Коммунизм: «призрак» или возрождение?
1 января 1970
26.02.2018 - 5:30
21 февраля исполнилось 170 лет со дня опубликования «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, который стал первым программным документом научного коммунизма. Всего 70 лет прошло от его опубликования до создания первого в мире коммунистического государства — СССР.
Так в чем же его особенности, почему до сих пор миллионы людей считают коммунизм лучшим общественным и экономическим строем?
Об этом мы поговорим с заведующим международным отделом ЦК КП ДНР, кандидатом политических наук Михаилом Кухтиным и кандидатом исторических наук, доцентом кафедры политологии и правоведения ЛНУ им. Т. Шевченко Дмитрием Крысенко.
— Михаил, объясните масштаб влияния данного призыва на мировую политику?
— Чтобы в полной мере оценить значение данного произведения, необходимо рассмотреть его в контексте Великой Французской и Великой Октябрьской революций.
«Манифест» выявил половинчатый характер завоеваний первой и сделал огромный вклад в подготовку второй, — рассказывает М. Кухтин. — Французские события 1789–1799 гг. нанесли смертельный удар феодальному строю, в эпоху наполеоновских войн новые, прогрессивные общественно-политические идеи распространились по всей Европе.
Однако быстро выяснилось, что французские революционеры не покончили с эксплуатацией человека человеком как таковой. Они устранили лишь одну из ее исторически сложившихся форм.
Народные массы получили весьма ограниченные политические права, однако средства производства остались в руках меньшинства, которое таким образом сохранило возможность присваивать себе продукты чужого труда.
Большинство европейских интеллектуалов того времени были либо консерваторами, либо либералами. Первые считали Великую французскую революцию катастрофой и ратовали за возвращение к феодальному «старому режиму». Вторые признавали ее благом и выступали за осторожное продолжение начатых революционерами политических преобразований, но – при сохранении буржуазной собственности.
После публикации «Манифеста Коммунистической партии» положение кардинально изменилось. Теперь у пролетариата появилось идеологическое оружие в борьбе против капиталистической эксплуатации. Построение справедливого общества перестало быть утопией и стало вопросом научного планирования и практической политики.
Первая попытка реализовать идеи «Манифеста» на практике закончилась поражением — Парижская коммуна пала под ударами «версальцев». Однако в октябре 1917 г. в России произошла первая в мире успешная пролетарская революция, открывшая путь к социалистическому обществу.
— Дмитрий, распад Советского Союза наглядно показал нежизнеспособность коммунистической идеологии?
— Как раз наоборот. 1990-е — 2000-е г — период кризиса, однако через кризисы проходит любая система. Кризис — возможность устранить существовавшие в ней недостатки, возродившись в обновлённой форме.
Важная роль в этом процессе принадлежит Республикам Донбасса, решительно отбросившим убогий украинский национализм и проведя социально-экономические преобразования в социалистическом духе.
Разместив (в случае ЛНР) красную советскую звезду на своём гербе, «Русская весна», глубоко архетипическая по своей сути, доказала: русский человек — это в первую очередь советский человек, душа которого содрогается при виде любой несправедливости.
Идти к коммунизму можно разными путями. Например, к нему фактически пришла Швейцария, в 2016 г. предложившая на референдуме своим гражданам «Безусловный основной доход». Всем жителям этой страны (вне зависимости от занимаемой должности и даже самого факта трудоустроенности) гарантировалось бы получение пособия в размере около 2,5 тыс. франков (€2260) в месяц на взрослого и 625 франков (€565) на ребёнка.
Вопреки тому, что граждане проголосовали «против», на вопрос «Продолжите ли вы трудиться, если закон будет принят?» они ответили «да» абсолютным большинством.
Я считаю, коммунизм — неизбежное будущее человечества. Мир или будет коммунистическим, или его не будет вовсе.
— Это серьезное заявление. Михаил, вы как представитель Коммунистической партии, конечно, с этим согласны?
— Да, согласен. СССР и сегодня является путеводной звездой для множества людей по всему миру. Его распад не сделал неолиберальный проект более респектабельным, а перспективы капитализма — более радужными.
Сегодняшний юбилей имеет не только историческое значение. За последние 170 лет суть капитализма не изменилась, а неизбежно порождаемые им проблемы приобрели невиданную остроту. Изучение классиков марксизма позволяет понять, почему общество, ставящее во главу угла деньги, а не всестороннее развитие человеческой личности, зашло в тупик и что нужно сделать, чтобы выйти из него.
— Дмитрий, почему миллионы людей сегодня считают коммунизм лучшим экономическим и политическим строем?
— Потому что он предлагает построить общество равных возможностей, где каждый человек трудится в меру своих сил, получая необходимые для жизни предметы и продукты. Это общество, где в полной мере раскрыты способности человека. Мир без диктата и границ, мир, живущий единым дыханием и единым пульсом. Мир, где возможно всё.
Провозглашая подобные цели, К. Маркс и Ф. Энгельс не были пионерами, однако их гениальность состоит в предвосхищении неизбежного сценария развития мира. Именно неизбежного, поскольку распад СССР и дальнейшая социальная деградация большей части мира доказали — рыночная экономика толкает как страны мира, так и людей внутри каждой из них ко взаимному уничтожению.
Социология утверждает: дружба выгоднее, чем вражда. Мир или будет делить производимую продукцию поровну между всеми, или истребит сам себя в войнах за иссякающие ресурсы.
Читайте также: Момент истины для Петра Порошенко — мюнхенское безумие
Вячеслав Третьяков, для «Русской Весны»
21 февраля исполнилось 170 лет со дня опубликования «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, который стал первым программным документом научного коммунизма. Всего 70 лет прошло от его опубликования до создания первого в мире коммунистического государства — СССР.
Так в чем же его особенности, почему до сих пор миллионы людей считают коммунизм лучшим общественным и экономическим строем?
Об этом мы поговорим с заведующим международным отделом ЦК КП ДНР, кандидатом политических наук Михаилом Кухтиным и кандидатом исторических наук, доцентом кафедры политологии и правоведения ЛНУ им. Т. Шевченко Дмитрием Крысенко.
— Михаил, объясните масштаб влияния данного призыва на мировую политику?
— Чтобы в полной мере оценить значение данного произведения, необходимо рассмотреть его в контексте Великой Французской и Великой Октябрьской революций.
«Манифест» выявил половинчатый характер завоеваний первой и сделал огромный вклад в подготовку второй, — рассказывает М. Кухтин. — Французские события 1789–1799 гг. нанесли смертельный удар феодальному строю, в эпоху наполеоновских войн новые, прогрессивные общественно-политические идеи распространились по всей Европе.
Однако быстро выяснилось, что французские революционеры не покончили с эксплуатацией человека человеком как таковой. Они устранили лишь одну из ее исторически сложившихся форм.
Народные массы получили весьма ограниченные политические права, однако средства производства остались в руках меньшинства, которое таким образом сохранило возможность присваивать себе продукты чужого труда.
Большинство европейских интеллектуалов того времени были либо консерваторами, либо либералами. Первые считали Великую французскую революцию катастрофой и ратовали за возвращение к феодальному «старому режиму». Вторые признавали ее благом и выступали за осторожное продолжение начатых революционерами политических преобразований, но – при сохранении буржуазной собственности.
После публикации «Манифеста Коммунистической партии» положение кардинально изменилось. Теперь у пролетариата появилось идеологическое оружие в борьбе против капиталистической эксплуатации. Построение справедливого общества перестало быть утопией и стало вопросом научного планирования и практической политики.
Первая попытка реализовать идеи «Манифеста» на практике закончилась поражением — Парижская коммуна пала под ударами «версальцев». Однако в октябре 1917 г. в России произошла первая в мире успешная пролетарская революция, открывшая путь к социалистическому обществу.
— Дмитрий, распад Советского Союза наглядно показал нежизнеспособность коммунистической идеологии?
— Как раз наоборот. 1990-е — 2000-е г — период кризиса, однако через кризисы проходит любая система. Кризис — возможность устранить существовавшие в ней недостатки, возродившись в обновлённой форме.
Важная роль в этом процессе принадлежит Республикам Донбасса, решительно отбросившим убогий украинский национализм и проведя социально-экономические преобразования в социалистическом духе.
Разместив (в случае ЛНР) красную советскую звезду на своём гербе, «Русская весна», глубоко архетипическая по своей сути, доказала: русский человек — это в первую очередь советский человек, душа которого содрогается при виде любой несправедливости.
Идти к коммунизму можно разными путями. Например, к нему фактически пришла Швейцария, в 2016 г. предложившая на референдуме своим гражданам «Безусловный основной доход». Всем жителям этой страны (вне зависимости от занимаемой должности и даже самого факта трудоустроенности) гарантировалось бы получение пособия в размере около 2,5 тыс. франков (€2260) в месяц на взрослого и 625 франков (€565) на ребёнка.
Вопреки тому, что граждане проголосовали «против», на вопрос «Продолжите ли вы трудиться, если закон будет принят?» они ответили «да» абсолютным большинством.
Я считаю, коммунизм — неизбежное будущее человечества. Мир или будет коммунистическим, или его не будет вовсе.
— Это серьезное заявление. Михаил, вы как представитель Коммунистической партии, конечно, с этим согласны?
— Да, согласен. СССР и сегодня является путеводной звездой для множества людей по всему миру. Его распад не сделал неолиберальный проект более респектабельным, а перспективы капитализма — более радужными.
Сегодняшний юбилей имеет не только историческое значение. За последние 170 лет суть капитализма не изменилась, а неизбежно порождаемые им проблемы приобрели невиданную остроту. Изучение классиков марксизма позволяет понять, почему общество, ставящее во главу угла деньги, а не всестороннее развитие человеческой личности, зашло в тупик и что нужно сделать, чтобы выйти из него.
— Дмитрий, почему миллионы людей сегодня считают коммунизм лучшим экономическим и политическим строем?
— Потому что он предлагает построить общество равных возможностей, где каждый человек трудится в меру своих сил, получая необходимые для жизни предметы и продукты. Это общество, где в полной мере раскрыты способности человека. Мир без диктата и границ, мир, живущий единым дыханием и единым пульсом. Мир, где возможно всё.
Провозглашая подобные цели, К. Маркс и Ф. Энгельс не были пионерами, однако их гениальность состоит в предвосхищении неизбежного сценария развития мира. Именно неизбежного, поскольку распад СССР и дальнейшая социальная деградация большей части мира доказали — рыночная экономика толкает как страны мира, так и людей внутри каждой из них ко взаимному уничтожению.
Социология утверждает: дружба выгоднее, чем вражда. Мир или будет делить производимую продукцию поровну между всеми, или истребит сам себя в войнах за иссякающие ресурсы.
Читайте также: Момент истины для Петра Порошенко — мюнхенское безумие
Вячеслав Третьяков, для «Русской Весны»
Источник - Русская весна