Африканская сестра России
1 января 1970
Имя святителя Фрументия, чья память совершается в мае, малоизвестно даже глубоко воцерковлённым православным людям. А ведь он стоял у истоков самобытной цивилизации с подлинно героической историей, продолжающейся до сих пор.
Благодаря проповеди Фрументия христианство стало государственной религией Эфиопии, тогдашнего Аксума. Путешествуя по Красному морю, он был захвачен эфиопскими воинами, но сила слова оказалась сильнее меча. Так выходец из Восточно-Римской империи приобщил восточную Африку к Византийской православной ойкумене. В середине IV века первый православный император Константин обращался к правителю Аксума Эзану «дорогой брат мой», подразумевая и равенство титулов, и братство во Христе.
Православная вера оказалась источником невероятной стойкости для народа Эфиопии. Отрезанная от центра Православной цивилизации, Константинополя, арабским нашествием, страна не склонила голову перед завоевателями. На протяжении тысячелетия её жители мужественно отражали натиск с севера и востока, а затем и с запада. Впечатляющий факт: Эфиопия осталась единственным государством Африканского континента, не захваченным западными колонизаторами, отразившим все военные экспедиции европейцев!
Эфиопия, как и Россия, является дочерней ветвью Византийской православной цивилизации. Действительно, в судьбах цивилизаций-сестёр много общего.
Прежде всего, пожалуй, это культ воинского героизма и способность самоотверженно защищать национальную свободу. Ведь если не считать Японию, к началу ХХ века только два государства на планете не подчинились глобальному доминированию Запада: православная Россия и православная Эфиопия.
Не меньше государственной независимости там чтят культурную самобытность. Подобно тому, как Россия хранит кириллицу, Эфиопия применяет свою оригинальную письменность, уходящую корнями в древнюю Грецию, Индию и Аравию.
Третье сходство России и Эфиопии — бережная национальная политика. Если Европу русский мыслитель Вадим Кожинов справедливо назвал «кладбищем народов», если древние народы Северной Африки после арабского нашествия едва уцелели как редкие реликты, то и в России, и в Эфиопии живо первичное этническое разнообразие, а письменные культуры созданы не только для миллионных этносов, но даже для малых племён.
Современная Эфиопия — это не древний осколок погибшей Византии, чудом сбережённый в африканских горах. Это бурно развивающаяся, перспективная культура. Сегодня в Африке набирает популярность движение за переход всех негритянских народов на эфиопскую письменность, с отказом от колониальной латиницы. Всё больше уроженцев чёрного континента и афроамериканцев интересуется эфиопской религией. И хотя учение Эфиопской православной церкви отличается от ортодоксального Православия (там опираются на решения только трёх первых Вселенских Соборов), вероучительная эволюция эфиопских богословов ведёт их к сближению со своими русскими и греческими братьями. Нельзя исключать, что Эфиопия станет центром, духовным локомотивом формирующейся на наших глазах большой Африканской цивилизации, и что эта цивилизация, так же как и наша, будет продолжательницей Византийской традиции.
Современные русские знают Эфиопию лишь как родину Абрама Ганнибала, прадеда нашего национального гения Александра Пушкина. Наиболее продвинутые, посвящённые в достижения палеогенетики, могут добавить, что Эфиопия — прародина всего человечества, доисторический Эдем, где локализованы обитание «у-хромосомного» Адама и «митохондиальной» Евы.
К сожалению, почти никто не знает, что представляет Эфиопия сегодня. А это бурно развивающаяся страна, с населением в 100 миллионов человек, с ежегодным естественным приростом в три миллиона и ежегодным приростом ВВП в 10%. Эфиопия будет играть важную роль в будущем планеты. И это наш духовный родственник, наш потенциальный союзник.
Давайте не будем забывать об этом, наткнувшись в святцах на незнакомое имя Фрументия, жившего тысячу семьсот лет назад.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)