Медиа Пульс » США » Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

4 мая 2018
Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

В 1980-е годы американцы достаточно неожиданно для остального мира пробудили от спячки четыре морских гиганта ушедшей эпохи. Речь идет о линкорах типа «Айова». Эти боевые корабли периода Второй мировой войны были модернизированы и снова введены в строй. О том, что подтолкнуло американское командование к этому шагу, рассуждает автор блога naval-manual.livejournal.com. Стоит отметить, что однозначного ответа на этот вопрос просто нет, однако можно попытаться найти версии подобного возрождения для кораблей, чей золотой век уже давно остался в прошлом.
«Айова» – тип линейных кораблей американского флота периода Второй мировой войны. Всего в США построили 4 корабля: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». К постройке планировались еще два линкора данного типа – «Иллинойс» и «Кентукки», однако их строительство было отменено в связи с завершением Второй мировой войны. Головной корабль серии – линкор «Айова» был спущен на воду 27 августа 1942 года и вступил в строй 22 февраля 1943 года.
Линкоры типа «Айова» создавались как быстроходный вариант линкоров типа «Саут Дакота». При этом их бронирование не претерпело изменений. Для достижения проектной скорости хода – 32,5 узла – потребовалось усилить мощность силовой установки, это вызвало рост водоизмещения кораблей на 10 тысяч тонн. Данный прирост справедливо посчитали неадекватной ценой лишь за дополнительные 6 узлов скорости хода, поэтому проектировщики разместили на корабле 9 новых 406-мм орудий с длиной ствола 50 калибров. Благодаря скорости хода в 32,5 узла «Айовы» считались самыми быстроходными линкорами в мире. При этом на скорости 15 узлов их дальность плавания достигала 17 000 миль (отличный показатель). Мореходность также была хорошей, превосходя по этому показателю предшественников. В целом американским инженерам удалось создать отличную серию боевых кораблей со сбалансированным набором характеристик, которые оставались на службе (с перерывами) более 50 лет.

Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Одним из спорных моментов в конструкции линкоров типа «Айова» был отказ американцев от противоминного калибра. Большая часть линкоров того временного периода в обязательном порядке получала как минимум дюжину 152-мм орудий и еще батарею из 12-16 крупнокалиберных зенитных пушек. Американцы в этом плане проявили неслыханную дерзость, оснастив «Айову» 20 универсальными пятидюймовыми (127-мм) артиллерийскими орудиями, которые были расположены в 10 спаренных установках. Данное орудие оказалось отличным средством ПВО, при этом данного калибра было достаточно и для борьбы с эсминцами противника. Как показала практика вдвое меньшая БЧ и масса снарядов успешно компенсировались огромной скорострельностью универсальных орудий (12-15 выстрелов в минуту) и феноменальной точностью огня, за счет использования совершенной на тот момент СУО Mk.37, которая использовалась для стрельбы и по воздушным, и по надводным целям.
Неслучайно в годы Второй мировой войны благодаря мощному вооружению, которое дополнялось 19 счетверенными 40-мм «Бофорсами» и 52 сдвоенными и одиночными 20-мм «Эрликонами», линкоры «Айова» входили в состав быстроходных авианосных соединений, играя роль ядра ордера ПВО. Если говорить о технической стороне вопроса то между «Бисмарком», который был введен в строй в 1940 году, и «Айовами» (1943-1944 годы) лежала настоящая технологическая пропасть. За это небольшое время такие технологии как радиолокация и системы управления огнем (СУО) сделали грандиозный шаг вперед.
Реализованные технические решения и заложенный в корабли потенциал сделали американские линкоры типа «Айова» по-настоящему долгоиграющими кораблями. Они приняли участие не только во второй половине Второй мировой войны, но и в войне в Корее. А два линкора – «Миссури» и «Висконсин» принимали участие и в боевых действиях против Ирака с января по февраль 1991 года во время проведения знаменитой операции «Буря в Пустыне».
Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Линкор «Айова», 1944 год
При этом еще в 1945 году казалось, что Вторая мировая война навсегда изменила представление военных о линкорах, поставив крест на практически столетней истории броненосных кораблей. Японский суперлинкор «Ямато», равно как и его систершип «Мусаси», которые могли потопить любой неприятельский корабль в артиллерийском бою, стали жертвами налетов американской авиации. Каждый из этих линкоров получил во время массированных атак порядка 10 попаданий торпед и около 20 попаданий авиабомб. Ранее, еще в 1941 году при атаке американской военно-морской базы Пёрл-Харбор японские торпедоносцы сумели потопить 5 американских линкоров и серьезно повредили еще три. Все это давало повод военным теоретикам говорить о том, что главной ударной силой на море отныне становятся авианосцы, которые в составе боевых групп в состоянии уничтожить любой корабль вражеского флота.
Да и преимущества новых линкоров оборачивались их ахиллесовой пятой. Решающее значение приобретала не мощность артиллерии главного калибра, а точность ее стрельбы, которая обеспечивалась применением сложных дальномеров и радарных установок. Данные системы были очень уязвимы для артиллерийского огня противника, а также атак с воздуха. Лишившись своих «глаз» линкоры со своей артиллерией главного калибра мало что могли сделать в бою, вести точный огонь было практически нереально. Свою роль играло и развитие ракетного вооружения.
В течение всех послевоенных лет США и другие государства постепенно выводили свои линкоры из состава флота, разукомплектовывая грозные боевые корабли и отправляя их на металлолом. Однако такая судьба минула линкоры типа «Айова». В 1949 году выведенные в резерв корабли вновь вернули на службу. Они использовались в годы Корейской войны, в ней приняли участие все четыре линкора. Линкоры использовались для подавления артиллерийским огнем «точечных» целей.

Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Залп главного калибра линкора «Айова», 1984 год
После завершения войны в 1953 году корабли вновь отправили на покой, но ненадолго. Началась война во Вьетнаме и к «услугам» линкоров типа «Айова» было решено вернуться вновь. Правда, на войну теперь отправился один лишь «Нью-Джерси». И в этот раз линкор использовался для артиллерийских ударов по площадям, поддерживая операции морской пехоты США в прибрежных районах Вьетнама. По мнению военных экспертов, один такой линкор во время Вьетнамской войны заменял собой не менее 50 истребителей-бомбардировщиков. Однако в отличие от авиации, свои задачи ему не мешали выполнять системы ПВО противника, а также плохая погода. Линкор «Нью-Джерси» всегда был готов поддержать сражающиеся на берегу войска артиллерийским огнем.
Стоит отметить, что основным снарядом линкоров «Айова» считался «тяжелый» бронебойный снаряд Mk.8 массой 1225 кг с зарядом взрывчатого вещества (ВВ) 1,5 процента от массы. Данный снаряд специально был спроектирован для боя на дальних дистанциях, он был оптимизирован для пробития палуб кораблей противника. Для обеспечения снаряду более навесной траектории, как у линкоров «Саут Дакота», был применен пониженный заряд, который обеспечивал снаряду начальную скорость в 701 м/с. В то же время полный заряд пороха – 297 кг обеспечивал начальную скорость полета – 762 м/с.
Однако к концу Второй мировой войны данные линкоры применялись в основном для нанесения ударов по береговым целям, поэтому в их боекомплект вошли фугасные снаряды Mk.13. Такой снаряд весил 862 кг, а относительная масса ВВ составляла уже 8,1 процента. Для увеличения живучести стволов орудий при ведении огня фугасными снарядами использовался пониженный заряд пороха массой 147,4 кг, который обеспечивал снаряду начальную скорость 580 м/с.

Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Запуск ракеты BGM-109 «Томагавк» с борта линкора типа «Айова»
В 1950-60-е годы линкоры проходили лишь незначительную модернизацию. С них демонтировались 20-мм, а затем и 40-мм автоматические пушки, а также меняли состав радиолокационного вооружения, меняли системы управления огнем. При этом ценность линкоров в эпоху ракетных кораблей стала достаточно низкой. К 1963 году американцы исключили из состава флота находившиеся в резерве 11 линкоров других типов и 4 «Айовы» остались последними линкорами ВМС США.
Вернуть эти линкоры из резерва решили в конце 1970-х годов, модернизация кораблей была проведена в 1980-е годы. Причин, почему это было сделано, несколько. Самая простая и очевидная причина – мощное артиллерийское вооружение линкоров, которое по-прежнему можно было использовать, учитывая огромные запасы снарядов к 406-мм орудиям. Уже в 1970-е годы в самый разгар холодной войны некоторые специалисты поднимали вопрос о расконсервации линкоров типа «Айова». В качестве обоснования данного решение приводился расчет стоимости доставки боеприпасов к цели. Американцы проявили практичность и посчитали, что 406-мм орудия «Айовы» за 30 минут смогут выпустить по цели 270 фугасных 862-кг снарядов общей массой 232,7 тонны. В то же время авиакрыло атомного авианосца «Нимитц», при условии выполнения каждым самолетом трех вылетов, за день могло бы сбросить на противника 228,6 тонны бомб. При этом стоимость доставки тонны «боеприпасов» для «Нимитца» составляла 12 тысяч долларов, а для линкора «Айова» – 1,6 тысячи долларов.
Понятно, что сравнение доставляемой массы боеприпасов не совсем корректно, так как авиация в состоянии наносить удары на гораздо большем удалении по сравнению с линкором. Также благодаря большей массе взрывчатого вещества бомбы обладают большей площадью поражения. Несмотря на это, в конце Второй мировой войны, во время войн в Корее и во Вьетнаме возникало достаточное количество задач, которые могли быть решены тяжелой корабельной артиллерией, причем с наибольшей эффективностью и меньшими затратами. Свою роль играл и тот факт, что в американских арсеналах скопилось около 20 тысяч 406-мм снарядов, а также 34 запасных ствола к орудиям линкоров. В 1980-е годы планировалось даже создать сверхдальнобойные снаряды. При весе 454 кг они должны были иметь начальную скорость полета 1098 м/с и дальность 64 км, однако дальше экспериментальных образцов дело не пошло.
Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Пусковые установки ПКР «Гарпун» и ЗАК «Фаланкс» на линкоре «Нью Джерси»
В ходе модернизации линкоров типа «Айова» в 1980-е годы с них были демонтированы по 4 из 10 спаренных 127-мм артиллерийских установок. На их месте были расположены восемь бронированных счетверенных пусковых установок Mk.143 для запуска крылатых ракет BGM-109 «Томагавк» для ведения огня по наземным целям с боезапасом в 32 ракеты. Дополнительно на кораблях устанавливалось по 4 установки Mk.141 по 4 контейнера в каждой для 16 противокорабельных ракет RGM-84 «Гарпун». Ближнюю противовоздушную и противоракетную оборону должны были обеспечить 4 зенитных артиллерийских комплекса Mk.15 «Вулкан-Фаланкс». Каждый из них состоял из шестиствольной 20-мм пушки M61 «Вулкан», которая была стабилизирована в двух плоскостях и обладала автономной радиолокационной системой управления огнем. Помимо этого на надстройках линкоров были расположены 5 стационарных позиций для ПЗРК «Стингер». Полностью было обновлено радиолокационное оборудование кораблей. В кормовой части линкоров появилась вертолетная площадка. А в декабре 1986 года на «Айове» дополнительно установили устройство для старта и посадки БПЛА «Pioner». При этом экипаж линкоров существенно сократился, в 1988 году на «Айове» несли службу 1510 человек, а в 1945 году экипаж корабля состоял из 2788 человек, в том числе 151 офицера.
Как отмечается в блоге naval-manual.livejournal.com линкоры понадобились США не только, как крупные артиллерийские корабли, способные эффективно бороться с береговыми целями. Идея восстановления имеющихся линкоров возникла во второй половине 1970-х годов и была реализована на практике в рамках программы «600 кораблей» администрации Рейгана. В середине 1970-х годов лидеры, среди которых были адмирал Джеймс Холлоуэй, секретарь флота В. Грэхэм Клэйтор (младший), помощник секретаря Джеймс Вулси добились установления консенсуса в Вашингтонском военно-морском округе – американскому флоту необходимо было биться за превосходство на море против СССР. Наиболее эффективным вариантом действий против советского флота рассматривались наступательные операции.
На техническом и оперативном уровнях ВМС США столкнулись в тот период с двумя сравнительно новыми проблемами: существенным ростом количества советских надводных кораблей, оснащенных противокорабельными ракетами; и увеличением районов, которые могли стать ареной боевых действий – теперь к числу потенциальных горячих точек планеты добавились и Индийский океан и Карибский бассейн. В соответствии с идеей о том, что американский Тихоокеанский флот должен активно действовать по месту своей прописки (ранее планы допускали переброску основных сил флота в Атлантику), все это требовало наращивания количества кораблей в составе американского флота. ВМС США должны были в случае необходимости вести активные боевые действия сразу на пяти направлениях одновременно (Северная Атлантика, Средиземное море, советский Дальний Восток, Карибский бассейн и Индийский океан).
Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Надводная боевая группа с линкором «Айова»
Флот также планировал сформировать 4 надводных боевых группы (НБГ), которые представляли собой меньшие боевые группы, не включающие в свой состав авианосцы. Очевидной ролью четырех линкоров типа «Айова» становилась роль центрального элемента данных групп. Американцы планировали, что в состав таких групп войдут линкор, крейсер типа «Тикондерога» и три эсминца типа «Арли Бёрк». Вооруженные крылатыми ракетами такие НБГ будут эквивалентны советским боевым группам и смогут действовать самостоятельно как активные ударные группы в зонах умеренной угрозы. Особенно эффективны они могли бы быть при осуществлении операций против береговых целей и поддержке десантных операций, благодаря мощной артиллерии и крылатым ракетам.
По замыслам американских стратегов подобные надводные боевые группы во главе с линкором могли действовать как самостоятельно, так и совместно с авианосными ударными группами. Действуя независимо от авианосцев, НБГ могли обеспечивать возможность «надводной войны» в районах с пониженной подводной и воздушной угрозой (к таким районам относили Индийский океан и Карибский бассейн). Линкоры при этом оставались зависимыми от своего эскорта, который обеспечивал их противоздушную и противолодочную оборону. В зонах с высокой угрозой, линкоры могли действовать, как часть более крупной авианосной ударной группы. При этом за линкорами записали сразу три роли – атака надводных и наземных целей, поддержка десанта.
В то же время огневая поддержка десанта (борьба с наземными целями) была одной из основных задач линкоров типа «Айова» в 1980-е годы, но она не была, по всей видимости, главной причиной их расконсервации. В те годы мысли американского военного командования были сосредоточены не у берегов, а в открытом море. Идея сражения с советским флотом, а не проекция силы в различных регионах Мирового океана, стала доминирующей. Это подтверждается и тем, что линкоры были модернизированы и возвращены в строй на пике борьбы с ВМФ Советского Союза – и отправлены в отставку как раз после того, как пик этот был пройден (показательный факт). Линкор «Айова» был выведен в резерв 26 января 1990 года, «Нью-Джерси» – 2 февраля 1991 года, «Висконсин» – 30 сентября 1991 года, «Миссури» – 31 марта 1992 года. Два последних даже поучаствовали в боевых действиях против Ирака во время операции «Буря в пустыне».

Для чего США вернули в строй линкоры типа «Айова»

Линкор «Миссури» в составе АУГ во главе с авианосцем «Рейнджер»
Возвращая корабли в строй в 1980-е годы, руководство американского флота рассматривало НБГ, построенные вокруг линкоров типа «Айова», как самостоятельное средство борьбы с советскими надводными кораблями – как минимум в тех районах, где отсутствовала угроза массированного использования советской авиации. Помимо всего прочего, линкоры, видимо, должны были решать задачу борьбы с надводными кораблями ВМФ СССР, которые висели «на хвосте» американских авианосцев. Для этого они могли включаться в состав АУГ. При этом вопрос о том, что являлось бы их основными оружием – «Томагавки», «Гарпуны» или 406-мм орудия – остается открытым. Тесный контакт американских и советских боевых кораблей в те годы допускал использование артиллерии с обеих сторон. В этой ситуации высокая огневая мощь линкоров, дополненная их бронированием и живучестью, становились достаточно ценными преимуществами. Неслучайно, в 1980-е годы американские линкоры, прошедшие модернизацию и получившие ракетное вооружение, регулярно привлекались к учебным артиллерийским стрельбам по надводным целям. В этом смысле исполины конца Второй мировой войны вернулись в состав американского флота в 1980-е годы именно как линкоры.

Источник - Русская весна (rusnext.ru)
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 334
Распечатать
Комментировать