Конфликт Тегерана и Эр-Рияда не должен вредить интересам России
6 января 2016
06.01.2016 - 7:00
Разногласия между Ираном и арабскими странами продолжают обостряться. Во вторник вслед за Саудовской Аравией дипотношения с Тегераном разорвал Кувейт.
В Европе и США опасаются эскалации арабо-иранского конфликта, а также последующего срыва сирийского урегулирования. Более того, высказываются опасения начала новой полномасштабной войны. Эксперты предположили вероятную позицию России на новом витке противостоянии суннитов и шиитов. Во вторник получил развитие острый конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Своего посла в Тегеране отзывает Кувейт в ответ на нападение на дипломатические миссии Саудовской Аравии в Иране.
Нападения «представляют собой вопиющее нарушение международных соглашений и норм и грубое несоблюдение международных обязательств Ирана по обеспечению безопасности дипломатических миссий и безопасности дипломатов на своей земле», приводит РИА «Новости» заявление представителя министерства иностранных дел Кувейта. Саудовские посольство в Тегеране и консульство в Мешхеде были атакованы во время массовых акций протеста в связи с казнью шиитского проповедника Нимра ан-Нимра.
Напомним, в конце прошлой недели в Саудовской Аравии казнили 47 человек, в том числе ан-Нимра. Тегеран резко осудил казнь, в Иране прошли массовые акции протеста, которые вылились в атаки на посольство и консульство Саудовской Аравии. Стражи правопорядка задержали несколько десятков человек. В ответ глава саудовского МИД Адиль аль-Джубейр заявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Аналогичное решение приняли власти Бахрейна и Судана, а Арабские Эмираты понизили уровень дипотношений. Нападения на дипломатические объекты осудил Совбез ООН.
Во вторник президент Ирана Хасан Роухани заявил, что разрыв дипотношений не поможет Эр-Рияду скрыть «преступную» казнь ан-Нимра. Таким образом, рассчитывать на скорейшее урегулирование конфликта до сих пор не приходится. «Саудовская Аравия не сможет спрятать своё преступление — казнь религиозного лидера — с помощью разрыва политических отношений с Ираном», — сказал Роухани.
Однако за рубежом призывают стороны не ухудшать отношения. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью таблоиду BILD заявил о том, что конфликт может свести на нет все усилия по урегулированию в Сирии. По его словам, весь регион Ближнего Востока и прежде всего Саудовская Аравия и Иран «несут ответственность» перед мировым сообществом, которое «долгие годы активно занимается урегулированием взаимосвязанных конфликтов в регионе». «Нам нужны ответственные игроки в регионе, которые действуют ответственно, это относится и к Эр-Рияду, и к Тегерану», — сказал министр.
Происходящее отслеживают ведущие мировые СМИ. В немецком Der Spiegel напоминают о том, что отношения двух стран остаются крайне напряженными почти 40 лет и конфликт может быть разрешен только если обе стороны придут к компромиссу. Арабский телеканал Aljazeera рассказывает о том, где и каким образом сталкиваются интересы двух стран. В том же Йемене Саудовская Аравия ведет военную операцию против движения Хути — шиитов-повстанцев, которых поддерживает Иран. В свою очередь газета The New York констатирует перелом в отношениях между США и Саудовской Аравией. Вашингтон явно недоволен происходящим, но пока предпочитает не выступать с более жесткими заявлениями в адрес Эр-Рияда, хотя понимает, что на кону может оказаться ядерная сделка с Ираном.
Общий смысл публикаций сводится к тому, что конфликт задевает интересы не только двух стран, но и влияет на многие другие процессы в регионе. Например, бывший генерал морской пехоты в отставке и экс-главнокомандующий Центрального командования ВС США Энтони Зинни не исключает перетекание конфликта в полномасштабную войну, «которая может свести на нет доступ в Персидский залив, ограничить энергетическую свободу и свободу навигации». Происходящее может отвлечь внимание от борьбы с ИГИЛ* и спровоцировать внутреннюю нестабильность в странах региона, которые поддерживают Вашингтон.
Происходящее не в меньшей степени волнует и Москву. Накануне высокопоставленный источник в МИД России сообщил о готовности Кремля выступить в роли посредника в урегулировании конфликта между ближневосточными странами. «В контексте нахождения политического урегулирования сирийского кризиса нам удалось создать так называемую венскую группу с участием и Саудовской Аравии, и Ирана. Надеемся, что этот механизм продолжит свою активную работу в интересах нахождения политического урегулирования в Сирии», — заявили в МИДе.
Впрочем, мнения российских экспертов по поводу такой миссии расходятся. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский считает, что России в этом конфликте «делать совершенно нечего». Он процитировал любимое изречение американцев «в этой схватке моей собаки нет». «Нам не нужно заступаться ни за шиитов, ни за суннитов. Это религиозная война. Никогда не надо забывать, что среди мусульман всего мира шиитов всего 15%, а суннитов — 85%.
В России большинство мусульман — сунниты. В том числе самые активные и значительные как татары, башкиры, чеченцы, ингуши и большая часть дагестанцев. Поэтому выступать на стороне Ирана, хотя с политической точки зрения, казалось бы, он наш союзник, было бы контрпродуктивным, мы тогда восстановили бы против себя арабский мир, в котором из 21 страны 20 — суннитских, и очень многих мусульманских активистов внутри России», — сказал Мирский.
Точно так же нельзя выступать в этом конфликте на стороне Саудовской Аравии, потому что Россия оттолкнула бы Иран в самый неудачный момент: Тегеран только помирился с Вашингтоном, заключено соглашение по ядерным проблемам. «Санкции будут отменены, Иран начнет быстро развиваться и может быть начать восстанавливать дипломатические отношения с США. В этот момент отталкивать от себя Иран ни в коем случае не надо. Российское руководство это и не делает, а наоборот. Ракеты сейчас дали (имеется в виду подставка комплексов С-300)… А если Россия выступила бы на стороне Саудовской Аравии, то все это полетело бы прахом», — убежден он.
По словам Мирского, занимать нейтральную позицию просто в качестве посредника — это делать пустые заявления типа «ребята, давайте жить дружно». «Это никому не нужно. Мы же не можем ничего предложить. Допустим, приехала бы какая-нибудь делегация в Россию от саудовцев, а другая из Ирана, каждая говорила бы свою версию, абсолютно противоположную. Никакой центральной компромиссной почвы быть не может. Конфронтация между суннитами и шиитами продолжается 1400 лет.
И еще тысячу лет будет. Мы тут никак не можем повлиять. Это геополитическая борьба за доминирование на всем районе Ближнего Востока. Это борьба двух медведей в одной берлоге», — уверен политолог. Мирский назвал происходящее схваткой двух нефтяных гигантов. У Саудовской Аравии самые большие мировые запасы нефти — 16%. Запасы Ирана на втором месте. «Это же конкуренты. Это страшная борьба. А Россия тоже свою нефть вывозит. Мы не можем быть ни на той, ни на другой стороне. Поэтому делать нам там совершенно нечего», — уверен Мирский.
По мнению старшего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимира Сотникова, вмешиваться России в религиозный конфликт «абсолютно не стоит», что может повлиять на ее имидж, который «претерпел некоторые изменения после того, как Москва активно подключилась к борьбе правительства Башара Асада с ИГИЛ». Однако политолог убежден, что Москва может предложить «добрые услуги по налаживанию дипломатического процесса, абстрагируясь от межрелигиозных вещей».
Он также разделяет опасения о том, что конфликт между Эр-Риядом и Тегераном может отвлечь внимание от борьбы с «Исламским государством» и мирного урегулирования в Сирии. Незадолго до конфликта Саудовская Аравия создала коалицию по борьбе с ИГ. В нее вошли страны, которые сейчас рвут дипломатические связи с Ираном. «Получается, что этот конфликт по большому счету никому не нужен. Он совершенно четко оттягивает основные силы от борьбы с ИГИЛ.
Более того, интересы Вашингтона и других западных игроков, которые так или иначе задействованы в ситуации вокруг Сирии, не говоря о российских интересах, требуют того, чтобы такого рода конфликты между двумя крупнейшими геополитическими соперниками в регионе были нормализованы», — отметил эксперт.
Владимир Сотников не исключает, что если в ближайшие дни не способствовать урегулированию отношений, то это может перейти в горячее столкновение в Ираке или на территории Сирии, где действуют иранские отряды Корпуса стражей Исламской революции.
Что касается произошедшего накануне скачка цен на нефть, то Сотников назвал такой процесс закономерным, потому что рынок очень чутко реагирует на малейшие политические изменения. По его словам, нефтяные трейдеры не могут предсказать развитие конфликта в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном, поэтому малейшие потрясения в этом нефтяном регионе влияют на котировки.
«Объективно говоря, такой рост России на руку, потому что это помогает сберечь бюджетные средства и не проводить расширенные валютные интервенции, для того чтобы поддержать курс рубля», — подытожил эксперт.
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Разногласия между Ираном и арабскими странами продолжают обостряться. Во вторник вслед за Саудовской Аравией дипотношения с Тегераном разорвал Кувейт.
В Европе и США опасаются эскалации арабо-иранского конфликта, а также последующего срыва сирийского урегулирования. Более того, высказываются опасения начала новой полномасштабной войны. Эксперты предположили вероятную позицию России на новом витке противостоянии суннитов и шиитов. Во вторник получил развитие острый конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Своего посла в Тегеране отзывает Кувейт в ответ на нападение на дипломатические миссии Саудовской Аравии в Иране.
Нападения «представляют собой вопиющее нарушение международных соглашений и норм и грубое несоблюдение международных обязательств Ирана по обеспечению безопасности дипломатических миссий и безопасности дипломатов на своей земле», приводит РИА «Новости» заявление представителя министерства иностранных дел Кувейта. Саудовские посольство в Тегеране и консульство в Мешхеде были атакованы во время массовых акций протеста в связи с казнью шиитского проповедника Нимра ан-Нимра.
Напомним, в конце прошлой недели в Саудовской Аравии казнили 47 человек, в том числе ан-Нимра. Тегеран резко осудил казнь, в Иране прошли массовые акции протеста, которые вылились в атаки на посольство и консульство Саудовской Аравии. Стражи правопорядка задержали несколько десятков человек. В ответ глава саудовского МИД Адиль аль-Джубейр заявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Аналогичное решение приняли власти Бахрейна и Судана, а Арабские Эмираты понизили уровень дипотношений. Нападения на дипломатические объекты осудил Совбез ООН.
Во вторник президент Ирана Хасан Роухани заявил, что разрыв дипотношений не поможет Эр-Рияду скрыть «преступную» казнь ан-Нимра. Таким образом, рассчитывать на скорейшее урегулирование конфликта до сих пор не приходится. «Саудовская Аравия не сможет спрятать своё преступление — казнь религиозного лидера — с помощью разрыва политических отношений с Ираном», — сказал Роухани.
Однако за рубежом призывают стороны не ухудшать отношения. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью таблоиду BILD заявил о том, что конфликт может свести на нет все усилия по урегулированию в Сирии. По его словам, весь регион Ближнего Востока и прежде всего Саудовская Аравия и Иран «несут ответственность» перед мировым сообществом, которое «долгие годы активно занимается урегулированием взаимосвязанных конфликтов в регионе». «Нам нужны ответственные игроки в регионе, которые действуют ответственно, это относится и к Эр-Рияду, и к Тегерану», — сказал министр.
Происходящее отслеживают ведущие мировые СМИ. В немецком Der Spiegel напоминают о том, что отношения двух стран остаются крайне напряженными почти 40 лет и конфликт может быть разрешен только если обе стороны придут к компромиссу. Арабский телеканал Aljazeera рассказывает о том, где и каким образом сталкиваются интересы двух стран. В том же Йемене Саудовская Аравия ведет военную операцию против движения Хути — шиитов-повстанцев, которых поддерживает Иран. В свою очередь газета The New York констатирует перелом в отношениях между США и Саудовской Аравией. Вашингтон явно недоволен происходящим, но пока предпочитает не выступать с более жесткими заявлениями в адрес Эр-Рияда, хотя понимает, что на кону может оказаться ядерная сделка с Ираном.
Общий смысл публикаций сводится к тому, что конфликт задевает интересы не только двух стран, но и влияет на многие другие процессы в регионе. Например, бывший генерал морской пехоты в отставке и экс-главнокомандующий Центрального командования ВС США Энтони Зинни не исключает перетекание конфликта в полномасштабную войну, «которая может свести на нет доступ в Персидский залив, ограничить энергетическую свободу и свободу навигации». Происходящее может отвлечь внимание от борьбы с ИГИЛ* и спровоцировать внутреннюю нестабильность в странах региона, которые поддерживают Вашингтон.
Происходящее не в меньшей степени волнует и Москву. Накануне высокопоставленный источник в МИД России сообщил о готовности Кремля выступить в роли посредника в урегулировании конфликта между ближневосточными странами. «В контексте нахождения политического урегулирования сирийского кризиса нам удалось создать так называемую венскую группу с участием и Саудовской Аравии, и Ирана. Надеемся, что этот механизм продолжит свою активную работу в интересах нахождения политического урегулирования в Сирии», — заявили в МИДе.
Впрочем, мнения российских экспертов по поводу такой миссии расходятся. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский считает, что России в этом конфликте «делать совершенно нечего». Он процитировал любимое изречение американцев «в этой схватке моей собаки нет». «Нам не нужно заступаться ни за шиитов, ни за суннитов. Это религиозная война. Никогда не надо забывать, что среди мусульман всего мира шиитов всего 15%, а суннитов — 85%.
В России большинство мусульман — сунниты. В том числе самые активные и значительные как татары, башкиры, чеченцы, ингуши и большая часть дагестанцев. Поэтому выступать на стороне Ирана, хотя с политической точки зрения, казалось бы, он наш союзник, было бы контрпродуктивным, мы тогда восстановили бы против себя арабский мир, в котором из 21 страны 20 — суннитских, и очень многих мусульманских активистов внутри России», — сказал Мирский.
Точно так же нельзя выступать в этом конфликте на стороне Саудовской Аравии, потому что Россия оттолкнула бы Иран в самый неудачный момент: Тегеран только помирился с Вашингтоном, заключено соглашение по ядерным проблемам. «Санкции будут отменены, Иран начнет быстро развиваться и может быть начать восстанавливать дипломатические отношения с США. В этот момент отталкивать от себя Иран ни в коем случае не надо. Российское руководство это и не делает, а наоборот. Ракеты сейчас дали (имеется в виду подставка комплексов С-300)… А если Россия выступила бы на стороне Саудовской Аравии, то все это полетело бы прахом», — убежден он.
По словам Мирского, занимать нейтральную позицию просто в качестве посредника — это делать пустые заявления типа «ребята, давайте жить дружно». «Это никому не нужно. Мы же не можем ничего предложить. Допустим, приехала бы какая-нибудь делегация в Россию от саудовцев, а другая из Ирана, каждая говорила бы свою версию, абсолютно противоположную. Никакой центральной компромиссной почвы быть не может. Конфронтация между суннитами и шиитами продолжается 1400 лет.
И еще тысячу лет будет. Мы тут никак не можем повлиять. Это геополитическая борьба за доминирование на всем районе Ближнего Востока. Это борьба двух медведей в одной берлоге», — уверен политолог. Мирский назвал происходящее схваткой двух нефтяных гигантов. У Саудовской Аравии самые большие мировые запасы нефти — 16%. Запасы Ирана на втором месте. «Это же конкуренты. Это страшная борьба. А Россия тоже свою нефть вывозит. Мы не можем быть ни на той, ни на другой стороне. Поэтому делать нам там совершенно нечего», — уверен Мирский.
По мнению старшего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимира Сотникова, вмешиваться России в религиозный конфликт «абсолютно не стоит», что может повлиять на ее имидж, который «претерпел некоторые изменения после того, как Москва активно подключилась к борьбе правительства Башара Асада с ИГИЛ». Однако политолог убежден, что Москва может предложить «добрые услуги по налаживанию дипломатического процесса, абстрагируясь от межрелигиозных вещей».
Он также разделяет опасения о том, что конфликт между Эр-Риядом и Тегераном может отвлечь внимание от борьбы с «Исламским государством» и мирного урегулирования в Сирии. Незадолго до конфликта Саудовская Аравия создала коалицию по борьбе с ИГ. В нее вошли страны, которые сейчас рвут дипломатические связи с Ираном. «Получается, что этот конфликт по большому счету никому не нужен. Он совершенно четко оттягивает основные силы от борьбы с ИГИЛ.
Более того, интересы Вашингтона и других западных игроков, которые так или иначе задействованы в ситуации вокруг Сирии, не говоря о российских интересах, требуют того, чтобы такого рода конфликты между двумя крупнейшими геополитическими соперниками в регионе были нормализованы», — отметил эксперт.
Владимир Сотников не исключает, что если в ближайшие дни не способствовать урегулированию отношений, то это может перейти в горячее столкновение в Ираке или на территории Сирии, где действуют иранские отряды Корпуса стражей Исламской революции.
Что касается произошедшего накануне скачка цен на нефть, то Сотников назвал такой процесс закономерным, потому что рынок очень чутко реагирует на малейшие политические изменения. По его словам, нефтяные трейдеры не могут предсказать развитие конфликта в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном, поэтому малейшие потрясения в этом нефтяном регионе влияют на котировки.
«Объективно говоря, такой рост России на руку, потому что это помогает сберечь бюджетные средства и не проводить расширенные валютные интервенции, для того чтобы поддержать курс рубля», — подытожил эксперт.
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Источник - Русская весна