Проект водного пути Е40: боевые корабли НАТО в лесах Белоруссии и степях Украины (КАРТА)
1 января 1970
02.06.2020 - 2:30
В последнее время руководство США и ЕС всё чаще стали уделять внимание, казалось бы, надолго «замороженному» проекту постройки трансъевропейской водной магистрали Е40 от Гданьска до Херсона, которая может связать Балтийское и Черное моря через реки Висла, Буг, Припять, Днепр и пройти по территориям Польши, Белоруссии и Украины.
За последние четыре месяца небезызвестный американский Джеймстаунский фонд посвятил Е40 целых четыре публикации, в которых подробно изложены экономические и геополитические преимущества, обретаемые Западом и странами Восточной Европы в случае реализации проекта.
Впервые идея проложить водный путь между двумя морями возникла около 100 лет назад, но до практической реализации такого проекта так дело и не дошло. В очередной раз о речной магистрали вспомнил Евросоюз около 20 лет назад, составляя проекты сотрудничества со странами бывшего СССР в рамках программы «Восточного партнерства». Тогда он и получил обозначение Е40.
В последние годы также звучат заявления о возможном подключении проекта Е40 к «Инициативе трех морей», объединяющей 12 государств ЕС, а также о планах по соединению его с не менее масштабным проектом водной магистрали Е70 из Франции в Польшу.
По расчетам западноевропейских экспертов, общий грузооборот между Польшей, Белоруссией и Украиной по балтийско-черноморскому водному пути может составить 5-7 млн. тонн ежегодно, что в несколько раз меньше, чем аналогичный показатель таких морских портов как Клайпеда, Гданьск и Одесса.
Почему же США и ЕС не отказываются от идеи реализации проекта Е40, не имеющего большой экономической выгоды? Ответ на этот вопрос, очевидно, лежит в политической плоскости.
Инвестируя в инфраструктуру Белоруссии и Украины, Запад стремится как можно больше вовлечь два постсоветских государства в сферу своего влияния.
И, если с реализацией проекта Е40 на Украине, по мнению экспертов ЕС, проблем возникнуть не должно, ввиду окончательной переориентации страны на Запад, то в Белоруссии не все так однозначно.
Строительству водного пути между Балтийским и Черным морями активно противостоит Россия, и возведение данной магистрали возможно только при значительном ухудшении российско-белорусских отношений.
С технической точки зрения русла рек Припять и Днепр на белорусско-украинском участке Е40 позволяют осуществлять навигацию крупнотоннажных судов. Работы по обустройству речной транспортной инфраструктуры на Украине оцениваются в 31 млн. евро, а в Белоруссии — 96-171 млн.
Наиболее проблематичным является участок от Варшавы до Бреста, где для реализации проекта должен быть создан искусственный канал длиной в 160 км в обход несудоходного ныне отрезка Западного Буга.
Стоимость всех работ на территории Польши оценивается в 12 млрд. евро. Такая сумма для бюджета ЕС, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития является достаточно ощутимой, чтобы тщательно оценить все риски, экономические и политические выгоды строительства водного пути.
Кроме технических трудностей проект Е40 постоянно подвергается критике со стороны экологов.
Во-первых, это связано с тем, что водный путь пролегает через Чернобыльскую зону, и речные суда могут способствовать распространению радиоактивных веществ на всем протяжении магистрали.
Во-вторых, активное судоходство может способствовать разрушению уникального биосферного комплекса реки Припять в белорусском Полесье, которую многие экологи сравнивают с Амазонкой.
В-третьих, в Польше территория участка маршрута вдоль Западного Буга включена в европейский природоохранный список «Natura 2000», что потребует множества согласований на уровне ЕС.
Несмотря на все технические и экологические препятствия, проект Е40 постоянно находится в поле зрения политиков и экономистов. При этом одну из ведущих ролей в его продвижении, как ни странно, занимают США, о чем свидетельствуют многочисленные публикации Джеймстаунского фонда из Вашингтона.
В последней из них озвучена потенциальная военно-стратегическая роль балтийско-черноморского маршрута, очевидно, являющаяся наиболее важной для заокеанских партнеров.
По мнению американских экспертов, водная магистраль Е40 может быть использована для переброски боевых кораблей ОВМС НАТО малого класса из Балтийского в Черное море в обход турецких проливов и конвенции Монтре. При этом наибольшую трудность будет представлять получение согласия на такие перемещения со стороны Белоруссии как ближайшего союзника России.
В связи с этим не исключено, что развитие проекта водного пути Е40 будет во многом зависеть от его лоббирования в европейских структурах со стороны Соединенных Штатов, заинтересованных в использовании геополитических и стратегических преимуществ магистрали.
Принимая во внимание крепнущие польско-американские связи, возможно, наиболее дорогостоящая часть проекта на территории Польши будет профинансирована с участием США.
Со своей стороны белорусское руководство должно максимально прагматично подходить к участию в реализации данной инициативы. Демонстрируя многовекторность внешней политики государства, необходимо учесть все экономические и политические аспекты, риски и выгоды, обретаемые в случае осуществления проекта Е40.
Читайте также:
В последнее время руководство США и ЕС всё чаще стали уделять внимание, казалось бы, надолго «замороженному» проекту постройки трансъевропейской водной магистрали Е40 от Гданьска до Херсона, которая может связать Балтийское и Черное моря через реки Висла, Буг, Припять, Днепр и пройти по территориям Польши, Белоруссии и Украины.
За последние четыре месяца небезызвестный американский Джеймстаунский фонд посвятил Е40 целых четыре публикации, в которых подробно изложены экономические и геополитические преимущества, обретаемые Западом и странами Восточной Европы в случае реализации проекта.
Впервые идея проложить водный путь между двумя морями возникла около 100 лет назад, но до практической реализации такого проекта так дело и не дошло. В очередной раз о речной магистрали вспомнил Евросоюз около 20 лет назад, составляя проекты сотрудничества со странами бывшего СССР в рамках программы «Восточного партнерства». Тогда он и получил обозначение Е40.
В последние годы также звучат заявления о возможном подключении проекта Е40 к «Инициативе трех морей», объединяющей 12 государств ЕС, а также о планах по соединению его с не менее масштабным проектом водной магистрали Е70 из Франции в Польшу.
По расчетам западноевропейских экспертов, общий грузооборот между Польшей, Белоруссией и Украиной по балтийско-черноморскому водному пути может составить 5-7 млн. тонн ежегодно, что в несколько раз меньше, чем аналогичный показатель таких морских портов как Клайпеда, Гданьск и Одесса.
Почему же США и ЕС не отказываются от идеи реализации проекта Е40, не имеющего большой экономической выгоды? Ответ на этот вопрос, очевидно, лежит в политической плоскости.
Инвестируя в инфраструктуру Белоруссии и Украины, Запад стремится как можно больше вовлечь два постсоветских государства в сферу своего влияния.
И, если с реализацией проекта Е40 на Украине, по мнению экспертов ЕС, проблем возникнуть не должно, ввиду окончательной переориентации страны на Запад, то в Белоруссии не все так однозначно.
Строительству водного пути между Балтийским и Черным морями активно противостоит Россия, и возведение данной магистрали возможно только при значительном ухудшении российско-белорусских отношений.
С технической точки зрения русла рек Припять и Днепр на белорусско-украинском участке Е40 позволяют осуществлять навигацию крупнотоннажных судов. Работы по обустройству речной транспортной инфраструктуры на Украине оцениваются в 31 млн. евро, а в Белоруссии — 96-171 млн.
Наиболее проблематичным является участок от Варшавы до Бреста, где для реализации проекта должен быть создан искусственный канал длиной в 160 км в обход несудоходного ныне отрезка Западного Буга.
Стоимость всех работ на территории Польши оценивается в 12 млрд. евро. Такая сумма для бюджета ЕС, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития является достаточно ощутимой, чтобы тщательно оценить все риски, экономические и политические выгоды строительства водного пути.
Кроме технических трудностей проект Е40 постоянно подвергается критике со стороны экологов.
Во-первых, это связано с тем, что водный путь пролегает через Чернобыльскую зону, и речные суда могут способствовать распространению радиоактивных веществ на всем протяжении магистрали.
Во-вторых, активное судоходство может способствовать разрушению уникального биосферного комплекса реки Припять в белорусском Полесье, которую многие экологи сравнивают с Амазонкой.
В-третьих, в Польше территория участка маршрута вдоль Западного Буга включена в европейский природоохранный список «Natura 2000», что потребует множества согласований на уровне ЕС.
Несмотря на все технические и экологические препятствия, проект Е40 постоянно находится в поле зрения политиков и экономистов. При этом одну из ведущих ролей в его продвижении, как ни странно, занимают США, о чем свидетельствуют многочисленные публикации Джеймстаунского фонда из Вашингтона.
В последней из них озвучена потенциальная военно-стратегическая роль балтийско-черноморского маршрута, очевидно, являющаяся наиболее важной для заокеанских партнеров.
По мнению американских экспертов, водная магистраль Е40 может быть использована для переброски боевых кораблей ОВМС НАТО малого класса из Балтийского в Черное море в обход турецких проливов и конвенции Монтре. При этом наибольшую трудность будет представлять получение согласия на такие перемещения со стороны Белоруссии как ближайшего союзника России.
В связи с этим не исключено, что развитие проекта водного пути Е40 будет во многом зависеть от его лоббирования в европейских структурах со стороны Соединенных Штатов, заинтересованных в использовании геополитических и стратегических преимуществ магистрали.
Принимая во внимание крепнущие польско-американские связи, возможно, наиболее дорогостоящая часть проекта на территории Польши будет профинансирована с участием США.
Со своей стороны белорусское руководство должно максимально прагматично подходить к участию в реализации данной инициативы. Демонстрируя многовекторность внешней политики государства, необходимо учесть все экономические и политические аспекты, риски и выгоды, обретаемые в случае осуществления проекта Е40.
Читайте также:
Источник - Русская весна