Россия как «Звёздная Тень» Америки
14 сентября 2017
МАРАХОВСКИЙ Виктор
Вначале — новости из городка Твин Фолс (штат Айдахо, 44 тысячи жителей). Местные жители смущены тем фактом, что их городок внезапно в центре внимания СМИ и заодно шпионского скандала.
В чём суть: на минувшей неделе, как мы помним, компания Facebook под давлением демократической необходимости выдавила-таки из себя расследование о российском вмешательстве в американскую внутреннюю политику. По данным соцсетевого гиганта, русские потратили от 50 до 100 тысяч долларов на сеяние розни среди американцев в период предвыборной кампании.
Русские создавали фейковые аккаунты, с которых поддерживали деструктивные тенденции в американском обществе и в конечном счёте помогли реализоваться самой деструктивной из них — избранию Трампа.
Так вот: единственный пример, упомянутый кампанией конкретно — это как раз городок Твин Фолс (если кому-то название напоминает Твин Пикс, то едва ли случайно. Твин Фолс — это такой же глухой медвежий угол, что и вымышленный Твин Пикс, так что вполне мог послужить прототипом. Только создатели сериала поместили своих сов, маньяков, лесопилки и черные вигвамы не в Айдахо, а в соседнем, ещё более медвежьем и отдалённом штате Вашингтон).
В городке Твин Фолс русские устроили, по данным Facebook, шествие протеста против иммигрантов в середине 2016 года. Что привело, между прочим, к тому, что Трамп получил там вдвое больше голосов, чем Клинтон.
В городке Твин Фолс по данному поводу в шоке все — включая руководство города и руководство инициативных групп, собственно организовавших шествие.
Антимигрантские настроения там были задолго до кампании, поясняют они. Протест случился после того, как трое иммигрантских мальчиков (в городке имеется центр приема беженцев) 7, 10 и 14 лет из Ирака и Эритреи напали на 5-летнюю местную девочку в бедной части города и произвели с ней некие развратные действия.
Организаторы протеста (а они не анонимны. Это местные активисты, занимавшиеся агитацией против беженцев ещё в 2015-м) уверяют, что «не контактировали ни с кем из России». Местный окружной прокурор выражается в том смысле, что «куда спокойнее думать, что это все русское влияние, чем признать, что все сделали сами американцы». Мэр говорит, что не может ничего подтвердить или опровергнуть, потому что расследование русского вмешательства — «это слегка превышает то, за что мне платят».
А что город проголосовал за Трампа — ну так он всегда голосовал за республиканского кандидата и против демократического.
Ну и так далее.
Вообще во всём происходящем как-то слишком назидательно и наглядно торчит мораль. США, как все знают, десятилетиями позиционировались как свет мира и «город, стоящий на верху горы» (у нас эту библейскую идиому переводят с английского как «Сверкающий Город На Холме»). В политическом смысле это выражалось в решительном «Да!» на вопрос, может ли добрая сила вторгаться в чужие, не очень добрые края и пытаться их насильно улучшить. Практически же это вылилось в кучу интервенций, которые либо мало что изменили в тяжёлой жизни дальних народов (Афганистан, Гаити), либо ухудшили положение (Ливия, Ирак, Югославия), либо завершились впечатляющим поражением (Вьетнам).
У СССР подобный опыт имелся тоже. И в 1956-м, и в 1968-м (пусть и в куда более травоядном виде). А в конце 1980-х, перед, во время и после вывода войск из Афганистана, у нас уже твёрдо устоялась идея бесплодности и невероятной опасности вмешательства в то, что называется В.Путиным «внутренние дела иностранного государства». А по сути — в любой мало—мальски организованный уклад. В любое худо-бедно функционирующее гособразование. Даже если перемены в нём неблагоприятны для нас.
Как и положено в России, эта идея была у нас оформлена литературно — через «культуру Стругацких», то есть множественные обсуждения «Трудно быть богом» и идей прогрессорства, и аллюзий на них, и римейков и фанфиков и продолжений.
Поэтому в 2008-м русская армия, имевшая все возможности устроить нынешней звезде украинской политики М. Н. Саакашвили судьбу С. Хусейна — не пошла в Тбилиси и не стала рушить то, что сложилось в Грузии.
А в 2014-м — лишь обеспечила республике Крым возможность совершить выбор и не стала своими танками создавать насильно Ново- или Малороссию.
А в 2015-м — лишь помогает светскому государству Сирия выжить под грузом бед (многие из которых, строго говоря, вызваны собственными многолетними ошибками сирийского государства).
И это всё — при том, что с точки зрения чистой морали современный российский ответ на вопрос, «нужно ли вмешиваться в чужие дела, если там творится ужас что», выглядит как бы неверным. Нерыцарственным и не мессианским.
Но он работает. В отличие от рыцарского и мессианского американского.
…В связи с этим, уважаемые читатели, вспоминается одна крайне интересная книга из числа «пост-стругацких романов». Её написал двадцать лет назад, в разгар 90-х, не очень тогда ещё знаменитый фантаст С. Лукьяненко.
Дилогия с очень космическим названием «Звезды — холодные игрушки» описывала крайне могучую в вовенном плане человеческую цивилизацию, получившую у окружающих рас название «Геометров». Смысл в том, что данная цивилизация организовала у себя вполне демократичный тоталитаризм, базировавшийся на всеобщей, с детства воспитываемой у подавляющего большинства граждан вере в концепцию Дружбы. Эта Дружба выражалась в необходимости штамповать из любой встречной цивилизации мирное и в общем-то счастливое общество, построенное на гуманистических разумных принципах этих самых Геометров. Общество, в котором можно было либо жить, трудиться, дружить и наслаждаться, либо — если не нравится — идти и получать эвтаназию.
При этом Геометры не были идиотами и понимали, что другим цивилизациям мессианское вмешательство может не нравиться. Поэтому наряду с институтом прогрессоров (привет Стругацким) у них был также институт регрессоров — специалистов по уничтожению и опусканию встречных цивилизаций в каменный век и дикость. После чего уже, на развалинах былого, можно было строить клон идеального геометрического общества.
При этом сами Геометры осознавали, что, «допуская возможность помощи иным расам, мы должны быть готовы к аналогичным действиям в отношении себя». И назвали это Неправильной Аксиомой. Неправильной — потому что собственную идеологию считали безусловно идеальной. Аксиомой — потому что, не будучи идиотами, понимали, что опровергнуть её невозможно.
Закончился их крестовый поход во Вселенную, кстати, довольно катастрофически. Сначала им пришлось просто бежать из своей части галактики, где никто не хотел принимать их идеального счастья, а сами прогрессоры и регрессоры массово дезертировали в слишком уж многополярных, предоставляющих каждому свободу биографии мирах. А затем и сам их град-на-холме был разрушен изнутри — путём появления на планете т.н. Тени — сети, позволяющей даже подсознательно несогласным с официальным счастьем выходить из системы.
…Ну так вот. Книжку 1997 года можно считать в известном смысле пророческой. Конкретно — в том, что Россия, принципиально не пытающаяся силой переделать чужие народы и государства, оказалась в мировой политике 2010-х своеобразной «Тенью», в которой (как доказала Сирия) целые страны могут спрятаться от разрушительного сияния американской правоты и жить по-своему.
А в самой Америке (всё ещё пытающейся нести Дружбу сопротивляющемуся миру) сейчас по медвежьим углам ищут следы Русского Вмешательства — потому что «не может же быть, чтобы всего этого хотели сами американцы».
Отличие от космической фантастики тут в том, что США не могут прихватить свои сателлиты и сбежать из нашей маленькой Вселенной.
Поэтому разрушение их правильной мессианской идеи изнутри мы будем, видимо, наблюдать в режиме реального времени ещё долго.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)