Пскова наши войска наткнулись на сильное сопротивление. В ожесточённом сражении они разбили врага, город взят».
24 февраля около 10 часов вечера отступавшие красногвардейцы взорвали расположенный рядом с вокзалом пироксилиновый склад, как раз в тот момент, когда в него вошёл немецкий батальон, и таким образом уничтожили 270 военнослужащих германской армии (30 офицеров, 34 унтер-офицера и 206 солдат). Вскоре после занятия Пскова немцы казнили 140 пленных красногвардейцев.
Демаркационная линия пролегла в 16 километрах от Пскова. С советской стороны сосредоточены 1-й красноармейский полк, 6-й и 7-й латышские стрелковые полки, отряды красногвардейцев петроградских заводов, бронепоезд, батарея Михайловского училища и 2-й пулемётный запасной полк. Все они входили в состав Псковского отряда, который уже к 28 февраля состоял из 1.300 штыков, 87 пулемётов, 63 конных разведчиков, 4 трёхдюймовых орудий.
Уже 4 марта произошли удачные для красных столкновения с неприятельскими передовыми частями, которые показали немцам, что дальнейшее наступление без потерь невозможно.
Красными отрядами были захвачены пленные, самокаты, оружие и амуниция, а также сбиты два аэроплана. Отпор, неожиданно встреченный немцами со стороны Псковских отрядов, заставил их оттянуть свои передовые части к Пскову.
Занятие немцами Нарвы произошло позже. Около 15 часов 3 марта красногвардейцам удалось остановить немцев примерно в 5 км от города, но их выдержки хватило только на несколько часов.
Нарком военно-морских сил Дыбенко, страшась ответственности за оставление Нарвы, где он сам командовал своими моряками, бежал и потом был обнаружен в Самаре, откуда отправлен в Москву и отдан под трибунал. За оставление Нарвы он был снят с поста и исключен из партии.
Несмотря на то, что добровольцы-красноармейцы проявили героизм и останавливали немцев, большевики отнеслись к ситуации очень трезво.
В статье «Тяжёлый, но необходимый урок», опубликованной в «Правде» 25 февраля, Ленин так характеризовал ситуацию тех дней: «Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве… В Советской республике нет армии».
23 февраля началась массовая мобилизация петроградского пролетариата в ряды Красной армии. Уже к 27 февраля, в Красную армию в Петрограде вступили около 13 000 человек. Однако не эта мобилизация, а именно бои под Псковом, где красноармейцы, а по сути — русские и латышские ополченцы – впервые остановили немцев, и стали началом возрождения русской армии и русского государства из революционного хаоса. Тем самым, дата 23 февраля как День защитника Отечества полностью исторически обоснована.
И. Сталин в приказе от 23 февраля 1942 года сказал: «Молодые отряды Красной армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля 1918 г. был объявлен днём рождения Красной армии».
Да, отнюдь не «наголову разбили», а лишь дали настоящий бой и временно остановили врага — но это уже и стало началом всех будущих побед. Но эта «неточность» И. Сталина не повредила главной исторической правде.
А нынешняя Украина пошла по пути исторического беспамятства и бесчестия, реабилитируя украинских фашистов и плюя на могилы своих великих предков, создавших и защищавших свою единую советскую Родину.
14 октября 2014 года президент Украины Пётр Порошенко отменил празднование Дня защитника Отечества на Украине 23 февраля. Вместо него установлен новый праздник — День защитника Украины, который будет отмечаться 14 октября — в годовщину создания Украинской повстанческой армии (УПА). 14 октября 2014 года глава Республики Крым Сергей Аксёнов высказал возмущение по поводу решения праздновать День защитника Украины 14 октября, поскольку формирования УПА* «подчинялись командованию фашистской Германии и использовались во время Второй мировой войны против Советского Союза и государств антигитлеровской коалиции».
22 октября 2014 года Государственный Совет Республики Крым осудил празднование Дня защитника Украины 14 октября, совершено справедливо отметив в своём заявлении, что указ Порошенко «узаконил подмену понятий героизма и предательства» и «возвёл фашизацию Украины в ранг государственной политики». Точнее не скажешь.
Но народ Донбасса сохранил историческую память, совесть и честь — и поэтому 23 февраля навсегда останется для нас народным праздником.
Это память о том, как наш народ в самых тяжелых условиях хаоса и разрухи проявлял чудеса самоорганизации и давал отпор агрессорам. Так было в 1918 году под Псковом, так было в 2014 на Донбассе, и так будет всегда.
Читайте также: В Петербурге разогнали митинг поклонников «небесной сотни» (ФОТО, ВИДЕО 18+)
Виталий Даренский, кандидат философских наук, специально для «Русской Весны»
*Запрещенная на территории РФ экстремистская организация

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 449
Распечатать
Комментировать