Медиа Пульс » Главные новости » Пашиняна могут отодвинуть от переговоров по Нагорному Карабаху. Кто?

Пашиняна могут отодвинуть от переговоров по Нагорному Карабаху. Кто?

17 мая 2018
Пашиняна могут отодвинуть от переговоров по Нагорному Карабаху. Кто?

ТАРАСОВ Станислав
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров провел в Париже встречи и переговоры с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Как сообщил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, министр обсуждал в Париже проблемы карабахского урегулирования с сопредседателями Минской группы, конечно, в свете состоявшейся в Армении смены власти. Напомним, что новый премьер-министр Армении Никол Пашинян свой первый визит совершил в Нагорный Карабах, где заявил, что в переговорном процессе по урегулирования конфликта должен наряду с Ереваном участвовать и Степанакерт. В Азербайджане это оценили как «ужесточение армянской позиции на переговорных процессах и стремление признать в одностороннем порядке независимость» Республики Арцах (Нагорный Карабах).
Но Пашинян, во всяком случае, на данном этапе, так вопрос не ставит. Он просто напомнил, что нужно вернуться к прежней формуле и считать Степанакерт стороной конфликта. В формате «сторона конфликта, но не государство» поставленный вопрос носит всё же промежуточный, технический характер. Тем более что страны-сопредседатели МГ ОБСЕ заявляли, что на «определенном этапе» подключение Степанакерта к переговорам будет носить неизбежный характер. А если копнуть чуть глубже, то, как напомнил на днях глава посреднической миссии России в 1992–1996 годах, полномочный представитель президента России по Нагорному Карабаху Владимир Казимиров, «карабахский конфликт начался как конфликт между Карабахом и Азербайджаном, и именно представители избранных властей НКР должны договариваться с Баку по сутевым вопросам проблемы» и «поначалу так оно и было, Армения потом встала на защиту Карабаха». И далее:

«Оттеснение Нагорного Карабаха от участия в переговорах шло будто бы стихийно, в серии встреч между Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым, но соответствовало планам Баку. Беспомощность ОБСЕ видна и в том, что в начале ХХI века её структуры, лишь бы сохранить переговорный процесс, уступили настояниям Баку и, пренебрегая спецификой трехстороннего конфликта, сползли в банальную колею двусторонней конфигурации».
Переговоры зашли в тупик. Теперь Баку вместо того, чтобы ввести вспыхнувшую дискуссию в конструктивное творческое русло, заявляет, что Ереван якобы «путем внесения каких-либо новых нереальных элементов может разрушить весь переговорный процесс». Но по факту он и без того разрушен, хотя глава МИД Азербайджана Мамедъяров заявляет о «приверженности Баку к субстантивным переговорам, направленным на скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта». Он также выразил готовность «возобновить активные переговоры как можно скорее». Означает ли это возврат к прежней переговорной повестке или Баку готовится к переходу к более конфликтной ситуации? Это не совсем ясно, потому что одновременно звучат и заявления министра обороны Азербайджана генерал-полковника Закира Гасанова о готовности решить конфликт силовыми средствами. Многое прояснится после того, когда сопредседатели МГ ОБСЕ встретятся и проведут переговоры в июне месяце с новым армянским руководством.
Но вот что становится любопытным. Первоначальные прогнозы о том, что разница в подходах Пашиняна и прежнего руководства Армении по карабахскому конфликту может сорвать переговоры, пока не сбываются. Пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян заявил, что Ереван, во-первых, «остается приверженным курсу на исключительно мирное разрешение нагорно-карабахской проблемы в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ на основании предложений стран-сопредседателей». Во-вторых, «для этого необходимо претворить в жизнь договоренности, достигнутые на высшем уровне после апрельской агрессии Азербайджана в 2016 году». Напомним, что на встречах на высшем уровне тогда были достигнуты договоренности, в том числе о расширении полномочий группы личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика и создании механизмов расследования инцидентов. То есть выходит, что Ереван продолжает придерживаться прежней переговорной повестки, и новый глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в принципе готов в ближайшее время встретится и провести переговоры со своим азербайджанским коллегой. Интрига в том, кто будет представлять Ереван на высшем уровне на переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию.
А это либо премьер Пашинян, который уже обозначил свою позицию на этом направлении, либо, что тоже возможно, президент Армении Армен Саргсян, которому могут быть переданы соответствующие полномочия. Это не исключает и того, что может быть поднят вопрос об участии в переговорах Степанакерта, публично обозначен этот вопрос на переговорах с МГ ОБСЕ и подготовлены соответствующие условия. Во всяком случае, как бы то ни было, но всё идет к тому, что Ереван стремится избежать обвинений в срыве переговоров, в ходе которых он сможет публично предложить какие-то новые компромиссные варианты для того, чтобы постепенно ввести в этот процесс и Степанакерт. Тем более что в ситуации повышенного международного рейтинга Армении после «революции» она в состоянии перехватить дипломатическую инициативу и укрепить позиции на карабахском направлении.
Теперь остается дождаться того, насколько к новым идеям окажется восприимчивой Минская группа и как дальше будет реагировать Баку, особенно в части перемирия и контроля над линией соприкосновения, очередности в выстраивании предложений и очередности их реализации. Всё лежит сейчас именно в этой плоскости. Что касается Пашиняна, то в игру он может вступить позже и при каких-то иных обстоятельствах.

Источник

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 456
Распечатать
Комментировать