Стальные птицы: на что способна беспилотная авиация России (ФОТО)
23 октября 2016
23.10.2016 - 9:49
Беспилотники за последние годы прочно вошли в нашу жизнь. Что говорить, если стать владельцем собственного летающего устройства сегодня может едва ли не каждый. При этом спектр применения таких воздушных роботов чрезвычайно широк — от ведения фото- и видеосъемки до доставки небольших грузов.
Свое место есть у этой техники и в военном строю. Причем, инженеры научили военные беспилотники не только вести разведку, но и выполнять массу других специфических задач, в том числе — боевых. Увеличивается дальность полета дронов, их автономность, повышается надежность, выносливость в различной обстановке, передает телеканал «Звезда».
О том, что могут современные армейские беспилотники и как стремительно прогрессирует эта сфера, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
«Орланы» учатся летать
Даже для неспециалистов все происходящее в беспилотной авиации напоминает настоящую революцию в небе. Кто бы мог предположить еще каких-нибудь пару десятков лет назад, что воздушные роботы научатся наносить огневые удары, сбрасывать бомбы, транспортировать грузы.
Нынче беспилотные летательные аппараты уже ставят рекорды, сравнимые с обычной авиацией: по дальности беспосадочного полета, по продолжительности пребывания в воздухе, по массе полезной нагрузки.
Один из таких «рекордсменов» — российский многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10».Он способен развивать скорость до 150 км/ч, может летать без посадки до 16 часов, поднимаясь при этом на высоту до 5 км и удаляясь от наземной станции управления на расстояние 600 км в автономном режиме.
Интересно, что в экспериментальном режиме «Орлан» совершал полеты продолжительностью и 24 часа. В небе — целые сутки, это под силу далеко не всем летательным аппаратам.
По словам военного представителя ООО «Специальный технологический центр», где рождаются «Орланы», Алексея Псарева, к числу основных достоинств БПЛА можно отнести, прежде всего, его скрытность.
«Полностью радиопрозрачный фюзеляж, никакого металла — радары его не видят, — отмечает Алексей. — Во-вторых, тишина. Он довольно тихо работает в воздухе, противник его не обнаружит».
Известно, что на сегодня этот аппарат считается самым массовым в системе Минобороны России. Значительный объем задач был выполнен с помощью «Орланов» и в ходе нынешней операции российских ВКС в Сирии. Многие видели кадры точечных попаданий российских бомбардировщиков по объектам террористов. Так вот, телевизионную картинку в данном случае обеспечивают именно аппараты, подобные «Орланам».
«Муха» особого назначения
Сегодня в «Специальном технологическом центре» разработан «Орлан» совершено нового поколения. Если базовая модель использует двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине 95-й марки, то новая машина — полностью на электрической тяге. Аппарат абсолютно бесшумен, а комплект аккумуляторов обеспечивает ему до 6 часов бесперебойной работы в небе.
Улучшаются и характеристики БПЛА основного класса. Как отмечают в СТЦ, по просьбам военных в «Орлане» применено электронное управление силовой установкой и обновлена система впрыска. Это сделано для того, чтобы исключить трудоемкий процесс различных регулировок. За все теперь отвечает электроника.
Интересная особенность: в режиме планирующего полета двигатель аппарата может вовсе отключаться. Это позволяет существенно экономить топливо, увеличивая дальность полета. Кроме того, топливная смесь подается именно в том составе, которая необходима в данном конкретном режиме полета.
Вообще, некоторые из новых российских военных беспилотников поражают своими техническими новациями. Так, созданный на предприятии «Ижмаш — Беспилотные системы» аппарат «Муха» уже признан самым миниатюрным из тех, кому предстоит занять место в армейском строю.
Устройство должно пополнить состав перспективной боевой экипировки «Ратник». Весит этот БПЛА всего 1,5 кг, запускается с рук, управляется с планшета, а дальность его полета составляет 5 километров.
Крылья «Тахиона»
БПЛА не только отслеживают цели, они способны с высокой точностью фиксировать и сообщать оператору координаты, а при необходимости — наводить наземные огневые средства. В зависимости от своего назначения беспилотник может также «подавать» картинку с бортовой камеры на экраны принимающих устройств.
Причем в системе видеонаблюдения предусмотрена даже функция автоматического сопровождения заданного объекта, что и было продемонстрировано в Сирии.
Наблюдение, целеуказание, корректировки огня, оценка ущерба — это далеко не полный перечень функционала малого беспилотного летательного аппарата с названием «Тахион», выпускаемого уже упомянутой компанией «Ижмаш — Беспилотные системы».
Он разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления, органов управления и силовой установки. Запускается с помощью катапульты, а приземляется — на парашюте.
«Тахион» можно использовать и в качестве ретранслятора связи, применять в структуре «военного Интернета» — закрытой, обособленной системы передачи данных. Источником энергии для передатчика выступает не менее уникальная система, основанная на использовании гибких солнечных батарей.
К слову, передаваемая с помощью беспилотника информация надежно защищена от перехватов и расшифровки.
Вообще, современные технологии позволяют превратить беспилотник в поистине уникальное средство. К примеру, благодаря бортовому радиоэлектронному комплексу некоторые аппараты способны расстраивать навигационное оборудование противника, нарушать мобильную связь.
При этом сам БПЛА будет держать связь со всеми сотовыми телефонами в зоне нахождения. Такие способности могут быть полезными, к примеру, в случае чрезвычайной ситуации — для рассылки SMS-сообщений абонентам.
Если продолжать тему спасения, то стоит отметить, что тот же «Орлан» может десантировать небольшие грузы для попавших в беду людей: например, так называемые «наборы для экстренного спасения» — аптечку и средства связи. А в Сирии российские беспилотники привлекались для разбрасывания листовок в районах, занятых террористами. С одного захода БПЛА мог «накрыть» агитационным материалом площадь 500 на 200 метров.
На всех широтах
Не оставлен без внимания военных и такой важный сегмент беспилотной авиации, как квадрокоптеры. Полезная нагрузка, которую может нести этот аппарат, представляет собой не только традиционные средства наблюдения и приема-передачи данных, но и… звукоусиливающую аппаратуру.
Такой аппарат применялся в ходе недавнего форума «Армия-2016», где он обеспечивал звукоусиление с высоты 200 м. Основной недостаток этой системы — не слишком продолжительное время пребывания в небе, всего около 2 часов. Но инженеры сейчас работают над совершенствованием возможностей устройства.
Что же касается «Орлана», то его модификации готовятся покорять новые горизонты. Уже готовится образец для работы на Крайнем Севере. Как планируют конструкторы, такой БПЛА сможет, к примеру, следить за ледовой обстановкой. Для посадки арктическому «Орлану» не потребуется твердая поверхность: благодаря надувному плоту, он сможет приводняться.
По информации Минобороны России, с конца прошлого года в арктической зоне ответственности Восточного военного округа (Чукотский автономный округ) уже приступила к несению службы эскадрилья БПЛА, оснащенная аппаратами «Орлан-10» и «Форпост». Группа контролирует состояние объектов военной инфраструктуры, уточняет рельефа местности, ведет воздушное патрулирование северных территорий.
По оценкам специалистов, Россия ликвидировала существовавшее прежде отставание от западных конкурентов по беспилотной тематике и робототехнике.
В частности, таково мнение заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова. По его словам, российские предприятия готовы предлагать новые разработки БПЛА тактического и стратегического класса, причем, и самолетного, и вертолетного типов.
Всего, по сведениям Минобороны России, оснащенность беспилотниками соединений и воинских частей возросла за последние пять лет почти в 10 раз. В войсках сегодня находится порядка 1700 комплексов различного назначения.
Закономерным выглядит и создание в структуре военного ведомства Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов, подчиненного напрямую Генштабу.
Кроме того, действует и Межвидовый центр беспилотных летательных аппаратов. На его базе развернут исследовательский отдел применения и войсковых испытаний беспилотной авиации, работают курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также сформированы две эскадрильи БПЛА — исследовательско-конструкторская и аппаратов средней дальности.
Дмитрий Сергеев
Беспилотники за последние годы прочно вошли в нашу жизнь. Что говорить, если стать владельцем собственного летающего устройства сегодня может едва ли не каждый. При этом спектр применения таких воздушных роботов чрезвычайно широк — от ведения фото- и видеосъемки до доставки небольших грузов.
Свое место есть у этой техники и в военном строю. Причем, инженеры научили военные беспилотники не только вести разведку, но и выполнять массу других специфических задач, в том числе — боевых. Увеличивается дальность полета дронов, их автономность, повышается надежность, выносливость в различной обстановке, передает телеканал «Звезда».
О том, что могут современные армейские беспилотники и как стремительно прогрессирует эта сфера, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
«Орланы» учатся летать
Даже для неспециалистов все происходящее в беспилотной авиации напоминает настоящую революцию в небе. Кто бы мог предположить еще каких-нибудь пару десятков лет назад, что воздушные роботы научатся наносить огневые удары, сбрасывать бомбы, транспортировать грузы.
Нынче беспилотные летательные аппараты уже ставят рекорды, сравнимые с обычной авиацией: по дальности беспосадочного полета, по продолжительности пребывания в воздухе, по массе полезной нагрузки.
Один из таких «рекордсменов» — российский многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10».Он способен развивать скорость до 150 км/ч, может летать без посадки до 16 часов, поднимаясь при этом на высоту до 5 км и удаляясь от наземной станции управления на расстояние 600 км в автономном режиме.
Интересно, что в экспериментальном режиме «Орлан» совершал полеты продолжительностью и 24 часа. В небе — целые сутки, это под силу далеко не всем летательным аппаратам.
По словам военного представителя ООО «Специальный технологический центр», где рождаются «Орланы», Алексея Псарева, к числу основных достоинств БПЛА можно отнести, прежде всего, его скрытность.
«Полностью радиопрозрачный фюзеляж, никакого металла — радары его не видят, — отмечает Алексей. — Во-вторых, тишина. Он довольно тихо работает в воздухе, противник его не обнаружит».
Известно, что на сегодня этот аппарат считается самым массовым в системе Минобороны России. Значительный объем задач был выполнен с помощью «Орланов» и в ходе нынешней операции российских ВКС в Сирии. Многие видели кадры точечных попаданий российских бомбардировщиков по объектам террористов. Так вот, телевизионную картинку в данном случае обеспечивают именно аппараты, подобные «Орланам».
«Муха» особого назначения
Сегодня в «Специальном технологическом центре» разработан «Орлан» совершено нового поколения. Если базовая модель использует двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине 95-й марки, то новая машина — полностью на электрической тяге. Аппарат абсолютно бесшумен, а комплект аккумуляторов обеспечивает ему до 6 часов бесперебойной работы в небе.
Улучшаются и характеристики БПЛА основного класса. Как отмечают в СТЦ, по просьбам военных в «Орлане» применено электронное управление силовой установкой и обновлена система впрыска. Это сделано для того, чтобы исключить трудоемкий процесс различных регулировок. За все теперь отвечает электроника.
Интересная особенность: в режиме планирующего полета двигатель аппарата может вовсе отключаться. Это позволяет существенно экономить топливо, увеличивая дальность полета. Кроме того, топливная смесь подается именно в том составе, которая необходима в данном конкретном режиме полета.
Вообще, некоторые из новых российских военных беспилотников поражают своими техническими новациями. Так, созданный на предприятии «Ижмаш — Беспилотные системы» аппарат «Муха» уже признан самым миниатюрным из тех, кому предстоит занять место в армейском строю.
Устройство должно пополнить состав перспективной боевой экипировки «Ратник». Весит этот БПЛА всего 1,5 кг, запускается с рук, управляется с планшета, а дальность его полета составляет 5 километров.
Крылья «Тахиона»
БПЛА не только отслеживают цели, они способны с высокой точностью фиксировать и сообщать оператору координаты, а при необходимости — наводить наземные огневые средства. В зависимости от своего назначения беспилотник может также «подавать» картинку с бортовой камеры на экраны принимающих устройств.
Причем в системе видеонаблюдения предусмотрена даже функция автоматического сопровождения заданного объекта, что и было продемонстрировано в Сирии.
Наблюдение, целеуказание, корректировки огня, оценка ущерба — это далеко не полный перечень функционала малого беспилотного летательного аппарата с названием «Тахион», выпускаемого уже упомянутой компанией «Ижмаш — Беспилотные системы».
Он разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления, органов управления и силовой установки. Запускается с помощью катапульты, а приземляется — на парашюте.
«Тахион» можно использовать и в качестве ретранслятора связи, применять в структуре «военного Интернета» — закрытой, обособленной системы передачи данных. Источником энергии для передатчика выступает не менее уникальная система, основанная на использовании гибких солнечных батарей.
К слову, передаваемая с помощью беспилотника информация надежно защищена от перехватов и расшифровки.
Вообще, современные технологии позволяют превратить беспилотник в поистине уникальное средство. К примеру, благодаря бортовому радиоэлектронному комплексу некоторые аппараты способны расстраивать навигационное оборудование противника, нарушать мобильную связь.
При этом сам БПЛА будет держать связь со всеми сотовыми телефонами в зоне нахождения. Такие способности могут быть полезными, к примеру, в случае чрезвычайной ситуации — для рассылки SMS-сообщений абонентам.
Если продолжать тему спасения, то стоит отметить, что тот же «Орлан» может десантировать небольшие грузы для попавших в беду людей: например, так называемые «наборы для экстренного спасения» — аптечку и средства связи. А в Сирии российские беспилотники привлекались для разбрасывания листовок в районах, занятых террористами. С одного захода БПЛА мог «накрыть» агитационным материалом площадь 500 на 200 метров.
На всех широтах
Не оставлен без внимания военных и такой важный сегмент беспилотной авиации, как квадрокоптеры. Полезная нагрузка, которую может нести этот аппарат, представляет собой не только традиционные средства наблюдения и приема-передачи данных, но и… звукоусиливающую аппаратуру.
Такой аппарат применялся в ходе недавнего форума «Армия-2016», где он обеспечивал звукоусиление с высоты 200 м. Основной недостаток этой системы — не слишком продолжительное время пребывания в небе, всего около 2 часов. Но инженеры сейчас работают над совершенствованием возможностей устройства.
Что же касается «Орлана», то его модификации готовятся покорять новые горизонты. Уже готовится образец для работы на Крайнем Севере. Как планируют конструкторы, такой БПЛА сможет, к примеру, следить за ледовой обстановкой. Для посадки арктическому «Орлану» не потребуется твердая поверхность: благодаря надувному плоту, он сможет приводняться.
По информации Минобороны России, с конца прошлого года в арктической зоне ответственности Восточного военного округа (Чукотский автономный округ) уже приступила к несению службы эскадрилья БПЛА, оснащенная аппаратами «Орлан-10» и «Форпост». Группа контролирует состояние объектов военной инфраструктуры, уточняет рельефа местности, ведет воздушное патрулирование северных территорий.
По оценкам специалистов, Россия ликвидировала существовавшее прежде отставание от западных конкурентов по беспилотной тематике и робототехнике.
В частности, таково мнение заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова. По его словам, российские предприятия готовы предлагать новые разработки БПЛА тактического и стратегического класса, причем, и самолетного, и вертолетного типов.
Всего, по сведениям Минобороны России, оснащенность беспилотниками соединений и воинских частей возросла за последние пять лет почти в 10 раз. В войсках сегодня находится порядка 1700 комплексов различного назначения.
Закономерным выглядит и создание в структуре военного ведомства Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов, подчиненного напрямую Генштабу.
Кроме того, действует и Межвидовый центр беспилотных летательных аппаратов. На его базе развернут исследовательский отдел применения и войсковых испытаний беспилотной авиации, работают курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также сформированы две эскадрильи БПЛА — исследовательско-конструкторская и аппаратов средней дальности.
Дмитрий Сергеев
Источник - Русская весна