Ужас Эстонии — не танки, а… цистерны РФ
18 апреля 2016
18.04.2016 - 5:00
«Свободная пресса» — о том, как Таллин инициировал «естественную войну» с Россией — жесткую экономическую конкуренцию.
В Таллине — паника. И вовсе не из-за российских танков, которыми несколько лет назад пугал министр обороны Март Лаар, бывший советник Саакашвили, а из-за… цистерн.
Все оказалось гораздо хуже. Танки не придут, что снижает электоральную базу местных правых, а вот цистерны с мазутом уходят. Эстонская делегация рванула в Москву, чтобы попытаться удержать российский транзит.
Итак, в балтийской республике произошло обрушение российского транзита. По данным эстонской государственной железнодорожной компании EVR Cargo, объем грузоперевозок между Россией и Эстонией в начале года упал на 39%, процесс продолжается. Председатель правления EVR Cargo Рауль Тоомсалу опасается: падение железнодорожного транзита из РФ приведет к массовым сокращениям.
Такая проблема уже возникала после апреля 2007-го, когда власти страны убрали из центра Таллина памятник воину — освободителю от фашизма — «Бронзового солдата», из-за чего в столице возникли волнения, жестоко подавленные полицией, был убит местный житель — гражданин России, и многие наши компании объявили бойкот Эстонии. В том числе и РЖД. Компания прекратила поставки нефти «в связи с ремонтом дороги».
По подсчетам экс-премьера Эстонии, председателя совета силламяэского порта Sillamae Sadam AS Тийта Вяхи, выступавшего за нормальные отношения с Россией, потери из-за проблем с РФ составили 8 миллиардов евро в год. Но все же время лечит, потихоньку отношения восстанавливались. Однако Запад резко обострил их из-за своего взгляда на украинский кризис и неприятия позиции России, присоединения Крыма.
В ответ на санкции Запада наша страна ввела эмбарго, коснувшееся, естественно, и Эстонии. Москва ударила по эстонским шпротам, мясу, молоку и овощам, из-за чего в кризисе оказались эти отрасли. И вот дело дошло до российского транзита.
«Под самым сильным ударом оказались нефтепродукты и их транспортировка», — говорит председатель правления таллинского порта Валдо Калм. «В будущем объемы упадут еще больше», — считает Тийт Вяхи, подчеркивая: такое резкое падение российского железнодорожного транзита ударит по всей экономике Эстонии.
Некоторые эксперты, например, председатель правления железнодорожной компании Eesti Raudtee Сулев Лоо, не исключают обрушения транзита из РФ до нуля, но сами же и не верят, выражая надежду, что эти проблемы временные, связаны с трудностями в российской экономике. «Причины экономические: нефть упала в цене. Россия производит меньше мазута, и она нашла для его продажи лучшие возможности в своих портах. Вот так все просто», — считает он.
— Но если бы все было так просто, как полагает этот эстонский железнодорожник, то зачем тогда в Москву срочно отправилась делегация компании Eesti Raudtee во главе с самим Сулевом Лоо? Логика подсказывает: если падение транзита через Эстонию — вынужденная, по его словам, мера России, связанная с проблемами в экономике, то зачем мчаться на переговоры в Москву? Пока, выходит, все равно нет возможности изменить ситуацию. Верно? — рассуждает политолог Юрий Долинский.
«СП»: — Вы хотите сказать, что причины обрушения российского транзита политические?
— Не совсем. Я хочу сказать, что все не так просто, как лукаво пытается «успокоить» глава эстонской железнодорожной компании. Он говорит полуправду. Эстония, как и другие страны Балтии, да и Запад в целом, сами стимулировали стремительное развитие экономики России, и РФ естественным образом переводит ее немалую часть на собственные рельсы — в прямом и переносном смыслах. Санкции Запада ударили по России, особенно в банковской сфере, но и подстегнули становление сельскохозяйственной отрасли.
Недаром же российские фермеры во время прямой линии с Владимиром Путиным по сути… поддержали эти очень полезные для их отрасли антироссийские меры Запада, выразили опасение, что санкции отменят, и тогда на российский рынок снова хлынут чужие, часто некачественные, хоть и завернутые в привлекательные упаковки, продукты. Я вот, образно говоря, уверен, что выпачканная в земле толстенькая сладкая российская морковка лучше прямой вымытой химической западной.
Ну, а с транзитом происходят похожие процессы. Постоянные антироссийские выпады еще до украинского кризиса, угадывание перспектив привели российское правительство к решению взяться за развитие морских портов своей страны. Вскоре после апрельских таллиннских событий 2007 года тогдашний первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, оценивая новые транзитные возможности России, в том числе в связи с работой нового порта Усть-Луга, заявил: к 2015 году у страны будет достаточно своих ресурсов для того, чтобы прекратить любой экспорт через прибалтийские порты.
Так и происходит. Ну не в 2015-м наступит окончательное решение вопроса, так в нынешнем или в следующем. Задача почти выполнена. Запад сам подстегнул развитие российской экономики, морских портов.
— Но это же естественный процесс. Каждая страна развивает свои экономические структуры. Порт Усть-Луга, Калининградский и другие — не исключение.
— Конечно. Но вот посмотрите. И так известно о стремительном развитии Усть-Луги. Но в связи с вашим вопросом я заглянул в статистику и увидел: после событий 2007-го года сначала наступил небольшой спад в грузообороте российского порта, видимо, связанный с инерцией и строительными работами, введением в строй новых терминалов, а затем — резкий скачкообразный подъем.
В 2009-м грузооборот в Усть-Луге поднялся с 7 миллионов тонн 2007-го до 10 с лишним. И «поскакал» до почти 88 миллионов тонн в прошлом году. А к 2020-му планируется довести до 180 миллионов тонн. Эксперты говорят: это происходит в основном благодаря оттоку транзита с эстонского направления — через Таллиннский порт, который потерял в прошлом году 20% грузооборота. То есть процесс в целом идет так, как и планировал Сергей Иванов.
— Выходит, и российский транзит через Эстонию на самом деле «утекает» давно?
— Да. Процесс идет, может, чуть медленнее, чем планировалось, но Запад сам его подстегивает. В 2006-м через Эстонию проходили в среднем 32 с лишним российских грузовых составов в сутки. А, например, на неделе с 28 марта по 3 апреля — ни одного. Такое «утекание» происходило постепенно. В 2015-м, например, Таллинский порт потерял из-за этого больше 30 миллионов евро. Ну, а сейчас, кажется, приближается момент истины в экономических отношениях России с Эстонией, и не только.
Думаю, эстонцы больше не получат дивидендов от политики покусывания России с полизыванием. А то ведь Таллин, с одной стороны, пугает народ образом агрессивного российского медведя, с другой, посылает ему же сигналы о дружбе. Например, планируют ратифицировать пограничный договор с Россией, а министр иностранных дел республики Марина Кальюранд недавно заявила, что Эстония не собирается предъявлять России требования о компенсации ущерба за «советскую оккупацию».
Эстонцы прагматичны. Договор и так нужен самому Таллину, а что касается того «ущерба», то эстонские политики понимают: все равно эти претензии беспочвенны и бесполезны. Почему бы не пожертвовать частью антироссийской идеологии ради экономических интересов?
Но Запад сам научил Россию прагматизму. Какая еще дружба? О чем вы? Судя по событиям в экономике, Москва переводит решение хозяйственных вопросов на чисто прагматическую основу.
Сергей Орлов
«Свободная пресса» — о том, как Таллин инициировал «естественную войну» с Россией — жесткую экономическую конкуренцию.
В Таллине — паника. И вовсе не из-за российских танков, которыми несколько лет назад пугал министр обороны Март Лаар, бывший советник Саакашвили, а из-за… цистерн.
Все оказалось гораздо хуже. Танки не придут, что снижает электоральную базу местных правых, а вот цистерны с мазутом уходят. Эстонская делегация рванула в Москву, чтобы попытаться удержать российский транзит.
Итак, в балтийской республике произошло обрушение российского транзита. По данным эстонской государственной железнодорожной компании EVR Cargo, объем грузоперевозок между Россией и Эстонией в начале года упал на 39%, процесс продолжается. Председатель правления EVR Cargo Рауль Тоомсалу опасается: падение железнодорожного транзита из РФ приведет к массовым сокращениям.
Такая проблема уже возникала после апреля 2007-го, когда власти страны убрали из центра Таллина памятник воину — освободителю от фашизма — «Бронзового солдата», из-за чего в столице возникли волнения, жестоко подавленные полицией, был убит местный житель — гражданин России, и многие наши компании объявили бойкот Эстонии. В том числе и РЖД. Компания прекратила поставки нефти «в связи с ремонтом дороги».
По подсчетам экс-премьера Эстонии, председателя совета силламяэского порта Sillamae Sadam AS Тийта Вяхи, выступавшего за нормальные отношения с Россией, потери из-за проблем с РФ составили 8 миллиардов евро в год. Но все же время лечит, потихоньку отношения восстанавливались. Однако Запад резко обострил их из-за своего взгляда на украинский кризис и неприятия позиции России, присоединения Крыма.
В ответ на санкции Запада наша страна ввела эмбарго, коснувшееся, естественно, и Эстонии. Москва ударила по эстонским шпротам, мясу, молоку и овощам, из-за чего в кризисе оказались эти отрасли. И вот дело дошло до российского транзита.
«Под самым сильным ударом оказались нефтепродукты и их транспортировка», — говорит председатель правления таллинского порта Валдо Калм. «В будущем объемы упадут еще больше», — считает Тийт Вяхи, подчеркивая: такое резкое падение российского железнодорожного транзита ударит по всей экономике Эстонии.
Некоторые эксперты, например, председатель правления железнодорожной компании Eesti Raudtee Сулев Лоо, не исключают обрушения транзита из РФ до нуля, но сами же и не верят, выражая надежду, что эти проблемы временные, связаны с трудностями в российской экономике. «Причины экономические: нефть упала в цене. Россия производит меньше мазута, и она нашла для его продажи лучшие возможности в своих портах. Вот так все просто», — считает он.
— Но если бы все было так просто, как полагает этот эстонский железнодорожник, то зачем тогда в Москву срочно отправилась делегация компании Eesti Raudtee во главе с самим Сулевом Лоо? Логика подсказывает: если падение транзита через Эстонию — вынужденная, по его словам, мера России, связанная с проблемами в экономике, то зачем мчаться на переговоры в Москву? Пока, выходит, все равно нет возможности изменить ситуацию. Верно? — рассуждает политолог Юрий Долинский.
«СП»: — Вы хотите сказать, что причины обрушения российского транзита политические?
— Не совсем. Я хочу сказать, что все не так просто, как лукаво пытается «успокоить» глава эстонской железнодорожной компании. Он говорит полуправду. Эстония, как и другие страны Балтии, да и Запад в целом, сами стимулировали стремительное развитие экономики России, и РФ естественным образом переводит ее немалую часть на собственные рельсы — в прямом и переносном смыслах. Санкции Запада ударили по России, особенно в банковской сфере, но и подстегнули становление сельскохозяйственной отрасли.
Недаром же российские фермеры во время прямой линии с Владимиром Путиным по сути… поддержали эти очень полезные для их отрасли антироссийские меры Запада, выразили опасение, что санкции отменят, и тогда на российский рынок снова хлынут чужие, часто некачественные, хоть и завернутые в привлекательные упаковки, продукты. Я вот, образно говоря, уверен, что выпачканная в земле толстенькая сладкая российская морковка лучше прямой вымытой химической западной.
Ну, а с транзитом происходят похожие процессы. Постоянные антироссийские выпады еще до украинского кризиса, угадывание перспектив привели российское правительство к решению взяться за развитие морских портов своей страны. Вскоре после апрельских таллиннских событий 2007 года тогдашний первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, оценивая новые транзитные возможности России, в том числе в связи с работой нового порта Усть-Луга, заявил: к 2015 году у страны будет достаточно своих ресурсов для того, чтобы прекратить любой экспорт через прибалтийские порты.
Так и происходит. Ну не в 2015-м наступит окончательное решение вопроса, так в нынешнем или в следующем. Задача почти выполнена. Запад сам подстегнул развитие российской экономики, морских портов.
— Но это же естественный процесс. Каждая страна развивает свои экономические структуры. Порт Усть-Луга, Калининградский и другие — не исключение.
— Конечно. Но вот посмотрите. И так известно о стремительном развитии Усть-Луги. Но в связи с вашим вопросом я заглянул в статистику и увидел: после событий 2007-го года сначала наступил небольшой спад в грузообороте российского порта, видимо, связанный с инерцией и строительными работами, введением в строй новых терминалов, а затем — резкий скачкообразный подъем.
В 2009-м грузооборот в Усть-Луге поднялся с 7 миллионов тонн 2007-го до 10 с лишним. И «поскакал» до почти 88 миллионов тонн в прошлом году. А к 2020-му планируется довести до 180 миллионов тонн. Эксперты говорят: это происходит в основном благодаря оттоку транзита с эстонского направления — через Таллиннский порт, который потерял в прошлом году 20% грузооборота. То есть процесс в целом идет так, как и планировал Сергей Иванов.
— Выходит, и российский транзит через Эстонию на самом деле «утекает» давно?
— Да. Процесс идет, может, чуть медленнее, чем планировалось, но Запад сам его подстегивает. В 2006-м через Эстонию проходили в среднем 32 с лишним российских грузовых составов в сутки. А, например, на неделе с 28 марта по 3 апреля — ни одного. Такое «утекание» происходило постепенно. В 2015-м, например, Таллинский порт потерял из-за этого больше 30 миллионов евро. Ну, а сейчас, кажется, приближается момент истины в экономических отношениях России с Эстонией, и не только.
Думаю, эстонцы больше не получат дивидендов от политики покусывания России с полизыванием. А то ведь Таллин, с одной стороны, пугает народ образом агрессивного российского медведя, с другой, посылает ему же сигналы о дружбе. Например, планируют ратифицировать пограничный договор с Россией, а министр иностранных дел республики Марина Кальюранд недавно заявила, что Эстония не собирается предъявлять России требования о компенсации ущерба за «советскую оккупацию».
Эстонцы прагматичны. Договор и так нужен самому Таллину, а что касается того «ущерба», то эстонские политики понимают: все равно эти претензии беспочвенны и бесполезны. Почему бы не пожертвовать частью антироссийской идеологии ради экономических интересов?
Но Запад сам научил Россию прагматизму. Какая еще дружба? О чем вы? Судя по событиям в экономике, Москва переводит решение хозяйственных вопросов на чисто прагматическую основу.
Сергей Орлов
Источник - Русская весна