Броневой кулак ВДВ. О заявлении командующего ВДВ России
28 мая 2016
Хотелось бы прокомментировать достаточно неожиданное и многим не понятное заявление командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Владимира Шаманова. Напомню, что командующий пообещал до конца этого года ввести в состав ВДВ 6 танковых рот, оснащенных танками Т-72Б3М. А в дальнейшем за два года развернуть эти роты до полноценных батальонов.
Очень удивили американские и европейские эксперты. Именно их реакция показала полное незнание сложившейся в сегодняшних армиях ситуации. Авторитетные издания пытались определить, что же будут делать тяжелые по стандартам НАТО Т-72 в ВДВ.
Дело в том, что тяжелые танки невозможно десантировать обычным способом. Да и самолетов, способных это сделать, в мире не так много. Буквально поштучно можно считать. И модернизировать танки для десантирования невозможно.
Так почему генерал Шаманов делает такие заявления? И делает их не на перспективу, когда-нибудь потом, а уже к концу этого года? Для чего командующий требует усилить и без того достаточно увеличенную огневую и броневую мощь соединений и частей Воздушно-десантных войск?
Времена, когда десантники выходили на врага практически с голыми руками и штатным стрелковым оружием, давно прошли. Сегодня у подразделений и частей ВДВ есть не только БМД, но и собственная артиллерия. А новые БМД-4 М «Садовница» вообще не уступают, а во многом и превосходят «сухопутные» БМП и БТР.
Напомним о том, каким вооружением эта машина обладает. Две пушки! 100-мм и 30-мм автоматическая, 30-мм АГС-30. Противотанковый ракетный комплекс «Конкурс». Пулеметы… И при этом БМД позволяет десантировать экипаж прямо в машине. А значит, «Садовница» вступает в бой практически через секунды после того, как коснется земли.
Шаманов обещает до конца 2016 года поставить в ВДВ почти полторы сотни единиц этих машин. А к 2025 году их будет до 1500 в ВДВ. Западные эксперты вообще считают новую БМД по огневой мощи сопоставимой с танками.
Но вернемся к заявлению Шаманова. Ведь генерал не говорил о машинах «сопоставимых по…». Генерал говорил о реально существующих танках. И даже с указанием марки. Так зачем они ВДВ?
Для того, чтобы получить внятный ответ, необходимо сделать краткий экскурс в историю ВДВ.
Кроме вспомогательных подразделений, ВДВ СССР состояла из нескольких дивизий. 7 гвардейская (г. Каунас), 76-я гвардейская (г. Псков), 98-я гвардейская (г. Болград), 103-я гвардейская (г. Витебск), 104-я гвардейская (г. Кировабад, затем Гянжа), 105-я гвардейская горно-пустынная (г. Фергана), 106-я гвардейская (г. Тула), 242 учебный центр ВДВ (44 учебная воздушно-десантная дивизия) (п. Гайжюнай).
Если внимательно присмотритесь, то обнаружите некоторые несоответствия. На самом деле никаких несуразиц в тексте нет. Десантно-штурмовых бригад в составе ВДВ СССР не было. Но сами бригады были. И даже форму ВДВ носили.
В каждом военном округе в подчинении командующего округом были такие бригады и полки (иногда батальоны). 11 ОДШБр (г. Могоча и Амазар), 13 ОДШБр (г. Магдагачи и Завитинск), 21 ОДШБр (г. Кутаиси), 23 ОДШБр (г. Кременчуг), 35 ОДШБр (ГДР, г. Котбус), 36 ОДШБр (пгт. Гарболово), 37 ОДШБр (г. Черняховск), 38 гвардейская ОДШБр (г. Брест), 39 ОДШБр (г. Хыров), 40 ОДШБр (г. Николаев), 56 гвардейская ОДШБр (г. Чирчик, введена в Афганистан), 57 ОДШБр (пгт Актогай), 58 ОДШБр (г. Кременчуг), 83 ОДШБр (Польша, г. Бялогард), 1318 ОДШП (г. Полоцк), 1319 ОДШП (г. Кяхта).
Как видите, состав десантно-штурмовых бригад в составе ВС СССР был внушительным. Но главное заключалось в том, что ВДВ и ДШБ выполняли хоть и похожие, но разные задачи. ВДВ действовали на большом удалении от линии фронта (до 200 км и больше), а вот задачи ДШБ были скромнее (30–40 км и более).
Соответственно формировались и подразделения поддержки. ВДВ десантировались с самолетов, ДШБ с вертолетов. Мощь этих частей и соединений почувствовали на себе душманы Афганистана. Из состава ВДВ в афганской войне участвовала 103-я ВДД. Из состава ОДШБр — 56 ОДШБр. Всего десантники были представлены 18-ю «линейными» батальонами (13 ВДВ и 5 ДШБ), что составляло пятую часть от общего числа батальонов в ДРА.
Сегодня десантно-штурмовые части вошли в состав ВДВ. Это и определило условное деление частей и соединений. Задачи по захвату и удержанию объектов сохранились. А радиус действия ВДВ существенно расширился.
Парашютно-десантные части и воздушно-десантные соединения захватывают объекты. А вот для удержания этих объектов как раз и используются десантно-штурмовые части и подразделения. Именно в помощь этим частям необходимы танки.
Не секрет, что противник после первого удара ПДП или ВДД бывает ошеломлен. Но мощь сухопутных войск, при всем уважении к мужеству и подготовке десантников существенно превышает возможности десантников. И противник будет стараться уничтожить десант именно с помощью тяжелой техники, тяжелой артиллерии, авиации. Вот тут-то и нужна стойкость ДШБр, подкрепленная тяжелой техникой, противотанковыми средствами и беспилотной авиацией.
Кроме этого, в современных военных конфликтах десантирование используется достаточно редко. Существуют средства доставки наземным способом. Потому многие парашютно-десантные части и подразделения используются как аэромобильные. А в этом случае командиру дивизии, а в будущем и полка (бригады) необходимы собственные танковые подразделения. Как стали уже привычными для ВДВ артиллеристы или саперы. Как стали привычными совсем ещё недавно невиданные в нашей армии разведывательные беспилотники и боевые роботы.
Ну, и традиционная «ложка дегтя» от меня. Идея командующего отлично продумана и своевременна. Более того, эта идея витала в головах офицеров уже давно. Ведь такое уже было! Да, было. Были в составе ВДД танки. Правда не Т-72, а Т-62Д. Ещё в 1984 году в составе 103 ВДД вместо артдивизиона был сформирован танковый батальон. Командир дивизии, будущий министр обороны РФ Павел Грачев, тогда очень успешно использовал этот «усеченный по меркам ВДВ» батальон. 22 танка десантников (в составе танкового батальона 31) успешно воевали в афганских горах.
А отказались от этой идеи из-за, увы, не решенного до сих пор вопроса с транспортной авиацией. Транспортные самолеты, которые использует наша армия, проектировались в советское время. И БМД, соответственно, проектировались именно под эти самолеты. Один самолет — один взвод десантников. Это и «Аны», и «Илы».
Но с усилением огневой мощи, бронезащиты и при прочих модернизациях вес боевых машин увеличился. Та же «Садовница» в два раза тяжелее БМД-1. А самолеты остались прежние. Вес танка Т-72 — 44 тонны (против 13,5 «Садовницы»). И поднять такой танк сегодня могут только Ил-76 или Ан-124 «Руслан». Других в армии просто нет.
Танковый взвод может «перевезти» Ан-124. Три танка! Значит, для перевозки роты необходимо 4 (!) вылета. А вот в 76-й войдет всего один танк. Значит, десять самолетов на роту. Достаточно серьезный риск. Современные ПВО вполне способны на уничтожение таких больших и нескоростных целей. Даже на уровне подразделений. Помните огромный вертолет Ми-26, сбитый в Чечне?
Да и количество самолетов ВТА сегодня явно недостаточно. По данным некоторых экспертов, у нас сегодня от 7 до 14 действующих «Русланов» и что-то около сотни Ил-76. А учитывая активное использование этих машин в ходе операции в Сирии и на учениях частей и соединений ВДВ, моторесурс этих машин на грани.
Но в целом реформирование ВДВ назрело. Концепция современной войны постоянно меняется. Поэтому высокомобильные, хорошо механизированные и вооруженные российские десантники сегодня насущная необходимость. Но реформирование это необходимо сопровождать реформами в других отраслях оборонного комплекса. И прежде всего в создании новых, соответствующих новым задачам самолетов и вертолетов ВТА.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)