Украина как действующий музей тоталитаризма
1 января 1970
Чтобы увидеть тоталитаризм не надо идти в Музей тоталитаризма на ВДНХ — достаточно посмотреть вокруг.
Сегодня, в Киеве прошла пресс-конференция, посвященная созданию в столице Украины Музея монументальной пропаганды СССР, или проще — музея тоталитаризма. Идея такого музея принадлежит секретарю Киевсовета Владимиру Прокопиву, а разработчиком его концепции стал галерист, арт-менеджер Владимир Кадыгроб.
Открытие этого проекта планируется приурочить к столетнему юбилею Октябрьской революции — причем, организаторы уже выразили надежду на то, что новый музей, который откроется для посетителей на ВДНХ, войдет в топ-десятку туристических объектов Киева.
Общая площадь музея будет составлять 2 гектара. По словам руководителя проекта Максима Бахматова, на реализацию идеи планируется привлечь 15–20 млн. грн. Его экспонатами станут демонтированные в связи с декоммунизацией памятники — прежде всего, вандализированные националистами монументальные скульптуры. Решать, какие скульптуры войдут в коллекцию Музея, будет Институт национальной памяти Украины.
Это не первый музей в современной Украине, который вполне о крыто декларирует своей целью переосмысление, переписывание истории и создание новой идентичности украинцев. Так, в 2015 году под эгидой Института национальной памяти, который курирует данный проект, был создан «Мемориальный комплекс Героев Небесной Сотни — Музей Революции достоинства».
А через год, в мае 2016 года, по инициативе украинских военных в Днепропетровске был открыт первый на Украине музей антитеррористической операции (АТО), в котором представлено около 400 экспонатов, привезенных из зоны АТО. При этом экспозиция музея иллюстрирует официальную украинскую версию событий на Донбассе, представляя людей, которые бомбили мирные города, героями, а местных жителей — врагами и террористами. Впрочем, сами музейщики не скрывают что «интерпретировать» новейшую историю не просто — даже имея в своем распоряжении государственные деньги и административный ресурс.
«Самый большой вызов для нас — это „горячая история“. Каким образом не заморозить ее, каким образом ее интерпретировать, когда субъекты истории должны превратиться в объекты экспозиции. Сама история Майдана неоднозначна. Для одних Майдан — это победа, для других — это упущенные возможности. Для третьих — это оккупированные территории, утраченные дома. Еще для других людей вне Украины — это измененная реальность», — рассказывает об этих противоречиях генеральный директор Национального Музея Революции Достоинства Игорь Пошивайло.
Можно сказать, что с помощью подобных музеев в общественном сознании Украины создается и закрепляется на уровне рефлекса ассоциативные связки — «достоинство-патриотизм-демократия-Украина», а также, «тоталитаризм-коммунизм-СССР-Россия». На самом деле, речь идет о формировании тоталитарной версии новой и новейшей истории, любые версии которой объявят изменой Родине и демократическим ценностям.
Майдана Ведь что такое тоталитаризм, который, по мнению украинских чиновников, остался у нас только в музее? Это ущемление прав и свобод граждан, запрет свободы слова, преследование инакомыслящих. Не это ли мы видим сейчас в современной Украине?
Новые законы, запрещающие ввоз изданных в РФ книг, отключение российских телеканалов, запрет социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники, подробные инструкции о том, как доносить на сограждан за бытовой сепаратизм, публикация на сайте «Миротворец» личных данных журналистов и просто неблагонадежных, аресты за посты в соцсетях, увольнения с работы учителей и преподавателей вузов за фотографии в Москве и множество подобных фактов показывают: чтобы увидеть тоталитаризм не надо идти в Музей тоталитаризма на ВДНХ — достаточно посмотреть вокруг.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)