Как и было сказано
7 апреля 2018
БЕНЕДИКТОВ Кирилл
Спустя неделю после откровенно недружественного демарша Госдепа, выславшего из США 60 российских дипломатов, американцы пошли на попятную.
Высланных дипломатов можно будет заменить новыми, сообщил CNN источник в Госдепартаменте. А что, подумаешь, ничего страшного не произошло, стандартная практика: одних сотрудников высылают из страны как персон нон грата, других присылают им на смену. Ротация. Ну и разумеется, США исходят из того, что Москва тоже готова будет принять новых американских дипломатов взамен тех, которые покинули РФ.
Многие союзники и вассалы Вашингтона с радостью последуют примеру «старшего брата» (первой о готовности вернуть всё как было уже заговорила Германия). В МИД РФ подтвердили, что Москва «обязательно» будет направлять новых сотрудников в посольства тех стран, откуда ранее были высланы наши дипломаты, — а всего таких стран, между прочим, 29. В общем, всё останется как было: никакого глобального обвала дипломатических отношений не произойдёт, всё закончится сменой кадрового состава, хотя и очень масштабной. Можно даже предположить, что для многих дипломатов мидовского резерва такая ротация станет прекрасным карьерным шансом. Однако всё это действо вызывает законное недоумение: а, собственно, зачем всё это было? Для чего понадобилось устраивать весь этот цирк с высылкой 153 российских дипломатов из США и солидарных с ними стран, чтобы потом свести всё к банальной ротации?
Вариантов ответа может быть несколько.
Возможно, обвинение России в отравлении отца и дочери Скрипалей в британском Солсбери оказалось шито настолько белыми нитками, что использовать его и дальше для «наказания» Москвы стало неудобно. Это понимают везде, в том числе и в Лондоне, но именно в США реакция на это «неожиданное» обстоятельство оказалась наиболее острой. Понятно почему: Трамп с самого начала не очень верил в версию Терезы Мэй, но его фактически вынудили согласиться с антироссийским консенсусом по делу Скрипалей — причём главную скрипку в этом принуждении сыграл его без пяти минут бывший советник по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер. Можно легко представить себе, что почувствовал Трамп, когда выяснилось, что у британцев нет никаких доказательств вины России, — выяснилось уже после того, как из США были выдворены российские дипломаты, а из России, соответственно, американские.
На первый взгляд такой вариант кажется самым благоприятным, но на самом деле радоваться тут особо нечему. Во-первых, уже ясно, что Великобритания свои обвинения назад не возьмёт.
Британцы вообще нация упрямая, а в данном случае их упрямство объясняется ещё и тем, что признай они свою ошибку — и вот он, правительственный кризис, до свидания, миссис Мэй и мистер Джонсон, добро пожаловать, мистер Корбин, сэр.
Для глобальной либеральной элиты приход Джереми Корбина на пост премьер-министра Великобритании будет ударом пострашнее, чем возможное избрание президентом Франции Марин Ле Пен (в 2017-м его чудом удалось избежать, но в 2022-м Францию ждут новые выборы). А поскольку британские консерваторы шкурно заинтересованы в том, чтобы скандал с отравлением Скрипалей не ударил по нынешнему кабинету, то, даже если все эксперты единодушно подтвердят, что отравленная «Новичком» гречка попала в Солсбери прямиком с Марса, Мэй и Джонсон не выдавят из себя не то что извинений, а даже простого признания в том, что «не всё так однозначно». Собственно, именно это и имел в виду президент России Владимир Путин, когда говорил, что Россия не ждёт от Великобритании официальных извинений, а ждёт лишь, что здравый смысл в конце концов восторжествует.
Пока, впрочем, и о здравом смысле говорить не приходится. Вчера заместитель постоянного представителя Великобритании при ОЗХО (сам постпред на спецзаседание, созванное по инициативе Москвы, явиться не соизволил) повёл себя откровенно нагло, отвергнув предложение России о совместном расследовании инцидента в Солсбери. Российское предложение, заявил он, всего лишь «отвлекающая тактика и дополнительная дезинформация». Это значит, что английские бульдоги вцепились в версию о русском следе в отравлении Скрипалей, как и положено этим псам, мёртвой хваткой.
Но если британцы продолжат утверждать, что Россия виновна во всём творящемся в мире зле, то меняться дипломатами с США, делая вид, что ничего особенного не происходит, будет большой ошибкой.
Потому что российские дипломаты были высланы из США и других стран не просто так. Их высылка была ответом Запада на якобы совершённое российскими спецслужбами отравление Скрипалей. И если теперь, спустя неделю после того, как все СМИ «свободного мира» протрубили о том, как была наказана Россия, российский МИД примет как должное предложение Госдепа США, это станет свидетельством нашей слабости.
Единственным достойным ответом будет потребовать от США официального опровержения обвинений России в инциденте в Солсбери. И только после этого соглашаться на восстановление численности диппредставительств. Подобное опровержение может прозвучать только из уст Дональда Трампа: никто рангом ниже не возьмёт на себя ответственность за заявление, перечёркивающее весь антироссийский консенсус. А вот Трамп вполне может рискнуть, правда, скорее всего, не раньше, чем состоится его встреча с Владимиром Путиным, о которой он объявил несколько дней назад.
Но это лишь один из возможных вариантов ответа. Второй гораздо хуже. Заключается он в том, что система Госдепартамента, частично парализованная в последние месяцы пребывания Рекса Тиллерсона на посту главы внешнеполитического ведомства, окончательно пошла вразнос.
Сейчас в Госдепе двоевластие: предложенный Трампом в качестве замены Тиллерсону Майк Помпео ещё не прошёл утверждения сенатом, так что вся текущая работа замыкается на и. о. главы ведомства, бывшем первом заместителе Тиллерсона Джоне Салливане.
В итоге Госдепартамент и Белый дом зачастую не могут согласовать действия друг друга.
С одной стороны, Госдепартамент вкрадчиво выражает готовность «вернуть всё как было». Потому что политические игры политическими играми, а за последний год из России уехали более 800 американских дипломатов. И это уже не шутки, а полноценный кризис дипотношений.
В то же время досиживающий последние дни в кресле советника президента по национальной безопасности генерал Макмастер выступает на ужине, организованном в его честь Атлантическим советом, где призывает демократические государства всего мира сплотиться, чтобы дать отпор «губительной форме кремлёвской агрессии, которая сочетает политические, экономические, информационные и кибернетические атаки на суверенные страны». И в качестве иллюстрации такой агрессии ссылается всё на тот же инцидент в Солсбери, который, по его мнению, является «покушением на убийство, поставившим под угрозу жизни более 130 человек».
Можно только поаплодировать умению генерала раздуть из британской мухи полноценного слона. В результате инцидента в Солсбери никто не погиб, больше того, двое из троих пострадавших уже почти выздоровели (кстати, это довольно веский аргумент в пользу того, что загадочное вещество, которым отравились Скрипали и один из полицейских, армейским ОВ не является). Однако Макмастер на голубом глазу утверждает, что под угрозой оказались жизни более 130 человек. В принципе, мог бы и не мелочиться: «миллион» звучит гораздо лучше, чем 130.
Дальше — больше. Макмастер заявил, что, хотя из США и ряда других стран были высланы российские дипломаты, этих мер оказалось недостаточно. «Слишком долго некоторые страны предпочитали отворачиваться перед лицом этих угроз, — патетически воскликнул генерал. — Россия нагло и неправдоподобно отрицает свои действия, и нам не удалось заставить её заплатить по счетам».
Допустим, Макмастер через несколько дней перестанет быть советником президента по национальной безопасности и всё, что он говорит, будет восприниматься как его личное мнение, на которое любой человек имеет право. Но пока он всё ещё высокопоставленный сотрудник президентской администрации.
И вот в среду на брифинге пресс-секретаря Белого дома Сару Сандерс спрашивают, как она может прокомментировать слова Макмастера о том, что Россия «недостаточно поплатилась» за свои преступления. И что же отвечает Сандерс?
Что США вели себя по отношению к России «жёстко» и продолжат так поступать, чтобы заставить Россию изменить своё поведение. Что президент США Дональд Трамп на встрече с лидерами прибалтийских государств заявил, что никто из хозяев Белого дома не вёл себя с Россией жёстче, чем он. Что США выслали 60 сотрудников российской дипмиссии, в то время как другие страны высылают по четыре-пять российских дипломатов. И что она, Сара Сандерс, уверена: другие страны «могут сделать больше и должны сделать больше». То есть выслать ещё больше российских дипломатов! Четыре, пять, даже десять — этого мало. США ведь выслали целых 60!
И эти грозные заявления звучат одновременно с предложением Госдепа восстановить численность сокращённых дипмиссий в США и России на паритетной основе. Только брифинг Сары Сандерс освещается во всех американских СМИ, а про негромкое предложение Госдепа «вернуть всё как было» скромно сообщают лишь CNN и The Hill.
На ум просится известное выражение из Евангелия от Матфея о левой руке, которая не ведает, что творит правая, но у апостола речь идёт о благом деле — о милостыне, подаянии нуждающимся. А для происходящего в Вашингтоне спектакля больше подходит другая цитата, из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова: «Шизофрения, как и было сказано».
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)