Медиа Пульс » Главные новости » Авианосцы: прошлое и будущее

Авианосцы: прошлое и будущее

23 апреля 2016
Авианосцы: прошлое и будущее

Войны всегда были «локомотивом прогресса»! Забавный парадокс — весь научный потенциал использовался для создания средств собственного уничтожения, что в итоге способствовало гигантскому скачку развития человечества.

Введение
Порой человек изобретал очередной вид оружия, тактически и стратегически грамотно воспользоваться которым мог только спустя годы. Например, так было с танком, самолетом, подводной лодкой и… с авианосцем.
Кто-то считает, что «история авианосцев» началась с легендарного полета Юджина Эли, когда он совершил посадку на военный корабль «Пенсильвания». А кто-то — со дня, когда «АркРойял» принял участие в Дарданелльской операции. И хотя на его борту были лишь гидросамолеты, историки считают этот корабль первым в мире авианосцем, принявшим участие в боевых действиях.
В любом случае человечество получило абсолютно новый военный инструмент, воспользоваться которым по-настоящему ему предстояло через десятилетия.
Экскурс в историю
В самом начале своего появления авианосцы активно не применялись. Ведь боевой потенциал самолета как основного носителя вооружения еще не был до конца раскрыт. Первая Мировая война, казалось, навсегда похоронила еще неокрепшее дитя. И хотя между двумя мировыми войнами этот класс кораблей продолжал развиваться, ни одно из государств даже не задумывалась о том, чтобы отдать пальму первенства на море авианесущему кораблю. Балом правили линейные корабли и линейные крейсера. Имея мощную артиллерию, калибр которой мог превысить 400 мм, они были мощнейшим средством разрушения.
Авианосцы: прошлое и будущее

Юджин Эли взлетает с палубы USS Pennsylvania 18 января 1911 г.
Во время Второй Мировой войны были спущены такие гиганты, как «Бисмарк» и «Ришелье», «Ямато» и «Айова».
Первыми тревожными звонками для линкоров стали ноябрь 1940 и декабрь 1941 годов. В первом случае атака британской палубной авиации на линейный флот Италии позволила Великобритании захватить инициативу в Средиземном море. Во втором разрушительный налет японской авиации на Перл-Харбор полностью уничтожил линейный флот американцев. После окончания битвы у Мидуэй в июне 1942 года стало ясно, что господство в открытом море могут обеспечить только авианосцы. Окончательно гвоздь в крышку гроба линкоров был забит 7 апреля 1945 года, когда палубная авиация США просто растерзала самый крупный в истории линкор «Ямато». Две сотни самолетов за два часа нанесли смертельные раны «гордости японского флота». Получив попадания 10 торпед и 13 авиабомб, линкор забрал с собой на дно свыше 3000 моряков.
Во Второй Мировой войне авианосцы получили бурное развитие, выполняя самый широкий спектр задач. Появились отдельные классы авианосцев: тяжелые, легкие, эскортные, вспомогательные, учебные и т. д.
Эскортный авианосец предназначался для противовоздушной и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Он имел водоизмещение до 24 тыс. т и скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25–30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования.
Легкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Он имел водоизмещение до 20 тыс. т и скорость до 32 узлов (59 км/ч). Вооружение: до 50 самолетов, около 70 зенитных автоматов. Экипаж до 1400 человек.
Тяжелый авианосец предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Он имел водоизмещение до 55 тыс. т и скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: до 100 самолетов, до 12 орудий калибра до 200 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел.
В ходе войны было построено 194 авианосца, значительная часть которых переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Практически каждый пятый был потоплен.
В послевоенный период большинство морских держав начали массово списывать свои боевые корабли, избавляясь от линкоров, авианосцев и крейсеров. Великобритания окончательно потеряла статус великой морской державы, а Япония не могла даже мечтать о былом величии. Мощный авианосный флот остался только у американцев, уничтожать его они не спешили. Более того, стратеги в Пентагоне продолжали активно развивать этот тип кораблей.
Вступление в строй в 1961 году авианосца «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой открыло новую эру в развитии авианосцев. На тот момент это был самый большой надводный корабль за всю историю флота с практически неограниченной автономностью плавания. Этот год можно смело считать годом рождения ядерного авианосного флота США.
Авианосцы: прошлое и будущее

Авианосец «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой
На протяжении последних семидесяти лет авианосцы активно участвовали во многих локальных войнах. Это войны в Корее и Вьетнаме, Фолклендский кризис, операция «Буря в пустыне», бомбардировка Белграда и др.
Авианосец эволюционировал и стал универсальной боевой платформой, смертельно опасной для потенциального противника. Наличие на борту различных по назначению типов летательных аппаратов позволяет авианосцу выполнять множество боевых задач. Это поиск и уничтожение авиации, подводных лодок и кораблей противника, высадка десанта на побережье и нанесение ракетно-бомбовых ударов по береговым целям и в глубину. До появления стратегических ядерных подводных лодок на авианосцах размещались даже бомбардировщики с ядерным оружием. Авианосцы были неотъемлемым инструментом в стратегии США по уничтожению СССР.
Строение корабля
Современный авианосец — это, на мой взгляд, самый сложный на сегодняшний день вид вооружения.
Авианосцы — самые большие в мире и технически очень сложные боевые корабли за всю историю человечества.
Чтобы представить грандиозность и уникальность такого «технического монстра», приведем несколько цифр (в качестве примера взят авианосец «Нимиц»):
на строительство авианосца уходит 60 000 т стали и 1360 т присадочных материалов;
на корабле более 4000 помещений различного назначения;
ядерная энергетическая установка из двух водо-водяных реакторов типа A4W/A1G приводит в действие четыре паровые турбины общей мощностью 280 000 л.с.;
масса гребного винта (их на корабле четыре) почти 3 т, а каждого из двух якорей — 30 т;
площадь полетной палубы 18 200 кв. м;
корабль имеет четыре паровые катапульты весом 180 т, позволяющие обеспечить беспроблемный взлет боевых самолетов, вес которых достигает 40–43 т, со скоростью разгона до 300 км/ч;
общая масса боезапаса 2000 т;
экипаж 6000 человек (включая штатный состав, обслуживание авиакрыла и походный штаб).
Создание подобного корабля требует огромных финансовых и трудовых затрат.
Стоимость авианосца ВМС США «Джордж Буш» (последнего в серии класса «Нимиц») оценивается в 6,5 млрд американских долларов (по ценам 2009 года), а французского «Шарль де Голль» — 3,3 млрд (по ценам на 2001 год). Новый авианосец «Джеральд Форд» обойдется американским налогоплательщикам в 14 млрд долларов, а «Куин Элизабет» английским — в 6,5 млрд фунтов стерлингов. И это без стоимости авиакрыла. Головной авианосец, как правило, строится 6–7 лет. Это оптимальный срок, при условии, что судостроитель получает окончательно утвержденную проектную документацию и имеет большой опыт строительства подобных кораблей.
Последнее условие очень важно. Например, Northrop Grumman, основанная в 1886 году, — одна из крупнейших судостроительных компаний США и одна из двух («Дженерал Дайнэмикс») компаний, производящих корабли с атомной силовой установкой. Первый авианосец CV-4 «Рейнджер» был построен на этой верфи в 1934 году. Всего верфь построила 30 авианосцев, в том числе все 11 атомных авианосцев США, начиная с CVN-65 «Энтерпрайз» в 1961 году.
Преимущества и недостатки
Основные очевидные достоинства авианесущих кораблей: высокий боевой потенциал, универсальность и высокая мобильность.
Высокий боевой потенциал выражен в большом и разнообразном количестве вооружения. АУГ способны наносить удары в глубину: по морским целям — до 1000 км, по береговым до 1600 км.
Универсальность корабля заключается в способности авианосца выполнять широкий спектр задач. Перечислим основные: уничтожение корабельных группировок противника на морских театрах военных действий; нанесение ударов по объектам, расположенным на морском побережье и в глубине территории противника; авиационное прикрытие и оказание поддержки десантным силам и сухопутным войскам, действующим в прибрежной зоне; завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции; обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, крупных конвоев на переходе морем, блокада побережья противника; ведение авиационной тактической разведки; высадка десанта на побережье.
Мобильность авианосцев заключается в способности развернуть в кратчайшие сроки крупную авиационную группировку. Способность совершать суточные броски на 1000 км впечатляет.
Очевидный минус авианосца — его низкая степень скрытности. Исключительность этого корабля является не только его благом, но и проклятьем. При нанесении ракетно-торпедных ударов авианосец всегда будет приоритетной целью для противника. Времена, когда авианесущий корабль выполнял одиночное плавание, навсегда канули в лету, он всегда должен быть под охраной кораблей сопровождения.
Отрицательную сторону имеет и универсальность авианесущего корабля. На его борту находятся тысячи тонн топлива и боезапаса. По сути, это пороховая бочка, идущая со скоростью 30 узлов. И хотя эксперты утверждают, что на современных авианесущих кораблях система борьбы за живучесть очень надежна, проверить это можно будет только в случае реальных боевых действий.
Аварийность авианосцев
Авария на ударном авианосце «Форрестол» USS Forrestal (CV-59), произошедшая в Тонкинском заливе в 1967 году, — крупнейшая авария в ВМС США за последние пятьдесят лет. По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолетов. Результат: 17-й пожар, охвативший шесть палуб корабля, детонация девяти авиабомб на полетной палубе, погибло 134 человека (161 ранен). Корабль и его авиация полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший самолет был выброшен за борт (не считая поврежденной огнем авиатехники).
Примерно в 70 милях от Гонолулу, во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом неуправляемого реактивного снаряда. Взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолета, находившегося на полетной палубе авианосца и также готовившегося к вылету. В течение всего лишь 20 минут на полетной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Позже была еще серия взрывов. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено и говорить не стоит. Боевую службу авианосца в районе Вьетнама пришлось отложить.
Выше приведены знаковые аварии. Более мелких произошло более сотни. Например, на авианосце «Нимиц»:
1981 год. Приземляющийся самолет врезался в неудачно припаркованный вертолет на палубе авианосца. Пожар. Взрывы. Результат: уничтожено 18 единиц авиатехники, 14 погибших и 39 раненых.
1988 год. У штурмовика заклинило электрический пуск скоростной артиллерийской пушки. Загорелся самолет-заправщик. Потери: 8 единиц авиатехники.
1991 год. Авария самолета при посадке. Горящая машина, покинутая экипажем, зацепилась за аэрофинишер и застыла посреди палубы. Но ее двигатели ревели в режиме форсажа. Если бы не действия отважного техника (отключившего двигатели), ситуация вышла бы из-под контроля.
Были аварии на флоте и в СССР…
Противолодочный крейсер «Москва» — авианесущий корабль, точнее, вертолетоносец. В результате короткого замыкания на распределительном щите дизель-генератора возник пожар, который тушили 6 часов. Погибли трое и ранено 26 человек.
Горел и авианосец «Адмирал Кузнецов». Один из примеров — 6 января 2009 года, когда авианосец шел во главе группы кораблей Северного флота в юго-восточном средиземноморье. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар тушили два часа. Погиб один матрос.
Подводя итог, хочу обратить внимание, что это лишь немногие примеры аварий, произошедших в мирное время. В условиях боевых действий аварийность вырастает в разы.
Оборона АУГ
На сегодняшний день наиболее эффективным средством уничтожения авианосцев являются: противокорабельная крылатая ракета и торпеда. А основными носителями этих средств уничтожения являются корабли, подводные лодки и авиация.
Для эффективной обороны авианосца создается группа кораблей. Эта группа, включая авианосец, называется авианосно-ударной группой (АУГ). В состав АУГ, как правило, входят крейсера, эсминцы, фрегаты, многоцелевые подводные лодки и суда снабжения. Их количество зависит от числа авианесущих кораблей группы и требований к мобильности группы. Безусловно, это значительно отвлекает ресурсы, но собранная в единый кулак корабельная группировка обладает очень большим боевым потенциалом.
Корабли АУГ создают рубежи обороны, обеспечивающие противоракетную, противовоздушную и противолодочную защиты. Таким образом, вырисовывается многоуровневая система обороны, преодолеть которую достаточно сложно. Не стоит забывать, что авиакрыло авианосца является основной ударной мощью АУГ и также обеспечивает все виды ее (группы) обороны!
Против крылатых ракет, которые выпустят воздушные средства нападения, подводные лодки и надводные корабли противника, силы обороны корабельной группы создают глубокую эшелонированную оборону глубиной до 700 км. Для наиболее полного использования боевых возможностей средств ПВО предусматривается их многоуровневое построение по зонам — формируются три зоны ПВО: дальняя (самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), корабли радиолокационного дозора (РЛД), самолеты-истребители боевого воздушного патрулирования, зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) средней дальности кораблей охранения), средняя (корабли и вертолеты ближнего РЛД, самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ), корабли ПВО, использующие ЗРК, средства РЭБ кораблей главных сил и ПВО) и ближняя (ЗРК, артиллерия и РЭБ всех кораблей).
Для поиска и уничтожения подводных лодок организовывается противолодочная оборона. Глубина такой обороны на сегодняшний день достигает 600 км. Корабельная группа и в этом случае имеет самый широкий спектр возможностей по поиску и уничтожению подводных лодок противника. Противолодочное охранение АУГ осуществляют противолодочные самолеты путем патрулирования, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника. Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснащенные гидроакустическими станциями (ГАС). Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача — не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются таким образом, чтобы создать сплошное кольцо гидроакустического наблюдения. Также используются вертолеты, которые для обнаружения подводных лодок противника применяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи.
В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развевался на ветру огромный транспарант: «Stand by, Admiral Gorshkov: „Aegis“ at sea!» (Берегись, адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Так начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47). И так началась боевая служба корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системы Aegis combat system. Это интегрированная сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения и средств управления. Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Говоря простым языком, это электронный мозговой центр.
Таким образом, АУГ имеет систему, которая обеспечивает коллективную оборону кораблей, позволяя перехватывать практически все современные средства воздушного нападения, включая баллистические ракеты. Система «Иджис» обнаруживает и сопровождает одновременно до 300 целей и наводит до 18 ЗУР на самые опасные из них. В отражении удара могут задействоваться также палубные истребители и самолеты ДРЛО. Решение на поражение целей может приниматься автоматически.
Борьба с АУГ
Американские адмиралы считают свои авианосные соединения неуязвимыми. Отчасти они правы. Имея такую многоуровневую и универсальную оборону, можно действительно чувствовать себя в полной безопасности. Уничтожить АУГ возможно только массовым ракетным залпом. В свое время в СССР был произведен расчет, что для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70–100 противокорабельных ракет. Крылатая ракета должна иметь боевую часть 500 кг и скорость полета, превышающую скорость звука в 2,5 раза. Такими ракетами сегодня являются П-700 («Гранит») и П-1000 («Вулкан») / П-500 («Базальт»).
Для нанесения такого удара необходимо подойти к АУГ на дальность пуска своих ракет. И вот тут начинаются проблемы. Средства разведки АУГ позволяют обнаружить противника за несколько сотен километров до точки нанесения ракетного удара. Напомню, что основным фактором, повлиявшим на победу американцев в битве при атолле Мидуэй, было то, что они опередили противника в развертывании. Противнику АУГ ничего не остается, как с боем прорываться к точке пуска. А еще необходимо выдать целеуказание подводным лодкам, синхронизировать запуск крылатых ракет с другими носителями. В общем, АУГ находится в заведомо выигрышной ситуации. А прорыв обороны АУГ будет сопряжен с крупными потерями. Есть и другой способ: нанесение удара по АУГ крылатыми ракетами (торпедами) со специальной боевой частью (СБЧ). Но на это пойдут только в самом крайнем случае.
А что у нас?
В Советском Союзе авианесущие корабли начали строить только с 1960-х годов. Это противолодочные крейсера пр. 1123, т. е. полноценные вертолетоносцы. Было построено два корпуса: «Москва» и «Ленинград». В 1970-х годах начали строительство авианесущих крейсеров пр. 1143. В строй вступили «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». А в 1991 году в строй вступил «Адмирал Кузнецов» (пр. 1143.5, на фото вверху). Основное отличие наших авианесущих крейсеров пр. 1143 от авианосцев западной постройки — наличие на борту комплекса крылатых ракет «Базальт» и «Гранит».
Сложно сказать, по верному пути пошли наши конструкторы или по тупиковой ветви. Тогда (как и сейчас) наша судостроительная промышленность не могла строить такие гиганты, как «Энтерпрайз». Был всего один завод в Николаеве, следовательно, не очень большое (относительно американских авианосцев) водоизмещение. Да и зачем нам нужны были такие гиганты? Адмиралы СССР не планировали воевать с США на море. Тогда проводилась политика сдерживания. Основные задачи, которые возлагались на наши авианосцы, были оборонительными. Наши авианосцы выходили из Черного моря как «противолодочные крейсера» (что было отчасти верно).
Сильно ли уступали наши авианосцы американским? В 1970-х годах — однозначно нет. Эти корабли имели очень много передовых технологий. Собственно говоря, мы пошли своим путем во всем. Крылатая ракета П-500 с дальностью полета 550 км тогда представляла очень грозное оружие. А палубная авиация США не была настолько технически развита, чтобы гарантированно уничтожать наши крейсера до подхода в точку запуска крылатых ракет.
Был ли это тупиковый путь развития? Думаю, да. Корабль — это самый сложный боевой механизм. И попытки создать «что-то универсальное» может привести к «чудовищному гибриду». Ярким примером сегодня служит тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». При полном водоизмещении 65 000 т иметь палубную авиацию, не превышающую 30 летательных аппаратов, это явный тупик. А когда этот крейсер выполнял в последний раз ракетные стрельбы? Очень давно. Потому что он больше не выполняет стрельбы. Не может технически. Загубили материальную часть.
Будем строить или нет?
Чтобы попытаться разобраться, займу нейтральную позицию между противниками и союзниками строительства авианосцев.
Планируем ли мы контролировать крупнейшие торговые пути? Нет.
Планируем ли мы осуществить блокаду какого-либо прибрежного государства? Нет.
А может, нам предстоит захват архипелага Х? Нет. Но это «нет» сегодня. А кто знает, что будет завтра?
Авианосцы — это очень дорогая игрушка. Строить и обслуживать их очень дорого. Абсолютно нечего возразить. Но флот и сам по себе — «очень дорого». И ведь не обязательно строить монстров типа «Джеральд Форд», чье суточное обслуживание обходится в 7 млн долларов. В Советском Союзе это понимали.
Авианосцы, как и весь военно-морской флот, — это лишняя затратная статья и дыра в бюджете! А как вы дивиденды посчитаете? В Норвегии в конце 1930-х тоже так думали. Говорили, что придерживаются политики нейтралитета. Их военный бюджет был практически равен нулю, чем Гитлер и воспользовался в 1940 году.
Авианосцы — это картонные корабли. Топятся очень легко. Возможно, но кто это проверял? Только реальные боевые действия показывают эффективность вооружения. Вторая Мировая война показала достаточно высокую живучесть авианосцев.
Авианосцы — это взрывоопасные корабли. Аварии на них случаются нередко. Верно. Но все корабли горят и взрываются. Как показывает практика, большинство аварий происходит из-за элементарного разгильдяйства личного состава. Проблема не в «железе», а в людях.
Мы все авианосцы противника перетопим крылатыми ракетами. У нас есть комплекс «Бастион»! Комплекс «Бастион» — это береговой ракетный комплекс. Он предназначен для защиты побережья. Дальность действия крылатых ракет в районе 300 км. Авианосец никогда не рискнет подойти так близко к берегу. Вообще, чем дальше АУГ от берега, тем в большей безопасности будет авианосец. У нас на сегодняшний день нет крылатых ракет, способных уничтожить авианосец на большой дальности.
Кажется, этот спор будет продолжаться вечно. По разные стороны баррикад находятся противники и сторонники авианосцев. Одни утверждают, что авианесущие корабли — это дорогое и морально устаревшее оружие. Другие, что это наиболее мощный инструмент войны на море.
Мое субъективное мнение следующее.
Торопиться с постройкой нового авианосца не стоит. Вести проектные работы? Да. Срочно закладывать? Нет. На флоте большие проблемы с кораблями 2-го, 3-го и 4-го рангов. Необходимо обновлять и береговую охрану. Нам сейчас архиважно закрыть для «супостата» свои внутренние моря. И так, шаг за шагом, выходить в моря и океаны. Повторяю, шаг за шагом.
Какой смысл напрягать судостроительные мощности «стройкой века», когда у нас сейчас корабли и лодки стоят в очередь на ремонт и модернизацию? Предстоит произвести (и оно сейчас идет) обновление судостроительных мощностей и увеличение рабочих кадров (а это сегодня самая большая проблема). Строить сегодня нельзя. Но это не значит, что не надо строить «завтра». Для этого нам крайне важно не потерять последний полуживой авианосец, чтобы сохранить летные кадры и опыт эксплуатации этой сложной техники. Надо по максимуму продлить срок эксплуатации ТАКР «Адмирал Кузнецов», выполнив его глубокую модернизацию.
Никто не вкладывал столько сил в появление авианосцев в нашем флоте, как адмирал Горшков. Но есть мнение, что к концу своей деятельности он пришел к выводу о бесперспективности авианосцев ввиду их большой уязвимости. Он предлагал применять «морские аэродромные платформы» на основе судов с малой площадью ватерлинии, предложенные в свое время изобретателем из Канады Фредериком Кридом.
Очень логично. Дешево и практично. Китайцы тоже поняли, что есть частичная замена авианосцам, и начали строить «непотопляемые авианосцы». Появление искусственных островов в Южно-Китайском море сегодня очень раздражает Японию и США.
В защиту авианосцев хочется привести один неоспоримый факт. На сегодняшний день, 12 стран имеют в составе своего флота авианесущие корабли. Многие из них не только не отказываются от этих кораблей, но и продолжают их строить. А если к этому количеству стран прибавить и владельцев универсальных десантных кораблей (а это то же, в какой-то степени, авианесущие корабли), то напрашивается вопрос… Так стоит ли хоронить авианосцы?
Напоследок хочу сказать, что флот должен быть сбалансированным. Поэтому авианосцам всегда найдется в нем место. Идеальным вариантом для нас будет корабль водоизмещением до 50 000 т с ядерной энергетической установкой. Но, как говорится, всему свое время.
Лично мне, очень хочется, чтобы эти красавцы радовали нас мощью только на парадах и никогда не воевали друг с другом.
Авианосцы: прошлое и будущее

Авианосец «Викрант» ВМС Индии строится с 2006 года.
Литература:
Шунков В. Н. Авианесущие корабли и морская авиация. — г. Минск, Издательство: «Попурри», 2003 г.
Белавин Н. И. Авианесущие корабли. — г. Москва, Издательство: «Патриот», 1990 г.
Каторин Ю. Авианосцы. — г. Москва, Издательство: Галея Принт, 2010 г.

Олег Козаренко, капитан-лейтенант запаса, Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии»
Источник

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 619
Распечатать
Комментировать