От Русского океана до Русских гор: России очень нужны русские имена
6 мая 2020
06.05.2020 - 5:00
Родина начинается с русских имён. В ином случае, это территория Иванов, не помнящих своего родства.
На центральных площадях многих российских городов красуются величественные монументы вождю мирового пролетариата. В названиях огромного количества населенных пунктов, улиц, проспектов закостеневшая топонимика советской эпохи. Как будто и не было никаких перемен в жизни России. Фасадный лик все тот же!
Большевики относились к топонимике, как важной составляющей идеологии и, не считаясь с затратами, переименовывали что угодно и невероятно много.
В двадцатые — тридцатые голод, холод, дыр в экономике пруд пруди, а на карте — города, новизной имен режущие слух обывателю: Троцк… Зиновьевск… Молотовск… Красный Луч… Советская Гавань! Новая власть утверждала господство не только силой, но, прежде всего, идеологически затуманивала мозги неграмотным людям. Да и образованных граждан смогла перетянуть на свою сторону. Поучиться мастерству убеждения у большевиков не помешало бы нынешним властям!
Я не призываю слепо копировать советских идеологов и массово все переименовывать. Но отчасти воспользоваться опытом стоит. Опыт у победителей в гражданской войне перенять не зазорно.
Океану, морю и проливу — наше имя
На карте мира немало водных этнонимов. Индийский океан и плеяда морей: Восточно-Китайское и Южно-Китайское, Норвежское, Японское, Ирландское. У кого-то заливы либо проливы. А у русских что? Мы не великая нация, Россия не мировая держава?!
Несколько лет назад директор Института экспертных оценок, профессор МГУ Николай Павлюк предложил переименовать Северный Ледовитый океан в Русский. Предложение в российском интеллектуальном сообществе горячо пообсуждали и благополучно забыли. Власти инициативу ученого, вообще, не заметили. А жаль…
У России больше, чем у других северных стран, прав на новое имя. Акватория Северного Ледовитого океана более чем наполовину омывает берега Российского государства. Мы проложили уникальный Северный морской путь и только у России атомный ледокольный флот. Большая часть открытий, научных исследований на Арктическом Севере принадлежит нашим соотечественникам. Научные арктические экспедиции для россиян привычное явление, не вызывающие абсолютно никакого ажиотажа.
Арктика наше все, и потому, Северный Ледовитый океан должен быть Русским!
Переименование океанов и морей дело международное, требует согласия мирового сообщества. Необходимы компромиссы. Политика, в принципе, искусство их нахождения. России можно предложить переименовать сразу два океана: Северный Ледовитый и Южный. У полюсных акваторий названия безликие. Один океан будет Русский, другой… Английский. Соединенные Штаты, как и другие англоязычные страны, наверняка, поддержат стратегического союзника — Великобританию! Англичане внесли большой вклад в исследование Антарктиды. Одно только покорение Южного полюса экспедицией Роберта Скотта чего стоит!
«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — надпись на кресте, воздвигнутом на месте гибели английской экспедиции, стала девизом многих отважных исследователей, синонимом несгибаемости человеческого духа!
С морем проще. Удовлетворить национальную гордость можно, переименовав Охотское в Русское. Оно наиболее удобно для переименования. Воды Охотского моря практически полностью в российских пределах, международных согласований не потребуется. Символически застолбив обширную акваторию на Дальнем Востоке, оставим на века русский след!
Закончу водную тему проливом. Да-а, Русским проливом! Керченский пролив переименовать в Русский! Не забыли популярный лозунг «Крым наш»? Да и на противоположном таманском берегу в древности княжество Тмутараканское находилось. Русское княжество. Такие вот основания… в память о далеком прошлом и не очень далеком!
Равняемся на китайцев и французов
В Поднебесной есть не только Великая Китайская стена, но и равнина. Великая Китайская. У китайцев, вообще, много чего великого, неповторимого, но, прежде всего, крупнейшая и очень древняя цивилизация, которая свято чтит национальные корни и собственного величия не чурается!
У России тоже есть великая равнина, но с географически нейтральным именем: Восточно-Европейская. Почему бы не назвать ее, по примеру соседей, Великой Русской равниной? А под Русские горы вполне подошел бы горный хребет Сихотэ-Алинь. Мы же считаем Дальний Восток неотъемлемой территорией России… Горам хотя бы дать кровное имя, обозначив факт присутствия государствообразующего народа!
Французы гордятся Великой Французской революцией конца восемнадцатого века, повлиявшей на последующие судьбы Европы. У нас доминирует идеологема трех революций. Про революцию 1905 — 1907 годов, говорить, собственно, нечего. Она так и называется — Первая Русская революция. Произошедшую в 1917-м большевики разъединили по идеологическим соображениям. Большевистская трактовка до сих пор не оспорена.
Целесообразно события семнадцатого года назвать Великой Русской революцией. По примеру французов. Чем русские хуже? Наша революция круче французской. Мы 70 лет строили, пусть и не до конца успешно, новую социальную формацию — социализм с коммунизмом.
Мировая социалистическая система фактически была создана Советским Союзом и, в целом, влияние нашей страны на мировую политику трудно переоценить.
Революцию 1917 года разделить на два этапа — Февральский и Октябрьский. Французская тоже дифференцируется. Якобинский период, Термидорианский…
Прежний режим оставил следы даже в Арктике. Архипелаг Северная Земля состоит из четырех относительно крупных островов: Большевик, Октябрьской революции, Комсомолец, Пионер. Логично присвоить архипелагу имя Великой Русской революции! Не важно, как и кто относится к большевикам и их политике. Колоссальная, общемировая значимость русской драмы, разыгравшейся в 1917 году, заслуживает отражения в топониме.
Забытые воители и правители
Немало имен из истории Древней Руси сейчас на слуху. Атомным подлодкам типа «Борей» даются имена русских князей, славных воителей Отечества: Юрия Долгорукого, Александра Невского, Владимира Мономаха, Владимира Великого, Олега Вещего.
Последнего в советское время не жаловали, хотя он вероятный основатель государства у восточных славян. Именно ему Пушкин посвятил замечательное произведение «Песнь о Вещем Олеге». Большинство историков считают Олега Вещего легендарным героем, а его деяния, в том числе прибивание щита на врата Царьграда, да и саму смерть от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня, вымыслом летописца. Но кто-то на самом деле объединил восточнославянские племена в протогосударство, сделав Киев его столицей?! Летописец Нестор назвал имя первого правителя Руси — Олег Вещий.
Что касается вымысла, без этого не обошелся ни один правитель того времени. Мифология прошлого породила массу сюжетов в стиле фэнтези и европейцы, к примеру, с удовольствием их раскручивают, восхваляя героев саг и прочих сказаний!
Олег Вещий заслуживает более широкого упоминания в жизни современной России. Почему бы в Новгороде Великом, где он начинал править, не поставить ему памятник? Это, в первую очередь, важно для нас, чтоб младые русы не были Иванами, не помнящими своего родства!
Был в Древней Руси знаменитый воитель, князь Святослав, прозванный Храбрым. Любил посылать противнику поистине рыцарское предупреждение о походе: «Иду на Вы». Святослав разгромил Иудейско-Хазарский каганат, которому восточные славяне платили дань. Имя бесстрашного русского князя затерялось в анналах истории и о нем сейчас ничто не напоминает.
Еще один полузабытый легендарный персонаж из героического прошлого — Евпатий Коловрат. Совершил ли рязанский боярин, русский воин, описываемый летописцем бессмертный подвиг или нет, мы вряд ли узнаем. Машина времени еще не изобретена. Есть красивая и необычайно мужественная легенда, знать которую просто обязано молодое поколение. И воспитываться на подобных примерах, даже если все обстояло несколько иначе. Чрезвычайно важно запрограммировать этническую героику в сознание молодых людей, чтоб гордились нашими батырами.
Посыл «русские не сдаются» должен стать чертой национального характера, духовным кодом молодежи. От нее, в конечном счете, зависит будущее нации и России.
Хотелось бы высказать пожелание, чтоб имя Евпатия Коловрата присваивали новым кораблям Военно-Морского Флота.
Ивана Третьего современники прозвали Великим. Ему удалось окончательно сбросить татарское ярмо и собрать северо-восточные русские земли в единое государство. Он — первый «Государь всея Руси», Московии, как называли молодую страну. Женился на племяннице последнего византийского императора. Двуглавый орел — государственный герб павшей от турок православной Византии — перешел к России. Москва стала Третьим Римом. Про Ивана Великого знают преимущественно историки. Ни монумента, ни корабля с его именем!
В забытье пребывают талантливейшие русские военачальники: генералы Котляревский и Барятинский, фельдмаршалы Румянцев и Паскевич. Генерал Скобелев — Суворов девятнадцатого века — в том же ряду. Почти неизвестен в массовом сознании царский воевода начала семнадцатого столетия Скопин-Шуйский. Жизнь князя Михаила рано оборвалась, но он успел показать себя блестящим стратегом, выиграв ряд сражений.
Есть у нас Историческое и Военно-историческое общества, призванные извлекать из небытия неоправданно забытых государственных деятелей, полководцев, значимых лиц отечественной истории. Работают общественные структуры, видимо, без должного энтузиазма. Результаты их исследований гражданам России не представлены, во всяком случае, в каком-то достаточно широком плане.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — писал в восемнадцатом веке Михайло Ломоносов. Слова великого русского ученого актуальны поныне.
Читайте также: Президент Чехии резко прокомментировал снос памятника маршалу Коневу
Валерий Капленков, политолог, специально для «Русской Весны»
Родина начинается с русских имён. В ином случае, это территория Иванов, не помнящих своего родства.
На центральных площадях многих российских городов красуются величественные монументы вождю мирового пролетариата. В названиях огромного количества населенных пунктов, улиц, проспектов закостеневшая топонимика советской эпохи. Как будто и не было никаких перемен в жизни России. Фасадный лик все тот же!
Большевики относились к топонимике, как важной составляющей идеологии и, не считаясь с затратами, переименовывали что угодно и невероятно много.
В двадцатые — тридцатые голод, холод, дыр в экономике пруд пруди, а на карте — города, новизной имен режущие слух обывателю: Троцк… Зиновьевск… Молотовск… Красный Луч… Советская Гавань! Новая власть утверждала господство не только силой, но, прежде всего, идеологически затуманивала мозги неграмотным людям. Да и образованных граждан смогла перетянуть на свою сторону. Поучиться мастерству убеждения у большевиков не помешало бы нынешним властям!
Я не призываю слепо копировать советских идеологов и массово все переименовывать. Но отчасти воспользоваться опытом стоит. Опыт у победителей в гражданской войне перенять не зазорно.
Океану, морю и проливу — наше имя
На карте мира немало водных этнонимов. Индийский океан и плеяда морей: Восточно-Китайское и Южно-Китайское, Норвежское, Японское, Ирландское. У кого-то заливы либо проливы. А у русских что? Мы не великая нация, Россия не мировая держава?!
Несколько лет назад директор Института экспертных оценок, профессор МГУ Николай Павлюк предложил переименовать Северный Ледовитый океан в Русский. Предложение в российском интеллектуальном сообществе горячо пообсуждали и благополучно забыли. Власти инициативу ученого, вообще, не заметили. А жаль…
У России больше, чем у других северных стран, прав на новое имя. Акватория Северного Ледовитого океана более чем наполовину омывает берега Российского государства. Мы проложили уникальный Северный морской путь и только у России атомный ледокольный флот. Большая часть открытий, научных исследований на Арктическом Севере принадлежит нашим соотечественникам. Научные арктические экспедиции для россиян привычное явление, не вызывающие абсолютно никакого ажиотажа.
Арктика наше все, и потому, Северный Ледовитый океан должен быть Русским!
Переименование океанов и морей дело международное, требует согласия мирового сообщества. Необходимы компромиссы. Политика, в принципе, искусство их нахождения. России можно предложить переименовать сразу два океана: Северный Ледовитый и Южный. У полюсных акваторий названия безликие. Один океан будет Русский, другой… Английский. Соединенные Штаты, как и другие англоязычные страны, наверняка, поддержат стратегического союзника — Великобританию! Англичане внесли большой вклад в исследование Антарктиды. Одно только покорение Южного полюса экспедицией Роберта Скотта чего стоит!
«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — надпись на кресте, воздвигнутом на месте гибели английской экспедиции, стала девизом многих отважных исследователей, синонимом несгибаемости человеческого духа!
С морем проще. Удовлетворить национальную гордость можно, переименовав Охотское в Русское. Оно наиболее удобно для переименования. Воды Охотского моря практически полностью в российских пределах, международных согласований не потребуется. Символически застолбив обширную акваторию на Дальнем Востоке, оставим на века русский след!
Закончу водную тему проливом. Да-а, Русским проливом! Керченский пролив переименовать в Русский! Не забыли популярный лозунг «Крым наш»? Да и на противоположном таманском берегу в древности княжество Тмутараканское находилось. Русское княжество. Такие вот основания… в память о далеком прошлом и не очень далеком!
Равняемся на китайцев и французов
В Поднебесной есть не только Великая Китайская стена, но и равнина. Великая Китайская. У китайцев, вообще, много чего великого, неповторимого, но, прежде всего, крупнейшая и очень древняя цивилизация, которая свято чтит национальные корни и собственного величия не чурается!
У России тоже есть великая равнина, но с географически нейтральным именем: Восточно-Европейская. Почему бы не назвать ее, по примеру соседей, Великой Русской равниной? А под Русские горы вполне подошел бы горный хребет Сихотэ-Алинь. Мы же считаем Дальний Восток неотъемлемой территорией России… Горам хотя бы дать кровное имя, обозначив факт присутствия государствообразующего народа!
Французы гордятся Великой Французской революцией конца восемнадцатого века, повлиявшей на последующие судьбы Европы. У нас доминирует идеологема трех революций. Про революцию 1905 — 1907 годов, говорить, собственно, нечего. Она так и называется — Первая Русская революция. Произошедшую в 1917-м большевики разъединили по идеологическим соображениям. Большевистская трактовка до сих пор не оспорена.
Целесообразно события семнадцатого года назвать Великой Русской революцией. По примеру французов. Чем русские хуже? Наша революция круче французской. Мы 70 лет строили, пусть и не до конца успешно, новую социальную формацию — социализм с коммунизмом.
Мировая социалистическая система фактически была создана Советским Союзом и, в целом, влияние нашей страны на мировую политику трудно переоценить.
Революцию 1917 года разделить на два этапа — Февральский и Октябрьский. Французская тоже дифференцируется. Якобинский период, Термидорианский…
Прежний режим оставил следы даже в Арктике. Архипелаг Северная Земля состоит из четырех относительно крупных островов: Большевик, Октябрьской революции, Комсомолец, Пионер. Логично присвоить архипелагу имя Великой Русской революции! Не важно, как и кто относится к большевикам и их политике. Колоссальная, общемировая значимость русской драмы, разыгравшейся в 1917 году, заслуживает отражения в топониме.
Забытые воители и правители
Немало имен из истории Древней Руси сейчас на слуху. Атомным подлодкам типа «Борей» даются имена русских князей, славных воителей Отечества: Юрия Долгорукого, Александра Невского, Владимира Мономаха, Владимира Великого, Олега Вещего.
Последнего в советское время не жаловали, хотя он вероятный основатель государства у восточных славян. Именно ему Пушкин посвятил замечательное произведение «Песнь о Вещем Олеге». Большинство историков считают Олега Вещего легендарным героем, а его деяния, в том числе прибивание щита на врата Царьграда, да и саму смерть от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня, вымыслом летописца. Но кто-то на самом деле объединил восточнославянские племена в протогосударство, сделав Киев его столицей?! Летописец Нестор назвал имя первого правителя Руси — Олег Вещий.
Что касается вымысла, без этого не обошелся ни один правитель того времени. Мифология прошлого породила массу сюжетов в стиле фэнтези и европейцы, к примеру, с удовольствием их раскручивают, восхваляя героев саг и прочих сказаний!
Олег Вещий заслуживает более широкого упоминания в жизни современной России. Почему бы в Новгороде Великом, где он начинал править, не поставить ему памятник? Это, в первую очередь, важно для нас, чтоб младые русы не были Иванами, не помнящими своего родства!
Был в Древней Руси знаменитый воитель, князь Святослав, прозванный Храбрым. Любил посылать противнику поистине рыцарское предупреждение о походе: «Иду на Вы». Святослав разгромил Иудейско-Хазарский каганат, которому восточные славяне платили дань. Имя бесстрашного русского князя затерялось в анналах истории и о нем сейчас ничто не напоминает.
Еще один полузабытый легендарный персонаж из героического прошлого — Евпатий Коловрат. Совершил ли рязанский боярин, русский воин, описываемый летописцем бессмертный подвиг или нет, мы вряд ли узнаем. Машина времени еще не изобретена. Есть красивая и необычайно мужественная легенда, знать которую просто обязано молодое поколение. И воспитываться на подобных примерах, даже если все обстояло несколько иначе. Чрезвычайно важно запрограммировать этническую героику в сознание молодых людей, чтоб гордились нашими батырами.
Посыл «русские не сдаются» должен стать чертой национального характера, духовным кодом молодежи. От нее, в конечном счете, зависит будущее нации и России.
Хотелось бы высказать пожелание, чтоб имя Евпатия Коловрата присваивали новым кораблям Военно-Морского Флота.
Ивана Третьего современники прозвали Великим. Ему удалось окончательно сбросить татарское ярмо и собрать северо-восточные русские земли в единое государство. Он — первый «Государь всея Руси», Московии, как называли молодую страну. Женился на племяннице последнего византийского императора. Двуглавый орел — государственный герб павшей от турок православной Византии — перешел к России. Москва стала Третьим Римом. Про Ивана Великого знают преимущественно историки. Ни монумента, ни корабля с его именем!
В забытье пребывают талантливейшие русские военачальники: генералы Котляревский и Барятинский, фельдмаршалы Румянцев и Паскевич. Генерал Скобелев — Суворов девятнадцатого века — в том же ряду. Почти неизвестен в массовом сознании царский воевода начала семнадцатого столетия Скопин-Шуйский. Жизнь князя Михаила рано оборвалась, но он успел показать себя блестящим стратегом, выиграв ряд сражений.
Есть у нас Историческое и Военно-историческое общества, призванные извлекать из небытия неоправданно забытых государственных деятелей, полководцев, значимых лиц отечественной истории. Работают общественные структуры, видимо, без должного энтузиазма. Результаты их исследований гражданам России не представлены, во всяком случае, в каком-то достаточно широком плане.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — писал в восемнадцатом веке Михайло Ломоносов. Слова великого русского ученого актуальны поныне.
Читайте также: Президент Чехии резко прокомментировал снос памятника маршалу Коневу
Валерий Капленков, политолог, специально для «Русской Весны»
Источник - Русская весна