Главная > Политика > Кто поедет в Минск?
Кто поедет в Минск?29 января 2015. Разместил: cenzor |
29.01.2015 - 22:59![]() Вот возьмём слова Леонида Кучмы, который «готовил» срыв встречи контактной группы 16 января в Минске. Основным аргументом у него было то, что на встречу контактной группы должны приехать лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий (как это уже было однажды). И раз Захарченко и Плотницкий не приезжают, то и говорить не с кем. Мол, поэтому украинская сторона и проигнорировала встречу. Давайте посмотрим, насколько убедителен такой аргумент украинской стороны. Во-первых, кто такой Кучма, который ждёт на встречу Захарченко и Плотницкого? Кучма — почётный пенсионер, экс-президент Украины и… всё. Как интерпретировать в политическом пространстве такой статус? Как его отсутствие. И это главное. Кучма никем официально не назначен, значит, он ни за что, ни за какие слова и подписи не отвечает. То есть он-то, может, и отвечает, но вот официальный Киев может отказаться от документа с подписью почётного пенсионера в любой момент. И с юридической точки зрения этот шаг будет оправдан. Вообще есть мнение, что Кучму попросили участвовать в «минском процессе», потому что его не жалко. А Захарченко и Плотницкий? Каков их статус? Они оба — избранные главы своих самопровозглашённых государств, то есть субъектов международного права с особым статусом. Избранные, подчеркну, на демократических, прозрачных, конкурентных выборах, эти их качества отметили и международные наблюдатели из многих стран мира, в том числе западных. Возьму на себя смелость утверждать, что в некотором смысле легитимность Захарченко и Плотницкого с формальной точки зрения даже выше, чем легитимность президента Украины Порошенко. Почему? Вспомните, что Порошенко с формальной точки зрения был избран от всех граждан бывшей Украины, включая Донбасс и, главное, Крым. При этом Крым и подконтрольные территории ДНР и ЛНР не только-де-факто, но и-де-юре не принимали участия в выборах президента Украины. Ну вот представьте себе ситуацию, когда за президента США не только-де-факто, но и-де-юре не голосует Техас. А Вашингтон декларирует, что президент избран всеми США. Можно такие выборы считать полноценными, а избранного президента легитимным? А если, доведём аналогию до конца, Техас-де-факто и-де-юре не участвует в выборах президента США, но при этом-де-факто и-де-юре участвует в выборах президента Мексики — это повысит легитимность президента США? Вот поэтому я и говорю, что с точки зрения формального права легитимность Захарченко и Плотницкого в чём-то даже выше, чем Порошенко. И о чём им говорить с пенсионером Кучмой? Это уже не говоря о том, что даже правовой статус полномочных представителей ДНР и ЛНР на минских встречах — Пушилина и Дейнего — выше, чем статус Кучмы. И Пушилин, и Дейнего прошли процедуру назначения в соответствии с правовыми нормами своих самопровозглашённых республик. В отличие, опять же, от Кучмы — частного лица. Однако не эти аргументы, несмотря на то, что их нельзя просто игнорировать, являются основными для отказа Захарченко и Плотницкого участвовать в минских встречах. Если мы из правового поля переместимся в политическое, то ситуация станет ещё очевиднее. Забудем вопрос о том, с кем разговаривать главам ДНР и ЛНР. Зададимся главным вопросом — о чём? Напомню, 5 сентября был подписан минский протокол. Приведу его, он короткий: 1. Обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия. 2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия. 3. Осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе). 4. Обеспечить постоянный мониторинг на российско-украинской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и Российской Федерации. 5. Немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц. 6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. 7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог. 8. Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации на Донбассе. 9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе). 10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины. 11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона. 12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций. Вот эти пункты и являются тем, что можно назвать «повесткой дня минского процесса». Для любого человека очевидно, что НИ ОДИН пункт из этого протокола не выполнен. За исключением, разве что, последнего. Но и он выполнен, скорее всего, потому, что случая не было проверить. Причём очевидно, что протокол остался пустым звуком не по вине ДНР и ЛНР. Но и здесь самопровозглашённые республики пошли навстречу. Понимая, что некоторые пункты протокола не могут быть выполнены украинской стороной из-за неприемлемых политических рисков, полномочные представители ДНР и ЛНР на переговорах трёхсторонней группы в Минске начали скайп-консультации с украинской стороной, пытаясь расширить повестку и внести в неё вопросы экономического взаимодействия (уголь, электроэнергия, гумпомощь и другие). Зачем? Да чтобы сдвинуть с места минский процесс и «зацепиться» за диалог. Конечно, попытка дополнить минскую повестку экономическими вопросами была продиктована не только желанием сдвинуть с мёртвой точки сами переговоры, но и реальными проблемами как Новороссии, так и Украины. Но и эта попытка оказалась безуспешной. Украинская сторона отказывается вносить дополнения в повестку, и при этом не выполняет свои обязательства по минскому протоколу от 5 сентября. В итоге возникает закономерный вопрос: зачем Захарченко и Плотницкому ехать в Минск? Чтобы поговорить ещё раз о том же самом? Чтобы зафиксировать отсутствие продвижения по минскому протоколу от 5 сентября? Это можно сделать, находясь в Донецке и Луганске. Так что ехать в Минск вести пустые разговоры избранные главы ДНР и ЛНР отказались. И правильно сделали. Уверен, что у них дома работы невпроворот. Однако остаётся последний вопрос: зачем Киев с таким упорством настаивает на участии Захарченко и Плотницкого в пустых переговорах? Я начал с того, что «минский процесс» — сложная, многоходовая и многоуровневая игра. В том числе это игра ролей и позиций. Порошенко позиционирует себя как президента всей Украины (напомню, что без всяких оснований), и потому он заинтересован в том, чтобы главы самопровозглашённых ДНР и ЛНР воспринимались как представители взбунтовавшихся ЧАСТЕЙ того целого — Украины, — президентом чего он якобы является. Поэтому для Порошенко важно, чтобы Захарченко и Плотницкий встречались и обсуждали судьбоносные для них вопросы с почётным пенсионером Кучмой, который официально не представляет никого, даже самого Порошенко. С другой стороны, Захарченко и Плотницкий сделали предельный шаг навстречу, приехав в Минск 5 сентября. С тех пор прошли выборы, которые сделали их легитимными руководителями ДНР и ЛНР, и партнёром для них на переговорах о мирном урегулировании может быть только Порошенко или назначенное Киевом официальное лицо. А для очередных консультаций в Минске ДНР и ЛНР официально назначили полномочных представителей — Пушилина и Дейнего. Если кому-то кажется, что всё это похоже на игру в песочнице, то он ошибается. Внешняя политика в самом своём основании имеет не только протокол, но и церемониал, который иногда позволяет сказать оппоненту то, что словами выразить нельзя, чтобы не вызвать прямую негативную реакцию. Вспомните коллективные фото, когда все мы анализируем, кто с кем стоит. Вспомните цвета национальных рубашек на тихоокеанских саммитах. Много ещё чего можно вспомнить. Можно спросить у мидовцев или у ветеранов советологии, которые анализировали внутреннюю политику по тому, кто за кем входит в зал и кто в каком ряду сидит. Так что при кажущейся суетливости всех этих соображений на фоне кровопролитной гражданской войны в Новороссии, они отражают один — и не последний по значимости — вектор той сложной «игры», которая называется «минский процесс». И не забудем, что призом в этой игре являются не только судьбы государств, но и жизни людей — наших сестёр и братьев. Директор Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве Александр Казаков Источник Вернуться назад |