Почему Чечня — это Россия
29 августа 2016
29.08.2016 - 4:00
Встреча Путина и Кадырова вызвала нездоровую реакцию у националистов с обеих сторон.
Сегодня стало известно о встрече президента России Владимира Путина с временно исполняющим обязанности главы Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Он доложил президенту о социально-экономической ситуации в Чечне и пригласил Владимира Путина посетить Грозный.
Сегодня в чеченской столице проживает почти 300 тысяч человек. После тяжелого послевоенного периода многострадальный город, кажется, наконец, твердо вышел на мирный путь развития. Современному жителю России уже трудно представить Грозный местом успешного сосуществования представителей самых разных народов, национальностей, мировоззрений и вероисповеданий.
А ведь именно таким он был каких-то 50–100 лет назад. И потомкам старых грозненцев (например, из терских казаков) странно слышать от разномастных сепаратистов заявления о том, что, мол, Чечня никогда не была русской и нужно ее из состава России исключить.
На фото: Москва. 26 августа 2016 года. Президент РФ Владимир Путин и временно исполняющий обязанности главы Чечни Рамзан Кадыров (слева направо) во время встречи в Кремле. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Начнем с того, что сам Грозный, тогда еще в виде небольшого гарнизона, заложили именно русские войска, еще в 1818 году. Название крепости дал сам легендарный генерал Алексей Ермолов, усмирявший враждебных горцев. Нужно сразу оговориться, что поход в чеченские земли вовсе не был следствием каких-то «имперских амбиций».
Дело в том, что после входа в состав Российской империи Грузии и Северного Азербайджана перед нашей страной встала необходимость дать протекцию этим новым землям, на которые постоянно совершались набеги. Так что строительство крепости Грозной преследовало прежде всего оборонительные цели и должно было создать препятствие для различных бандитских формирований того времени. Тысячи солдат русской армии проливали кровь и положили жизни за защиту крепости.
В 1851 году население города перешло в казачье сословие, и на некоторое время он был переименован в станицу Грозненскую. Так здесь появились терские и сунженские казаки, род которых не иссяк по сей день. В 1870 году крепость Грозная была упразднена. Слободы, расположившиеся по обе стороны реки Сунжи, объединились в город Грозный, население которого составляло в те времена около 4000 человек.
На фото: Терские казаки в начале XX века в Грозном
Настоящее второе рождение город пережил в начале XX века благодаря развитию нефтяного промысла. Как пишет автор справочника «Весь Грозный и его окрестности» (1914) Дмитрий Приволжский, «Грозный из тихого провинциального городка переродился в одну ночь в крупный шумный центр фабрично-заводской промышленности. По официальной статистике, за один год в Грозный приехало 20 тысяч человек».
К концу года число различных фабрик и заводов в городе превысило полсотни. При этом объемы бурения в 1913 году по сравнению с предыдущим выросли с 17 до 25,5 сажени, а добыча нефти — с 65,4 до 72,6 миллиона пудов (примерно 9,2 миллиона баррелей, если считать современным способом).
Он также описывает, к чему привело подобное разрастание: «Ехали крестьяне, бросая свои поля, ехали рабочие других районов, летели, покачиваясь в купе, инженеры, капиталисты. Грозный оказался переполненным. Гостиницы набиты битком, нигде не было свободных мест. Ни одной свободной квартиры. Цены на них удвоились и утроились… Домишки на слободке Щебелиновке, ближайшей к новым промыслам, продававшиеся раньше по нескольку сот рублей, оцениваются теперь десятками тысяч».
В городе жили и работали в согласии представители множества национальностей: русские, чеченцы, ингуши, армяне, грузины, персы, поляки, немцы, французы и евреи. Совсем рядом стояли синагога и мечеть, сверкали куполами православные храмы.
За весь 1913 год, по данным справочника, в Грозном было убито 5 человек, «всего умерло от насилий и случайностей — 34». Из военного гарнизона город превратился в промышленный центр международного значения, где жили не только солдаты и казаки, но и дворяне, инженеры, богатые купцы.
Свои коррективы внесла послереволюционная жизнь. Печальные события XX века пронеслись по Кавказу, как и по всей России. Восстания и приход советской власти, переселение горцев, эвакуация населения в годы Великой Отечественной войны, частичная немецкая оккупация и битва за Кавказ — все это регион пережил непросто. Тень многих событий того времени до сих пор лежит на Северном Кавказе, как говорят психологи, «незакрытым гештальтом».
Но если посмотреть фотографии из Чечни 1960-х годов, мы увидим обычный советский город, с трамваями, клумбами, беседками, пышными зданиями в центре и многоэтажками или частными домами на окраинах. И никогда никому в голову бы не пришло сказать, что по какой-то надуманной причине Чечня должна отделиться от Российской империи или же от Советского Союза.
И с какой, действительно, стати должна наша страна отказываться от земли, которую наши солдаты обильно поливали кровью на протяжении двух с половиной веков, на которой стояли наши храмы и заводы, где сейчас постепенно вновь возрождается терское и сунженское казачество, пережившее несколько страшных волн чисток и гонений.
«Кто не видел часовню в городском саду? Она стоит, мигая теплющимся огоньком лампады среди шума, гама, искрящегося смеха, модного флирта», — писал Дмитрий Приволжский в 1914 году. Он рассказывает старинную историю чудотворной иконы Божией Матери, которая осталась абсолютно нетронутой под горой пепла в храме, сожженном после очередного набега бандитов на Грозный.
История повторилась почти спустя сто лет, когда в чеченской столице была восстановлена разрушенная войной казачья православная церковь Михаила Архангела. Настоятеля храма боевики похитили и зверски убили в 1996 году. В 2006 году, при посредничестве руководства республики, он был восстановлен. На освящении храма епископ местной епархии Феофан назвал событие свидетельством того, что в современной России представители разных религий могут мирно сосуществовать.
Восстановление православных храмов в Северо-Кавказских республиках продолжается; возвращаются и потомки тех, кто был вынужден покинуть Чечню в минувшие годы. Что бы ни говорили сепаратисты из любого лагеря, основанный Ермоловым Грозный немыслим без России, а Россия — без Грозного.
Анастасия Казимирко-Кириллова, Царьград
Встреча Путина и Кадырова вызвала нездоровую реакцию у националистов с обеих сторон.
Сегодня стало известно о встрече президента России Владимира Путина с временно исполняющим обязанности главы Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Он доложил президенту о социально-экономической ситуации в Чечне и пригласил Владимира Путина посетить Грозный.
Сегодня в чеченской столице проживает почти 300 тысяч человек. После тяжелого послевоенного периода многострадальный город, кажется, наконец, твердо вышел на мирный путь развития. Современному жителю России уже трудно представить Грозный местом успешного сосуществования представителей самых разных народов, национальностей, мировоззрений и вероисповеданий.
А ведь именно таким он был каких-то 50–100 лет назад. И потомкам старых грозненцев (например, из терских казаков) странно слышать от разномастных сепаратистов заявления о том, что, мол, Чечня никогда не была русской и нужно ее из состава России исключить.
На фото: Москва. 26 августа 2016 года. Президент РФ Владимир Путин и временно исполняющий обязанности главы Чечни Рамзан Кадыров (слева направо) во время встречи в Кремле. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Начнем с того, что сам Грозный, тогда еще в виде небольшого гарнизона, заложили именно русские войска, еще в 1818 году. Название крепости дал сам легендарный генерал Алексей Ермолов, усмирявший враждебных горцев. Нужно сразу оговориться, что поход в чеченские земли вовсе не был следствием каких-то «имперских амбиций».
Дело в том, что после входа в состав Российской империи Грузии и Северного Азербайджана перед нашей страной встала необходимость дать протекцию этим новым землям, на которые постоянно совершались набеги. Так что строительство крепости Грозной преследовало прежде всего оборонительные цели и должно было создать препятствие для различных бандитских формирований того времени. Тысячи солдат русской армии проливали кровь и положили жизни за защиту крепости.
В 1851 году население города перешло в казачье сословие, и на некоторое время он был переименован в станицу Грозненскую. Так здесь появились терские и сунженские казаки, род которых не иссяк по сей день. В 1870 году крепость Грозная была упразднена. Слободы, расположившиеся по обе стороны реки Сунжи, объединились в город Грозный, население которого составляло в те времена около 4000 человек.
На фото: Терские казаки в начале XX века в Грозном
Настоящее второе рождение город пережил в начале XX века благодаря развитию нефтяного промысла. Как пишет автор справочника «Весь Грозный и его окрестности» (1914) Дмитрий Приволжский, «Грозный из тихого провинциального городка переродился в одну ночь в крупный шумный центр фабрично-заводской промышленности. По официальной статистике, за один год в Грозный приехало 20 тысяч человек».
К концу года число различных фабрик и заводов в городе превысило полсотни. При этом объемы бурения в 1913 году по сравнению с предыдущим выросли с 17 до 25,5 сажени, а добыча нефти — с 65,4 до 72,6 миллиона пудов (примерно 9,2 миллиона баррелей, если считать современным способом).
Он также описывает, к чему привело подобное разрастание: «Ехали крестьяне, бросая свои поля, ехали рабочие других районов, летели, покачиваясь в купе, инженеры, капиталисты. Грозный оказался переполненным. Гостиницы набиты битком, нигде не было свободных мест. Ни одной свободной квартиры. Цены на них удвоились и утроились… Домишки на слободке Щебелиновке, ближайшей к новым промыслам, продававшиеся раньше по нескольку сот рублей, оцениваются теперь десятками тысяч».
В городе жили и работали в согласии представители множества национальностей: русские, чеченцы, ингуши, армяне, грузины, персы, поляки, немцы, французы и евреи. Совсем рядом стояли синагога и мечеть, сверкали куполами православные храмы.
За весь 1913 год, по данным справочника, в Грозном было убито 5 человек, «всего умерло от насилий и случайностей — 34». Из военного гарнизона город превратился в промышленный центр международного значения, где жили не только солдаты и казаки, но и дворяне, инженеры, богатые купцы.
Свои коррективы внесла послереволюционная жизнь. Печальные события XX века пронеслись по Кавказу, как и по всей России. Восстания и приход советской власти, переселение горцев, эвакуация населения в годы Великой Отечественной войны, частичная немецкая оккупация и битва за Кавказ — все это регион пережил непросто. Тень многих событий того времени до сих пор лежит на Северном Кавказе, как говорят психологи, «незакрытым гештальтом».
Но если посмотреть фотографии из Чечни 1960-х годов, мы увидим обычный советский город, с трамваями, клумбами, беседками, пышными зданиями в центре и многоэтажками или частными домами на окраинах. И никогда никому в голову бы не пришло сказать, что по какой-то надуманной причине Чечня должна отделиться от Российской империи или же от Советского Союза.
И с какой, действительно, стати должна наша страна отказываться от земли, которую наши солдаты обильно поливали кровью на протяжении двух с половиной веков, на которой стояли наши храмы и заводы, где сейчас постепенно вновь возрождается терское и сунженское казачество, пережившее несколько страшных волн чисток и гонений.
«Кто не видел часовню в городском саду? Она стоит, мигая теплющимся огоньком лампады среди шума, гама, искрящегося смеха, модного флирта», — писал Дмитрий Приволжский в 1914 году. Он рассказывает старинную историю чудотворной иконы Божией Матери, которая осталась абсолютно нетронутой под горой пепла в храме, сожженном после очередного набега бандитов на Грозный.
История повторилась почти спустя сто лет, когда в чеченской столице была восстановлена разрушенная войной казачья православная церковь Михаила Архангела. Настоятеля храма боевики похитили и зверски убили в 1996 году. В 2006 году, при посредничестве руководства республики, он был восстановлен. На освящении храма епископ местной епархии Феофан назвал событие свидетельством того, что в современной России представители разных религий могут мирно сосуществовать.
Восстановление православных храмов в Северо-Кавказских республиках продолжается; возвращаются и потомки тех, кто был вынужден покинуть Чечню в минувшие годы. Что бы ни говорили сепаратисты из любого лагеря, основанный Ермоловым Грозный немыслим без России, а Россия — без Грозного.
Анастасия Казимирко-Кириллова, Царьград
Источник - Русская весна